Лужицкие сербы, казахи, немцы и черкесы: исторические параллели
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Владислав ГУЛЕВИЧ | 10.09.2012 | 00:00
1 комментариев
С началом активных действий Вашингтона по претворению в жизнь плана «Большого Ближнего Востока» в этом регионе планеты обнажился ряд вопросов, требующих незамедлительного решения. Один из них – черкесский.
Главное требование лиц, выступающих от имени всех зарубежных черкесов, к российским властям, заключается в двух словах: геноцид и репатриация. Включая требования к России покаяться в, будто бы, имевшем место геноциде черкесского народа и поспособствовать возвращению на историческую родину потомков кавказских мухаджиров.
О недопустимости проецировать политико-этические нормы сегодняшнего дня (демократия, права человека) на события полуторовековой давности, т.е. применять юридическое понятие геноцида к событиям Кавказской войны, писалось неоднократно. Понятие геноцида подразумевает желание одного народа искоренить другой народ. Например, как это было в дудаевской Чечне. Ничего подобного во взаимоотношениях черкесов с властями Российской империи не происходило, чему свидетельством служат биографии известных черкесов – от военных до учёных. Откуда же в таком случае они могли появиться, если черкесский народ якобы столетиями подвергался геноциду со стороны русских (как утверждают наиболее эпатажные сторонники теории геноцида)?
Геноциды столетиями не творятся. Геноцид – это взрыв крови, предельное напряжение массовых насильственных действий, а не вялая охота время от времени. Гитлеровский геноцид евреев, славян и др. народов уложился в 6 лет (1939-1945). Это было, действительно, напряжённый выплеск жаждущей крови германской энергии на соседние народы. Тут было не до «толкания плечами», которое может длиться десятилетиями.
Кавказская война – это типичный пример «толкания плечами», когда враждующие стороны не усматривали в своём противостоянии неснимаемых противоречий и непримиримых экстраполяций. Опять же, последующее наличие черкесов среди других народов России и биографии наиболее достойных из них, творивших уже после того, как «русский геноцид» закончился, тому пример. Показательна и история знаменитой Кавказской туземной конной дивизии. Она была сформирована, в т.ч., из добровольцев Кабарды, Адыгеи, Черкесии, Карачая, Абхазии, Ингушетии, Чечни и Дагестана. Приверженцам «геноцидной теории» необходимо либо отказаться от чествования тех сынов черкесского народа, которые, влившись в российское общество, сообща с другими народами трудились и воевали на благо Российской империи (а впоследствии, и СССР), и отказать им в чувстве патриотизма и порядочности (как же, воевали во благо тех, кто подверг геноциду их родной народ), - либо признать их заслуги, как боевые, так и интеллектуальные, и их право быть образцами для подражания и историческим ориентиром для молодого поколения. А это значит, самим противоречить собственной теории геноцида.
Не стоит также забывать, что царские власти не только желали выезда черкесов за пределы империи, но иногда, напротив, пытались остановить черкесскую эмиграцию.
Вопрос репатриации зарубежных черкесов в РФ тоже требует взвешенного подхода. Прежде всего, потому, что массовый наплыв переселенцев может спровоцировать социальный взрыв. Причём конфликтные ситуации возможны не только между приезжими и славянским населением, но между приезжими черкесами и черкесами российскими. У Казахстана имеется в этом плане печальный опыт, когда, объявив программу по возвращению на историческую родину зарубежных казахов, власти столкнулись с проявлениями культурно-социального неприятия приезжих (их называют оралманами) «казахстанскими» казахами. Адаптация оралманов, несмотря на помощь государства, не всегда проходит гладко. Языковые, культурные и религиозные различия затрудняют быстрое включение оралманов в жизнь казахстанского общества.
Интеграцию оралманов в казахстанское общество и их последующее трудоустройство значительно затрудняет их незнание русского языка, а льготы, получаемые от государства, привели к проявлению враждебности к ним коренных казахов. Дошло до того, что оралманы стали считать сам термин «оралман» (досл. «возвращенец») оскорбительным. В качестве психологической защиты они обратились к абсолютизации своих этнических особенностей, утверждая, что именно они являются «правильными» казахами – в отличие от казахов Казахстана.
Власти расселяют оралманов в традиционно русскоязычных северных районах республики, а не в предпочитаемых оралманами южных областях. К тому же, из-за наплыва репатриантов руководство республики не всегда в состоянии соблюсти взятые на себя перед ними финансовые обязательства. Оралманы прибывают в Казахстан из Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана, Китая, Монголии. Всего их прибыло в республику более миллиона, а среди городов с высокой численностью оралманов – Жанаозен, где зимой 2011 г. произошли крупные социальные волнения, и пролилась кровь. Совпадение?
Киргизия также взялась за репатриацию зарубежных киргизов. Киргизских репатриантов называют кайрылманами, но экономические проблемы Бишкека затрудняют переезд последних на историческую родину.
Из всех стран СНГ наиболее полно программу по переселению соотечественников выполняет Россия. Этой программой могут воспользоваться и зарубежные черкесы, но они этого делать, почему-то, не хотят.
В Германии проживает немногочисленный уже народ – лужицкие сербы (они же серболужичане). Некогда треть территории современной Германии населяли славяне. Память о них сохранилась в германской топонимике – Цвиккау (Цвиков), Лейпциг (Липск), Штральзунд (Стралово). В процессе борьбы с германцами местные славяне были наполовину уничтожены, наполовину ассимилированы. Такие германские фамилии как Рендулич, Браухич, Тирпич (линкор «Тирпиц»), знаменитый Штирлиц (т.е. Штирлич) имеют лужицкое происхождение. Из множества славянских племён (ободриты, руяне, лютичи, мильчане и т.д.) до сегодняшнего дня дожили только лужицкие сербы («двоюродные братья» сербов балканских). Сейчас серболужичан – всего 60 000. Умирает их язык, умирает культура. Серболужицкая молодёжь германизируется. Автор гимна лужицких сербов и классик серболужицкой литературы Хандрий Зейлер (1804-1872) написал проникновенное стихотворение «Где серба родной край?», в котором вопрошал, где же родина сербов – в Пруссии ли, Литве ли, Чехии, Польше, на Балканах или в России (на всех этих территориях проживают сегодня потомки лужичан, вынужденно покинувшие родину под натиском германизации). В конце Х. Зейлер сам даёт ответ на свой вопрос: родина сербов простирается от берегов Лабы (Эльбы) и Дуная до Чёрного моря и Камчатки.
Но наличие в ваших жилах серболужицкой крови не даёт вам права на беспрепятственную репатриацию в Германию! Немцы вообще крайне неохотно вспоминают о славянском прошлом своей страны. Когда археологи находят на территории Германии следы пребывания здесь многочисленного некогда славянского населения, эта новость подаётся приглушённо, тихо, незаметно, а может и вовсе быть обойдена молчанием. Финансирование серболужицких культурных организаций постоянно урезается, что для горстки говорящих ещё по-серболужицки людей равносильно забвению собственных корней. Сравните с положением черкесской культуры в России!
Первоочередное право поселиться в Германии имеют этнические немцы (фольксдойче), которые проживают, преимущественно, в бывшем СССР. Но разница в менталитете между немцами Германии и фольксдойче из СНГ оказалась разительной настолько, что теперь российскому, украинскому или казахстанскому немцу переселиться в Германию не так легко, как раньше, а в обиходе даже появился термин «германороссы», обозначающий русскоязычных немцев из республик СНГ, как отличных по менталитету и культуре от немцев Германии.
Напоследок цитата из статьи Джорджа Фридмана, руководителя разведывательно-аналитической компании «Стрэтфор», которую часто называют «теневым ЦРУ» «Аризона, приграничье и американо-мексиканские отношения»: «Иммиграция в любую страну – это дестабилизирующий фактор. Миграция евреев в Израиль – самый худший сценарий развития ситуации в приграничных регионах… Одна из характерных черт израильско-палестинского конфликта – взаимная демонизация» (1).
Если черкесским репатриантам важна стабильность, они должны принять эту информацию к сведению.
1) George Friedman Arizona, Borderlands and U.S.-Mexican Relations (Stratfor, August 3, 2010)
Специально для kavkazoved.info
Кавказская война черкесы этничность / этнополитика