Соперники Саакяна оспаривать его победу не стали. В борьбе за президентское кресло у него было два конкурента. Основным из них считался депутат Национального собрания Карабаха Виталий Баласанян. Он получил 32,5 процента голосов избирателей.
Райцентр Мартуни. Избирательный участок в Доме культуры
Третьего участника кампании - проректора степанакертского филиала Государственного аграрного университета Армении Аркадия Согомоняна - поддержали менее 1 процента жителей республики. Еще один претендент на пост главы Нагорного Карабаха - безработный Валерий Хачатарян - в начале июля взял самоотвод, призвав своих сторонников голосовать за Саакяна.
Для экспертов победа действующего президента сюрпризом не стала. Остальные участники гонки, по сути, были просто статистами, считает заместитель генерального директора Информационно-аналитического центра МГУ имени Ломоносова по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Александр Караваев:
"По большому счету, я бы не сказал, что была какая-то серьезная альтернатива, хотя, безусловно, бывший заместитель министра обороны тоже, наверное, представлял для карабахцев определенный интерес. Сложившийся политический расклад в целом устраивает население Карабаха".
Аскеран, избирательный участок № 1. Голосует Виталий Баласанян
Сама избирательная кампания удостоилась похвалы со стороны международных наблюдателей. Все они сошлись во мнении, что выборы были честными, а незначительные нарушения, хотя и случались, но быстро устранялись. При этом наблюдатели единодушно убеждены, что влияния на итог голосования имевшие место нарушения не оказали, утверждает президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов:
"Надо подчеркнуть, что в Карабахе мы видим ситуацию, совершенно нетипичную для постсоветского пространства, когда наблюдатели из Европы, из США, из стран СНГ, из России занимают одну и ту же позицию, говоря о том, что выборы были легитимными, прозрачными и справедливыми".
Эксперты и раньше отмечали, что Нагорно-Карабахская Республика по части развитости демократических институтов занимает лидирующие позиции в регионе. Однако у Азербайджана, считающего Нагорный Карабах своей территорией, это вызывает лишь раздражение. Достаточно сказать, что все побывавшие на карабахских выборах наблюдатели были объявлены Баку персона нон грата. При этом незадолго до выборов ситуация на границе непризнанной республики и Азербайджана начала накаляться. Это обстоятельство сыграло на руку Бако Саакяну, полагает Александр Крылов:
"В Карабахе сейчас ожидается обострение на линии разграничения. Там участились разного рода столкновения, конфликты и перестрелки. В этой ситуации общество Карабаха, конечно, реагирует в том числе и путем голосования на выборах. Оно голосует за действующую власть, чтобы в условиях напряженной военной ситуации сохранялась стабильность и в самой республике, и предсказуемая ситуация на линии разграничения".
В отличие от многих других выборов в постсоветских странах, у Москвы не было фаворита во время карабахской президентской гонки. Нагорно-Карабахская Республика не признана ни одним государством, даже ее патроном - Арменией.
Россия, являющаяся посредником между Баку и Ереваном в урегулировании карабахского конфликта, официально признает территориальную целостность Азербайджана. Поэтому она не может поддерживать на государственном уровне контакты с кем-то из лидеров непризнанной республики. В этой связи победа Саакяна устраивает Москву в той же степени, в какой устроила бы и победа кого-то из его соперников.
По материалам: Голос России
Фото А.Арешева