Кастинг армянского «Саакашвили» вступил в завершающий этап?
Публикации | Севада ТОНУНЦ | 31.08.2012 | 01:01
7 августа с.г., за день до рабочего визита президента Армении Сержа Саргсяна в Москву, в Ереване произошло весьма знаменательное событие, оставшееся почти незамеченным со стороны практически всех армянских СМИ и экспертно-политологических центров. То ли сказывается несусветная жара в «мертвый» сезон отпусков, то ли нежелание оппозиционных и тем более провластных сил акцентировать внимание на важности этого события. А суть последнего в том, что посол США в РА Джон Хефферн выступил в своем видеоблоге с не очень афишируемым заявлением о «растущей эффективности гражданского общества Армении» и прозрачно намекнул властям республики о возможностях Соединенных Штатов усилить протестные настроения в стране. С учетом недавних заявлений главы госдепа США Хиллари Клинтон о «превосходных лидерских» качествах Сержа Саргсяна и «связанных с ним надеждах Барака Обамы» демарш американского посла кажется, как минимум, неожиданным. Но это только на первый взгляд…
Как известно, прервав свой летний отпуск, президент Армении в рамках рабочего визита выехал 8 августа в Москву. По сообщению официальных армянских источников, на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным Серж Саргсян заявил, что «Армения высоко ценит армяно-российское стратегическое партнерство»и «для Армении незыблемы добрые взаимоотношения между двумя народами, заложенные как в прошлом, так и в настоящем». Президент Армении подчеркнул, что «это исторический выбор наших народов. Мы высоко ценим его. Именно по этой причине мы ведем последовательную политику углубления этих взаимоотношений. И я хочу сказать, что к 20-летию установления дипотношений между нашими странами мы пришли с солидными наработками во всех сферах. И Вы внесли в это большой вклад. Мы последовательно ведем политику углубления отношений с Россией. Мы хотели бы развивать наш политический диалог на высочайшем уровне, равно как и на других уровнях».
По словам Сержа Саргсяна, «вэтом смысле текущий месяц плодотворен: с официальным визитом Армению посетили пять российских руководителей высшего уровня. Несмотря на посткризисный период, наш торговый оборот приближается к миллиардному рубежу, хотя я считаю, что это не предел и в ближайшие два-три года наш торговый оборот возможно удвоить и утроить. Сегодня имеет место хорошее сотрудничество в гуманитарной сфере. Этому способствует подписанный несколько месяцев назад большой гуманитарный договор. Набирает темпы и военно-техническое сотрудничество. В 2010 году мы продлили срок пребывания российской военной базы в Армении. Мы считаем, что присутствие российской военной базы в РА исходит из интересов нашей безопасности.
Осенью в Армении пройдут учения ОДКБ. В целом я считаю, что посредством углубления наших взаимоотношений мы можем способствовать укреплению мира и безопасности на Кавказе».
Владимир Путин также выразил удовлетворение развитием армяно-российских экономических отношений, подчеркнув, что товарооборот за первое полугодие текущего года возрос на 32%. По его словам, РФ уверенно занимает первое место среди торгово-экономических партнеров Армении. В сфере экономики отношения между РА и РФ, по словам президента Путина, весьма диверсифицированы. Он также отметил, что поддерживаются постоянные контакты по всем направлениям – президентским, правительственным и парламентским – и они планомерно развиваются.
Президент РФ высоко оценил работу армяно-российской межправительственной комиссии. Осенью сего года, как заверил В.В. Путин, намечена встреча армянских и российских коллег и перед ними поставлена задача – разработать программу развития армяно-российских отношений в области экономики до 2020 года, составить дорожную карту.
В ходе беседы лидеры обсудили ряд ключевых вопросов двустороннего сотрудничества в политической, гуманитарной и торгово-экономической сферах. Россия является главным иностранным инвестором и одним из основных торговых партнёров Армении: накопленный объём российских капиталовложений превысил 2,8 миллиарда долларов в январе–мае 2012 года, двусторонний товарооборот составил 434,8 миллиона долларов.
Кроме того, на встрече была рассмотрена проблематика взаимодействия России и Армении в рамках евразийских интеграционных процессов, в частности, в таких структурах, как СНГ и ОДКБ, а также актуальные темы международной и региональной повестки дня, в том числе ситуация в Закавказье.
Подобное развитие событий, по всей вероятности, явно не устраивает Запад и, в первую очередь, Соединенные Штаты. Именно этим можно объяснить элементы плохо скрытых угроз в заявлении посла США в Армении, озвученные в преддверии визита армянского лидера в РФ. Отметим некоторые из них. К примеру, г-н Хефферн подчеркивает ту мысль, что «по проведенному недавно изучению американского Агентства международного развития, Армения по уровню развития гражданского общества занимает второе место среди постсоветских стран». Или «недавно мы стали очевидцами нескольких эффективных движений, в рамках которых армяне выступали с позиции стимулирования положительных изменений».
Чтобы у заинтересованных слушателей и читателей из госведомств Армении не осталось сомнений относительно того, какие «движения» в РА США считают «эффективными», посол Хефферн пояснил: «В июне госсекретарь Клинтон и международное сообщество выразили свою оценку экологам, которые посредством мирных акций защитили водопад Трчкана и примыкающую к нему охраняемую территорию. Другая часть той же группы экологов достигла успехов в вопросе сохранения зеленого участка Парка Маштоца. Гражданское общество также проявило активность в вопросе исторического Крытого рынка в Ереване. А совсем недавно, впоследствии произошедшего в ресторане «Арснакар» инцидента, появилась большая протестная волна, участники которой требовали подвергнуть ответственности виновных за трагический случай избиения до смерти военного врача». Как отмечает Хефферн, гражданское общество Армении «растет, и, как показывают указанные примеры, оно с каждым днем становится все более мощным и более эффективным».
Для читателей, не искушенных в хитросплетениях внутриполитической жизни Армении, напомним, что все эти события, скрупулезно перечисленные послом США, в последний период всерьез подорвали позиции правящей Республиканской партии Армении во главе с президентом Сержем Саргсяном. Из некоторых этих весьма неприятных для власти ситуаций правящая сила выпуталась, что называется, сохранив лицо, из других - ей еще предстоит выпутаться, если, конечно, в дело не вмешаются профессионально подготовленные специалисты из посольства США и других американских ведомств.
А они, судя по всему, готовы вмешаться. Вот что сказал Джон Хефферн в том же заявлении от 7 августа: «Однако многое еще предстоит сделать. Одним из препятствий перед гражданским обществом Армении является правовое ограничение для этих организаций в получении оплаты за предоставленные услуги, что позволило бы последним быть финансово более обеспеченными. В Соединенных Штатах мы налоговым законодательством содействуем общественным организациям. Несмотря на проблемы, нуждающиеся в решении, гражданскому обществу Армении есть чем гордиться. Мы приветствуем тех храбрых и преданных армян, которые каждый день активно работают с целью обеспечения положительных изменений. А мы, где можем, с радостью выступаем как партнеры, чтобы Армения стала более мощной, более благоустроенной и более демократической страной».
Второй информационно-психологический удар по властям РА, так сказать, для «полноты ощущений», был нанесен посредством агентства Рейтер, распространившем на днях информацию, согласно которой Иран прорывает международные санкции, осуществляя финансовые операции якобы через армянские банки. В адрес Армении, по сути, прозвучало обвинение в пособничестве ядерной программе Исламской Республики в обход международных санкций. Официальный Ереван среагировал на публикацию в Рейтер оправдательным заявлением Центробанка РА о том, что информация Рейтер не соответствует действительности. Однако после этого Серж Саргсян «вдруг» решил не принимать участия в саммите Движения неприсоединения в Тегеране, хотя до сообщения агентства Рейтер принял приглашение своего иранского коллеги, которое передал ему находившийся в Ереване министр внутренних дел ИРИ. 29 августа стало известно, что в Тегеран едет не Серж Саргсян, а министр иностранных дел РА Эдвард Налбандян.
Дипломатический «книксен»Еревана показался Вашингтону недостаточно убедительным, в результате чего посол США в РА, буквально на следующий день - 30 августа, опубликовал интервью одному из проамерикански настроенных СМИ Армении, в ходе которого высказал немало примечательных мыслей. На сей раз он не ограничился сферой «дипломатическоготумана» и изящных недомолвок: для особо непонятливых господин Хефферн заговорил почти открытым текстом. Цитируем: «Страна не может иметь только одного партнера и уповать только на одну отрасль. Мы стремимся, чтобы Армения направила свои взгляды и на Запад. Мы не хотим конкуренции, не хотим занимать чье-то место, но считаем, что Армении было бы полезно идти в направлении западных ценностей. Кстати, это могло бы привести и к росту инвестиций».
Еще одно откровение от Хефферна: «…мы считаем, что основным двигателем являются не ресурсы, а политическая воля, и тем, кто разрабатывает политику - гражданскому сектору, СМИ - мы говорим о важности политической воли, смелых шагов.
…Я не буду говорить от имени ЕС, скажу только, что поддержка предполагает определенные условия, потому что экономический прогресс невозможен без политической воли. И мы не хотим вкладывать деньги своих налогоплательщиков с риском. Правда, если бы мы не верили в успех этой страны (Армении – С.Т.), то вообще здесь не работали бы - у нас есть большой опыт поддержки, крупные программы, которые продолжаются.
Но мы хотим направить средства на трансформацию стереотипов, способствовать, чтобы в Армении сложилась экономика, основанная на интеллектуальной платформе. Это наша цель - мы не направляем средства на формирование инфраструктур, мы хотим, чтобы здесь сформировалась интеллектуальная экономика.
…Что касается «Вызовов тысячелетия», то они работают только при наличии определенных условий. Есть 13 параметров, и ключевыми являются благое правление и антикоррупционная политика. К сожалению, этим параметрам Армения не соответствует».
Досталось властям и по делу экс-министра ИД РА и «экс»-гражданина США Вардана Осканяна с его фондом «Сивилитас». Как известно, власти Армении обвинили его в отмывании денег известных мормонских организаций США: «Мы внимательно наблюдаем за делом. Фонд Сивилитас и Сивил.нет очень важны для будущего Армении, мы с ними работали и будем работать. Я не знаю подробностей дела, но уж слишком подозрительным был политический календарь этого дела. Надеюсь, все выяснится».
Пока не известно, как среагирует Ереван на этот психологический натиск американского посла. По мнению местных наблюдателей, Соединенные Штаты по сей день никак не могут определиться в вопросе президента Армении – страны, занимающей в региональных планах Запада довольно серьезное место. Складывается впечатление, что Вашингтон не знает, кого поддержать: одного из лидеров армянской оппозиции или президента РА? Что эффективнее: пытаться и дальше давить на Сержа Саргсяна и вырвать у него уступки в вопросах смены внешнеполитической ориентации в сторону Запада или же по-прежнему делать ставку на раздробленные пока оппозиционные силы? На постаревшего Тер-Петросяна, по-видимому, уже надежд никаких: «великий гуру» всех армянских западников с недавних пор жестоко разочаровал местных атлантистов, публично уличив Запад в лицемерии и наладив тактическое сотрудничество с одним из провластных сил (после чего первого президента РА покинула радикально настроенная часть его соратников). А может взрастить нового лидера, этакого армянского Саакашвили, целиком и полностью ориентированного на Запад? Судя по всему, администрация Обамы пытается подстраховаться, работая с властями и оппозицией одновременно. Наблюдатели отмечают, что оба сценария Белого Дома имеют примерно одинаковые шансы на успех в самом ближайшем будущем.
Существует, однако, небольшая деталь. Если лагерь экс-президента Армении до последней поры считался в Вашингтоне наиболее прозападно настроенной политической силой республики, то с недавних пор, благодаря определенным шагам Сержа Саргсяна во внешней политике, акценты американских стратегов, по всей вероятности, несколько сместились в пользу последнего. На это намекнула и побывавшая недавно в Ереване Хиллари Клинтон. Армения не раз принимала участие в военных маневрах НАТО - (к примеру, на Украине – «Си Бриз» или в Грузии - «Немедленный ответ»). Нынешний руководитель республики предпринимал и еще может предпринять практические шаги для установления дипломатических отношений с Турцией на пока непонятных для Армении условиях. В вопросе Нагорного Карабаха Серж Саргсян давно отказался от популярных патриотических лозунгов, выступая с подчеркнуто миролюбивых позиций. Руководитель страны принимает также активные меры для удовлетворения требований различных европейских структур. Иначе говоря, претворяет в жизнь все то, что спокойно уместилось бы в рамках предвыборной программы прозападных конкурентов от оппозиции.
На этом фоне сомнения вашингтонской администрации вполне понятны. И впрямь: если нынешний президент Армении худо-бедно, но претворяет в жизнь какую-то часть известных программных установок США, зачем связывать надежды с более чем 60-летним Тер-Петросяном, в особенности учитывая его последние пассажи о двойных стандартах Запада и такой же проблематичный рейтинг в армянской общественной среде, что и у нынешних руководителей РА?
Но, судя по последним событиям, сомнениям, видимо, приходит конец: доверие американской стороны к нынешним властям Армении тоже расшатано, причем довольно основательно. И дабы официальный Ереван вдруг не сбился с избранного курса, подконтрольная США радикальная оппозиция Армении в недалеком прошлом время от времени приступала к «раскачиванию» внутриполитической обстановки в стране. Однако «неожиданная трансформация» политических взглядов Левона Тер-Петросяна «обезглавила» прозападную оппозицию Армении, лишив ее харизматичного и, надо признаться, довольного эффективного лидера. Судя по тому, что «черновую» функцию по «раскачиванию» ситуации в РА в последние дни выполняет лично посол Хефферн, Соединенные Штаты пока не определились и в вопросе окончательного выбора руководителя оппозиционных сил страны.
Но по поступающим ныне сведениям, они очень близки к тому, чтобы остановиться в этом контексте на кандидатуре Арама Саркисяна – главы оппозиционной партии «Республика», заявившего недавно ереванским СМИ, что «Армении нечему учиться у России».
Расхождения между Сержем Саргсяном и Арамом Саркисяном ограничиваются не только разным правописанием их одинаковых фамилий. Если президент РА является сторонником внешнеполитического комплементаризма – то есть равноудаленности от всех мировых центров силы или, скорее, «равноприближенности» к ним с подчеркнутой приоритетностью национальных интересов РА, то лидер «Республики» – это частый гость США и завсегдатай посольства этой страны, деятель с давно определившимися внешнеполитическими предпочтениями. А. Саркисян считается выразителем интересов самых радикальных слоев армянской оппозиции, ее острием, таранной силой, по предварительным данным, предназначенной для расчистки пути основному и пока скрытому от глаз лидеру протестного электората. Крайне эмоциональный и фанатично преданный «западным ценностям» руководитель «Республики», по его же заявлениям, не раз проводил «серьезнейшие и очень полезные встречи» с представителями законодательной и исполнительной власти США, влиятельных политических партий, практически всех американских центров стратегических исследований. Как заявлял СМИ Саркисян, «но самые важные встречи» у него состоялись с высокопоставленными представителями госдепартамента США. После этого лидер «Республики» заверял армянскую общественность, что в США есть «огромная заинтересованность» в «улучшении ситуации в РА» и особенно президентских выборов в Армении. «Они располагают четкой и очень точной информацией о том, что происходит в нашей стране, и … будут держать руку на пульсе событий и впредь… Нас приятно удивил тот факт, что авторитетные аналитические центры США высоко оценивают возможности армянской оппозиции, как самой активной и организованной в регионе», - заверял общественность А. Саркисян в недалеком прошлом.
С тех пор неистовый лидер «Республики» ушел в «тень» Левона Тер-Петросяна, добровольно уступив ему пальму несомненного оппозиционного первенства, однако с изменением политических воззрений последнего приступил к кипучей организационной деятельности в столице и регионах РА. По сообщениям многих армянских источников, партия «Республика» готовится кактивной политической деятельности уже с сентября нынешнего года – за 5 месяцев до президентских выборов в Армении, которые пройдут в феврале 2013 года. Согласно тем же сведениям, начиная именно с сентября во всех областях Армении будут учреждены офисы партии: примечательно, что первый из них будет в не в Ереване, где более активно протекают политические процессы, а в Гюмри, где расположена российская военная база, демонтажа которой так добивается сегодня Запад. Данный шаг в преддверии президентских выборов может означать, что партия намерена самостоятельно принять в них участие. По всей видимости, «Республика» готовится к выдвижению кандидатуры лидера партии Арама Саркисяна на пост президента Армении. Основные требования этой силы с удивительной точностью перекликаются с глубокомысленными умозаключениями посла США о развитии демократии и гражданского общества в Армении.
Как говорится, комментарии излишни. Наблюдателями из разных столиц давно подмечено, что странам, где США приступают к «совершенствованию» «демократических» институтов и «развитию гражданского общества», ничего хорошего ждать не приходится. Всё обязательно закончится или их расчленением, или полной десуверенизацией - со всеми вытекающими отсюда трагическими последствиями. Тунис, Ливия, Египет и Сирия – это только начало готовящейся катастрофы…
Ереван, по материалам: bs-kavkaz.org
Армения Россия США