В РГАСПИ найдены отчеты абхазских государственных и политических деятелей Нестора Лакоба и Ефрема Эшба
Новости | 21.08.2012 | 15:09
Московский политолог, кандидат исторических наук Владимир Новиков обнаружил в Российском государственном архиве социально-политической истории (ГАСПИ) отчеты видных абхазских государственных и политических деятелей Нестора Лакоба и Ефрема Эшба по итогам их командировок в Турцию в 1921 году.
Ездили они туда по личному поручению В.И. Ленина для выполнения «очень ответственной задачи».
Как уточнил Новиков в беседе с корр. Апсныпресс, это документы Совета по делам пропаганды и действия народов Востока.
Сам Совет был создан по инициативе Ленина после I Съезда народов Востока в Баку 25 августа 1920 года.
«Очень любопытно, что с 1 января по сентябрь 1921 года по всему Закавказью проводилась сплошная советизация, особенно в Грузии. Удивительно, что именно в этот период как раз и собираются материалы о ситуации в Турции», - сказал собеседник агентства.
Интерес московского историка вызвали четыре документа: доклад Нестора Лакоба Совету пропаганды и действий народов Востока о политическом положении в Турции от 8 мая 1921 года; доклад Ефрема Эшба Совету о политическом положении в Турции от 20 апреля 1921 года; стенограмма беседы Ефрема Эшба с министром иностранных дел Турции Бекиром Самибеем (потомком осетинских махаджиров) и стенограмма встречи Мустафы Кемаля Паши с товарищем Эшба (январь 1921 года).
«По документам видно, что советская и турецкая политика расходятся. В своем отчете Нестор Лакоба говорит, что надо в корне пересмотреть советскую политику в отношении Турции. Из беседы с Бекиром Самибеем видно, что он активно выступает против советской национальной политики. Такое же впечатление и от беседы с Кемалем Ататюрком, - считает политолог Никонов. – Из стенограммы видно, что Ататюрк начинает осторожно высказывать сомнения по поводу искренности советской политики. Хотя Лакоба и Эшба могли бы, в свою очередь, тоже усомниться в искренности турецкой политики».
По мнению историка, в том же ГАСПИ и в архиве МИД РФ можно найти еще более интересные материалы по этой теме. Интересно, почему именно Лакоба и Эшба поехали перед началом советизации Закавказья в Турцию и для чего? На этот вопрос советская историография ответа не дает ответ.
В беседе с корр. Апсныпресс секретарь Совета Безопасности РА, историк Станислав Лакоба отметил, что в «Очерках политической истории Абхазии» (Сухум, 1990) он касается этого вопроса. В качестве предположения он выдвинул тезис о том, что в Турции у абхазских советских политиков были весьма интересные встречи, приведшие впоследствии к изменению границ (Батумская область была включена в состав советской Грузии) государства и признанию Абхазии как самостоятельной советской республики.
«Факты свидетельствуют о том, что Эшба и Лакоба с декабря 1920 г. по март 1921 г. находясь в Турции, активно участвовали в подготовке договора между Национальным собранием Турции (Кемалем Ататюрком) и РСФСР на выгодных для Советов условиях. Речь шла как раз о том, чтобы передать Батумскую область (нынешнюю Аджарию) Грузии. В этом немалую роль сыграли неоднократно ездившие в Турцию абхазские делегации. Я ранее высказывал предположение, что когда-то эти документы будут найдены, и вот эксперт Владимир Новиков первым их обнаружил», - сказал собеседник агентства.
Станислав Лакоба согласен с Владимиром Новиковым, обратившим внимание на то, что в документах нет упоминания о контактах с абхазской диаспорой. «Хотя известно, что они (Н, Лакоба и Э. Эшба – АП) очень плотно взаимодействовали с абхазом Рауфом Орбаем (абхазская фамилия Ашхаруа) – будущим главой правительства Турции с 1922 по 1923 год. Адмирал Рауф Орбай был очень известным человеком и ближайшим соратником Кемаля Ататюрка. В его честь Нестор Лакоба назвал своего сына Рауфом, - сказал Станислав Лакоба. – Нестор общался и с другими военными чиновниками, абхазами по происхождению, из близкого окружения Кемаля.
16 марта 1921 г. был подписан мирный договор между Россией и Турцией. 18 марта в Аджарии установилась советская власть. Батумскую область передали Грузии. После этого, через две недели, именно в Батуме было принято решение о провозглашении независимой Республики Абхазии.
«Обещание, данное Лениным, было реализовано. За «выполнением очень ответственной задачи» последовало признание. Мои предположения оправдались. В документах, найденных Владимиром Новиковым это подтверждается», - подчеркнул Лакоба.
По его словам, в документах даны интересные характеристики Ататюрка, а также говорится о том, какой может быть политика нового турецкого правительства по сравнению с султанской Турцией, а именно более жесткой и неудобной для Советской России.
«Мы впервые находим реальное подтверждение тому, что велась очень серьезная работа. Нестор Лакоба подвергает критике советских дипломатов, которые жили в Турции в шикарных гостиницах и практически никакой работы там не вели. Они не знали и не понимали турецкий менталитет и вели себя очень нетактично. Считаю это очень серьезным открытием. Г.А. Дзидзария мечтал об этих документах. Он говорил, что было бы хорошо, если бы они были найдены. В книге об Ефреме Эшба Георгий Алексеевич пишет вскользь об этом периоде, - говорит Станислав Лакоба. - К сожалению, пока архив МИД РФ не предоставляет многие интересные материалы того периода. Если говорить о геополитике того периода и в настоящее время, то надо понимать, что мы никуда не денемся друг от друга. Россия и Турция всегда играли и играют в регионе немалую роль».
По словам Ст. Лакоба, найденные Новиковым документы свидетельствуют о том, что абхазские политики того времени играли значительную роль на международной арене. Есть документы о том, что после этой поездки Нестора Лакоба рекомендовали послом РСФСР в Турции.
«Для Абхазии это ценный подарок, поскольку в 1992 году наши архивы были сожжены», - отметил секретарь Совбеза Абхазии, профессор истории Станислав Лакоба. Он считает, что эти документы следует опубликовать, поскольку они представляют интерес, как для специалистов, так и для широкого круга читателей.
По материалам: АпсныПресс
Абхазия историография Россия Турция