На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Абхазия как она есть

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Спартак ЖИДКОВ (Абхазия) | 21.08.2012 | 00:00

Что представляет собой на сегодняшний день Республика Абхазия? История борьбы за независимость, обстоятельства, при которых республика получила признание, известны достаточно широко. Но при этом в окружающем мире, в том числе на Кавказе, очень немного знают о повседневной жизни Абхазии, о том, что занимает умы абхазского общества, что волнует простого человека, каковы перспективы развития этой молодой республики.

Интерес к Абхазии проявляют многие журналисты и международные организации. Но, как правило, по-настоящему их интересует какая-нибудь одна сторона внутриабхазской жизни, которую они рассматривают при ярком свете, в то время как все прочее остается в тени. Грузинская пропаганда (по существу, довольно незатейливая и почти неопасная для абхазов), следуя собственным стереотипам, именует Абхазию, вместе с Южной Осетией, «оккупированной частью территории Грузии». Эта формулировка вполне удовлетворяет ту немалую часть мирового сообщества, которому неинтересно само население Абхазии, а важно исключительно восстановление «территориальной целостности» Грузии, Азербайджана и некоторых бывших союзных республик.

Другие беспристрастные наблюдатели (надо сказать, что такие уже в большинстве) стараются вникнуть в подробности общественной жизни республики, однако немногим это удается - чаще всего им просто не хватает времени и информации. Есть ли в Абхазии свобода прессы, демократические механизмы? Сохраняет ли Абхазия по-прежнему свое единство перед лицом внешней угрозы? Насколько самостоятелен ее внешнеполитический курс? На эти вопросы нельзя ответить навскидку. Да, официальная точка зрения дает на них положительный ответ. Однако, чтобы узнать, в чем заключается внутренняя сила этой маленькой республики, следует изучить детали.

Много лет после окончания войны Республике Абхазия приходилось выживать в необычных условиях. С одной стороны, мирного соглашения с Грузией подписано не было, имело место лишь прекращение огня; с другой - за двадцать послевоенных лет в Абхазии мало-помалу выросло новое поколение, не видевшее войны, так как конфликты 1998, 2001 и 2008 годов в Гальском районе и Кодорском ущелье не затрагивали большую часть республики. Абхазия жила в состоянии «ни войны, ни мира» почти два десятилетия, и к такому положению привыкло большинство населения.

Повседневная жизнь граждан республики была довольно своеобразной. С одной стороны, примерно за полгода после окончания войны (с середины осени 1993 до весны 1994 гг.) восстановились почти все коммунальные службы, было вновь налажено снабжение продуктами даже самых отдаленных селений, телезрители получили возможность смотреть главные российские каналы. Граница с Россией, за исключением периода действий санкций СНГ (1995-1999 гг.), в целом оставалась открытой. Правда, жителям Абхазии из года в год приходилось стоять в длинных очередях на таможне, зато от граждан непризнанного государства не требовались визы на въезд, бюрократические процедуры не были слишком обременительными, а после приема в российское гражданство подавляющего большинства жителей Абхазии (в первой половине 2000-х гг.) последние почувствовали себя уверенно и на российской территории. Показательно, что признание независимости Абхазии (и, соответственно, легитимности абхазских паспортов - недавно официально подтверждено положение о безвизовых поездках между Россией и Абхазией) почти никак не сказалось на пересечении российско-абхазской границы: у жителей Абхазии уже созданы все условия для поездок в РФ. Поскольку каждый житель Абхазии, получая российское гражданство, оказывался в статусе гражданина, проживающего за границей, то каждый получал именно заграничные паспорта. Таким образом, абхазы сегодня могут спокойно перемещаться по всему миру. Однако большинству вполне хватает России, связи с которой для Сухума имеют определяющее значение: контакты с турецкими бизнесменами, при всем их постоянстве, никогда не имели и десятой доли той важности, которую дает союз с Россией.

Тем не менее, независимая Абхазия за годы непризнанности привыкла выживать именно за счет внутренних ресурсов. Цель была очевидна - в случае нового полномасштабного конфликта, при любом развитии событий Абхазия должна быть готова выжить, опираясь на собственные силы. Именно в военном отношении Абхазия стремится быть самодостаточной страной, ибо способность в одиночку противостоять Грузии – основа ее самостоятельности на внешнеполитической арене. Другими словами, Абхазия стремится быть для Российской Федерации полноценным союзником, а не подопечным придатком-микрогосударством, и это вполне достижимая задача.

Разумеется, абхазское руководство делало и будет делать все, чтобы военный союз с Россией защищал страну от участи Цхинвала-2008, от внезапного нападения превосходящих сил. Абхазия может выстоять в войне с Грузией и в одиночку, но за это придется заплатить слишком высокую цену – новое опустошение, подрыв экономики, тяжелые человеческие потери. Нет сомнений в техническом и численном превосходстве грузинской армии, однако способность абхазских вооруженных сил к сопротивлению в сложной местности, к использованию рельефа, к сочетанию современной войны и партизанской тактики по-прежнему высока. Неслучайно Грузия, уже обладая хорошо обученной армией, не решилась напасть на Абхазию ни в 1998 году, когда абхазы громили диверсионные группировки в Гальском районе, ни в 2001 году, когда бои в Кодорском ущелье на время создали прямую угрозу самой абхазской столице. Грузинская сторона знала, что начать войну с Абхазией будет легко, но завершить – совсем непросто. Не случайно и то, что Михаил Саакашвили, при всей его воинственной риторике, ни разу не сделал серьезной попытки прощупать оборону абхазов за первые пять лет своего правления. Сегодня же для Грузии бесперспективно любое разжигание конфликта с абхазами, хотя отдельные диверсионные акты в Гальском районе, в зоне грузино-абхазской границы случаются и сейчас.

Тем не менее, перспектива возобновления войны все эти годы оказывала влияние на состояние абхазской экономики. С одной стороны, значительная доля расходной части бюджета выделялась на армию и прочие силовые структуры; с другой - что еще важнее - в условиях постоянной военной угрозы абхазы не имели стимула к полноценному восстановлению своей экономики. По этой причине жизнь в городах и селах республики много лет оставалась на том уровне, который был достигнут в 1994 г. Удивительно быстро возродив те службы и структуры, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность, абхазы этим и ограничились. Большинство граждан - как абхазов, так и армян, русских, мингрелов - понимали, что новая война, вполне возможно, снова затронет всю территорию Абхазии, а раз так, то нет смысла с большими затратами возрождать инфраструктуру. На внедрение новых технологий средств вообще не имелось, а многие объекты советского периода уже успели устареть. Свою роль сыграл и тот факт, что Абхазия была и остается курортной республикой, и основой доходов как государства, так и немалой части рядовых граждан является туризм. Без стабильности туризм возможен (и он развивался по восходящей - даже в годы обострений конфликта с Грузией сотни тысяч туристов из РФ посещали Абхазию), но больших дивидендов ждать не приходится.

По этой причине долгие годы после войны в большинстве затронутых боями населенных пунктов Абхазии (начиная с Сухума) разрушенные здания возвышались рядом с жилыми домами, и никого такая картина не шокировала. Развалины постепенно сносили (в последние годы – особенно интенсивно), но на пустырях далеко не всегда начиналось строительство. Тем не менее, все ценные земельные участки в Абхазии уже имеют своих владельцев. Правительство (да и общество) Абхазии долгое время было обеспокоено тем, как не допустить земельной спекуляции во время будущего экономического подъема.

В том, что этот подъем настанет в обозримом будущем, не сомневается подавляющее большинство населения. Ресурсы Абхазии, несмотря на скромные размеры республики, многообразны и в некотором роде неисчерпаемы. Не так важна добыча полезных ископаемых (в советское время здесь добывался уголь высокого качества, сегодня на шельфе ведутся поиски нефти, действует и мраморный карьер), сколько умелое пользование дарами природы. Сто лет назад главной статьей экспорта был табак, затем к нему добавились цитрусовые и чай; абхазские виноградники - в запустении, однако возродить их никто не мешает. Но и почти любая другая сельскохозяйственная культура в Абхазии, на исключительно плодородной земле, может выращиваться легко и приносить обильные урожаи. Среди абхазских экономистов очень популярны планы специфического бизнеса: выращивание на экспорт лекарственных растений, экзотических плодов типа киви; наконец - в условиях повсеместного распространения генномодифицированных овощей и фруктов - специализация на «чистых» продуктах.

Говоря об абхазском туризме, следует иметь в виду туристов самых различных типов - от обычных курортников, загорающих на пляжах, до паломников в Новоафонский храм и спортсменов-альпинистов и спелеологов (абхазские пещеры велики и еще очень мало изучены). Наконец, гидроресурсы являются неиссякающим источником энергии: неслучайно в самые тяжелые годы Абхазия не только имела свое электричество (даже в те годы, когда в Тбилиси свет подавался в дома по четыре часа в сутки), но и несколько раз оказывала помощь российским городам - Адлеру и Сочи. Правда, из-за крайнего износа электросетей в Абхазии до последнего времени были нормой постоянные отключения света в зимнее время, которые приводили к тому, что даже в центре столицы обесточивались то целые кварталы, то отдельные дома и квартиры, да и сейчас эта проблема решена далеко не полностью. Но это все-таки были аварии, а не отключения электричества по графику.

Сложность в том, что большинство экономических проектов (в частности, в области сельского хозяйства) до настоящего времени не оправдали возлагавшихся на них надежд: нельзя добиться резкого скачка без комплексного возрождения всех сфер жизни. Правда, свобода частного предпринимательства дает кое-какие плоды. Наглядный пример – подъем благосостояния Гагры, которая (вместе с районом) в последнее время сильно опередила остальную республику по уровню жизни. Это произошло опять-таки за счет туристического бума: одной только близости к российской границе оказалось достаточно для того, чтобы значительная часть населения вовлеклась в обслуживание курортников. Гагра стала примером для всей республики.

Богатые ресурсы вместе с ростом финансово-экономического сотрудничества с РФ позволяют Абхазии в обозримом будущем надеяться на реальный экономический взлет. В то же время привычка к выживанию за счет собственных возможностей стала причиной того, что мировой экономический кризис этих лет на Абхазии почти не отразился. Уровень жизни в республике мало-помалу повысился, особенно в последние несколько лет.

Важнейшей проблемой (по мнению большинства) можно считать сегодня не тяжелое состояние экономики, а социальное расслоение, которое неуклонно возрастало и прежде, но с наступлением XXI столетия стало особенно заметным. Сразу после окончания грузино-абхазской войны значительная часть населения в республике – не только бюджетники, но и граждане, занимавшиеся мелким бизнесом – с большим трудом сводила концы с концами. Однако разницу между богатыми и бедными сглаживала и общая неустроенность быта, и та подчеркнутая скромность, которой следовали даже абхазские нувориши. Экстравагантные траты, вызывающая роскошь в Абхазии не привились: только представители криминала могли расходовать деньги на что попало, но и они не стремились привлекать к себе внимание окружающих. В этих условиях патриархальный уклад жизни вполне позволял малоимущим сохранять достоинство. Офисы чиновников даже самого высшего звена были обставлены весьма скромно, ремонтировались не часто, а служебные автомобили чаще всего представляли из себя белые «Волги» ГАЗ-3102. На периферии служебные кабинеты в учреждениях зимой часто обогревались теми же дровяными печками, которые могли позволить себе и самые бедные жители.

В 2000-х годах картина изменилась. Магазины с дорогими товарами, вереницы современных «джипов» на улицах города нередко вызывают раздражение у основной массы народа. Именно этим недовольством и объясняется то, почему абхазская оппозиция имеет устойчивую прослойку сторонников, в то время как прочие ее лозунги, направленные против союза с Российской Федерацией, мягко говоря, малопривлекательны для подавляющего большинства населения. Несмотря на то, что полномочия президента Республики Абхазия, согласно действующей конституции, весьма высоки, демократия в стране не является отвлеченным понятием. Высокая степень политизации народа - залог того, что большинство электората делает свой выбор осознанно. Покупка голосов избирателей, которая практикуется и во многих более развитых странах мира, в Абхазии вызывала резкое отторжение и не привилась. Достигнуто это ценой, которую апологеты единства народа считали очень высокой и едва ли не фатальной - разделением общества на хаджимбистов и багапшистов, превращением политической борьбы в повседневную реальность.

Однако самые рассудительные абхазские политики  (примечательно - из всех политических лагерей) полагают, что, по большому счету, речь идет о постепенном превращении Абхазии в нормальное демократическое государство с двухпартийной системой. В том, что нельзя десятилетиями жить в условиях «военной демократии», абхазы убедились на примере президентской избирательной кампании 2004 года, которая продемонстрировала способность народа сделать выбор и его отстоять. Именно благодаря появлению двух соперничающих партий установился строгий контроль за честностью голосования (который поразил и российских, и западных наблюдателей во время президентских выборов 2009 г.). Абхазские избиратели всех национальностей и всех политических убеждений могут быть недовольны правительством, но (по крайней мере, сегодня) они знают, что избран будет именно тот кандидат, за которого проголосует большинство.

Эта реальность не влияет отрицательно ни на обороноспособность Абхазии, ни тем более на верность избранному курсу на независимость. Любая партия и даже маленькая группа политиков, которая попыталась бы выдвинуть идею возвращения в лоно Грузии, обречена на полное непонимание. Абхазия слишком сильно привыкла к независимости, слишком давно перестала считать себя частью соседнего государства, чтобы всерьез обсуждать эту тему: она давно вынесена за скобки любых политических реалий. Иногда абхазские политики в пылу спора приписывают своим противникам планы сближения с Грузией в ущерб России, но это всего лишь риторика.

Свобода слова в Абхазии тоже велика - в республике за полтора послевоенных десятилетия случались довольно острые конфликты между властью и журналистами, и все же ни одна газета не была закрыта по суду, ни один журналист не был устранен физически. Ни одна партия в Абхазии не может существовать, не имея поддержки среди населения. В этом и заключается особенность современной политической жизни Абхазии, на первый взгляд обнадеживающая недоброжелателей республики: очень высокая политическая активность, довольно напряженная внутренняя борьба. Включиться в нее в Абхазии может каждый политически грамотный гражданин: никому не запрещено пробовать свои силы. И все же большинство жителей республики понимает: в этом смысле Абхазия еще только в начале пути.

Сухум, специально для kavkazoved.info
 

Абхазия политика и право Россия туризм экономика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info