Черкесы бегут из воюющей Сирии в Россию
Публикации | 24.08.2012 | 01:08
Сотни черкесов из Сирии, в которой продолжаются боевые действия, прибывают в Кабардино-Балкарию и Адыгею, которые их предки покинули во второй половине ХIХ века. Они живут в гостиницах, санаториях и съёмных квартирах. Западные СМИ предупреждают: этим республикам грозит межэтнический конфликт, а на смену чеченскому террору может прийти черкесский.
Журналистки американской газеты «The Washington Post» Лора Миллс и Ирем Каракая, пообщавшиеся с прибывшими в Россию из Сирии черкесами, утверждают, что многие из них враждебно настроены к принявшей их стране. В качестве примеров они приводят высказывания 35-летнего Натаи Аль-Шаркаса. Он с улыбкой и явно выраженной гордостью рассказал: «Мой прадед убил русского офицера-командира и дезертировал. Его родного брата и двоих двоюродных насильно отправили на Русско-Турецкую войну конца 1870-х годов. Они должны были воевать с турками, которые так же как и они были мусульманами, а их султаны поддерживали черкесское сопротивление и предоставляли убежище для сотен тысяч из них. Убив старшего офицера, мой прадед присоединился к турецким ополчениям и окончил свою жизнь в Дамаске, тогда принадлежавшем Турции.
Огромному числу моих предков пришлось искать убежища в землях, которые занимает современная Сирия. Из-за резни, начавшейся там, нам пришлось вернуться на историческую родину».
Журналистки свидетельствуют, что у многих из приехавших по-прежнему сильна обида на Россию. Они намерены потребовать от российской власти признания геноцида черкесов. Люди переняли черты культуры другого государства, отчасти изменились их язык и обычаи. Очень вероятны конфликты с местным населением. А недоброжелательная настроенность вполне может подтолкнуть часть приехавших на террористическую деятельность.
С позицией американских журналисток согласен арабист и исламовед, доктор исторических наук, профессор Ефим Резван: «Казахстан пригласил на место покинувших страну русских и немцев, казахов из Монголии. Они приехали и практически сразу стали заявлять, что они настоящие казахи, а местные жители таковыми не являются. В свою очередь местным жителям непонятна культура пришлых «настоящих казахов». Для обоих сторон совместное проживание стало проблематичным.
Люди, перебирающиеся в нашу страну из Сирии, несут свою идеологию. Определённо сказать, что произойдёт в ближайшее время, невозможно. Хочется верить, что всё обойдётся. Однако среди них, похоже, есть люди, которые приехали сюда для радикальной деятельности. Если они ей займутся – нам мало не покажется!»
Тема признания геноцида черкесов стала активно подниматься в преддверии сочинской Олимпиады. В этом городе в 1864 году черкесы сдались войскам Российской Империи. Проживающие в других странах (и некоторые из приехавших к нам из Сирии) черкесы заявляют, что часть олимпийских объектов строится на могилах их предков. Представитель «Международной черкесской ассоциации» Халит Кадиоглу, заявил, что Сочи – открытая рана для нации, и они рассчитывают добиться признания в массовых убийствах от российского правительства.
В 2011 году власти Грузии признали убийства и высылку черкесов геноцидом и призвали Запад бойкотировать Олимпиаду. Российские власти ответили, что это решение - последствие напряжённых отношений между двумя странами. Посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кузьмин, ответственный за Олимпиаду, заявил, что черкесского геноцида не было, это был обычный исторический процесс. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв, правда, в августе того года признал, что «эта земля никогда Российской империи не принадлежала и относилась к Кавказу, принадлежала собственно черкесам».
Член исполкома «Международной черкесской ассоциации» Таисия Небежева утверждает, что сирийские черкесы не имеют намерений требовать от российской власти признания геноцида их народа:
- Они рады, что их здесь принимают, поэтому и не помышляют о таком. Разумеется, учёные и журналисты вправе высказывать собственное мнение. Однако мы с прибывшими ежедневно общаемся, никто даже в мыслях этого не держит.
- Российская власть, на ваш взгляд, обязана признать геноцид черкесов?
- Думаю, да. Из истории нельзя вырвать страницы. Современная российская власть не виновата в том, что совершила в отношении черкесов прежняя власть. Но признать, что их «отцы» поступили неправильно, нужно.
Власть, вероятно, опасается, что в случае признания геноцида черкесов, другие завоёванные Россией народы станут требовать подобного.
- Высказывается мнение, что среди приехавших могут оказаться террористы.
- Мнение ошибочное. Здесь гостей принимают представители того же народа, они сделают всё для их обустройства. У сирийских черкесов не будет необходимости превращаться в террористов.
- Сколько сирийских черкесов перебралось в Россию?
- Около 300 человек. Почти все они семейные, среди них много женщин с детьми и пожилых людей.
Наша общественная организация в меру сил помогает им, обеспечивает проживанием и питанием.
- Какое количество намеревается приехать?..
- Сложно сказать, для выезда существуют серьёзные преграды. Надо оформить годовую визу, статусы беженцев им пока не предоставляют.
Российское правительство не особенно желает видеть их здесь, поэтому работа по переезду легла на общественников и меценатов. Приезжающим нужно протянуть руки – финансово помочь.
- В какие ещё регионы они направляются?
- Другие регионы их не интересуют, они едут на родину. На Кавказ.
В прошлом месяце представитель той же организации в Москве Андзор Кабард сообщил, что к концу лета количество переселенцев может достичь нескольких тысяч человек: «Репатриация напрямую связана с целым комплексом проблем, которые принято называть «черкесским вопросом». И этот вопрос за полтора года до Олимпиады в Сочи стал особенно острым».
О необходимости переезда в Россию сирийских черкесов и их мирных намерениях говорил на съезде представителей черкесских общин в Майкопе зимой этого года заместитель председателя организации «Адыгэ Хасэ» Адыгеи Адам Богус: «За последние полтора столетия не было для черкесского народа более важной проблемы, чем то, что сейчас происходит в Сирии. Там могут уничтожить всю черкесскую диаспору. И мы с этим не смиримся, наш народ и так пережил слишком много бед. У них есть сейчас один путь — домой, в Россию. Наступает эпоха репатриации».
Государственные структуры всё же обратили внимание на «черкесский вопрос». В мае кавказовед, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков заявил на научной конференции, что Олимпиаду в Сочи должны открыть черкесы — как коренной народ. Он привёл в пример Олимпиаду в Канаде, право открытия которой предоставили представителям коренных народов. «Если власти не учтут этот момент, то они будут иметь большие проблемы. В современном мире многие страны пытаются не нивелировать этнические различия, а сохранить их и обратить в свою пользу»,— резюмировал Тишков.
Андзор Кабард ответил, что черкесский фактор в Олимпиаде мог решить проблему год назад, а теперь поздно.
Согласны с ним и некоторые из переехавших.
57-летний Ридуан Хагажей говорит: «Мы вернулись на свою родину. Я говорю сирийским черкесам: «Приезжайте сюда! Здесь у нас много дел».
Мы не забыли, что произошло с нашими предками».
Справка «СП»
Во второй половине XIX века, после окончания Кавказской войны, территории, вошедшие в состав Российской империи, покинули около 400 тысяч человек, включая черкесов.
В России сегодня около 700 тысяч черкесов. Крупнейшая зарубежная черкесская диаспора - в Турции. Она насчитывает от 5 до 7,5 миллионов человек. В Сирии, по разным оценкам, - от 100 тысяч до 200 тысяч черкесов.
Виталий Словецкий, по материалам: Свободная Пресса
Ближний Восток Россия Турция черкесы этничность / этнополитика