Армения и цена на российский газ: взгляд из Азербайджана
Публикации | Гейдар МИРЗА (Азербайджан) | 20.07.2012 | 00:00
Некоторое время назад в российских и армянских СМИ появилась информация о том, что ОАО «Газпром» ведет переговоры с Министерством природных ресурсов и энергетики Армении на предмет пересмотра цены за приобретаемый Арменией газ. Речь идет о том, что с 1 октября 2012 года цена на природный газ, поставляемый российским газовым монополистом в Армению, может повыситься с нынешних 180 долларов США за 1000 кубометров до 280 долларов США за 1000 кубометров, а с января следующего года – уж до 320 долларов США за 1000 кубометров.
Армянские СМИ ссылаются на инсайдерский источник в ОАО «Газпром». Армянский отраслевой министр Армен Мовсисян вместе с тем заявил в беседе с журналистами, что содержание переговоров представляет собой коммерческую тайну, не подлежащую разглашению.
Таким образом, российская сторона намерена почти в два раза повысить стоимость поставляемого в Армению газа, что, несомненно, означает повышение стоимости газа для конечного армянского потребителя – физических лиц и предприятий.
В случае если такое произойдет, это, несомненно, окажет негативный эффект на социально-экономическое положение в стране, так как, помимо самого весьма резкого повышения цен на «голубое» топливо, следует учесть еще эффект мультипликации, в первую очередь за счет увеличения транспортных расходов (около 70% автомобилей Армении используют газ).
В нефтегазовой сфере российское руководство проводит предельно прагматическую политику. Тому в доказательство недавние примеры и в российско-украинских, и даже в российско-белорусских отношениях. Да и для самой Армении это не последнее повышение цен на российский газ.
Сайт Armenia Today опубликовал интервью с политологом Айком Баланяном - последний предлагает не идти на уступки и работать над альтернативными вариантами поставок энергоносителей с иранского направления.
Еще один аргумент, который озвучивают армянские эксперты – нестабильность поставок по трубопроводу «Газпрома» по территории Грузии. Однако приведенные в примере рекомендации весьма сомнительны.
Попытки увеличить пропускную способность существующего газопровода Тебриз - Мегри или построить еще один трубопровод будут серьезным вызовом западному вектору армянской внешней политики при нынешней степени актуальности «санкционной дипломатии» Запада в отношении Ирана.
Даже при существенной разнице в цене режим Саргсяна не пойдет на такую конфронтацию с Западом по целому ряду причин, имеющих отношение к внутриполитическому контексту Армении в период между двумя выборами – последними парламентскими (2012 год) и грядущими президентскими (2013 год).
Положение Армении усугубляется также еще и тем, что государство не имеет свободных финансовых ресурсов для инвестиций в расширение пропускной способности существующего или прокладку нового газопровода из Ирана. За иранский природный газ Армения расплачивается сегодня избытками собственного производства электроэнергии.
Большую часть расходов по строительству существующего газопровода из Ирана нес все тот же «Газпром», контролирующий таким образом иранскую магистраль. Кроме того, еще одним интересным обсуждаемым нюансом является намерение российской стороны предоставить Армении кредит в размере 1 миллиарда долларов США.
Ереван, скорее всего, воспользуется этим кредитом, так как иных вариантов, при всем описанном выше, в принципе не остается. Кстати, внешний долг Армении уже составляет 7,3 миллиарда долларов США (около 70% ВВП страны).
Несомненно, эта модель взаимоотношений на армянском рынке «голубого» топлива вполне работоспособна через призму внешнеполитических интересов сильных внешних игроков, но не оставляет в сложившейся ситуации особого выбора для самой Армении.
Прагматизм российской стороны знаком и понимаем – сближение внутренних цен на энергоносители в странах СНГ с мировыми уже несколько лет как превратилось в инструмент российской внешней политики.
Если расставлять оценки в соответствии с украинским или белорусским примерами, то возможности постсоветских государств диверсифицировать поставки энергоресурсов и попытки в данном направлении могут привести к снижению влияния России в данной сфере.
Однако в случае с Арменией такие возможности, как мы видим, весьма ограничены, что прекрасно известно и в Кремле, и в высоченном московском офисе на улице Наметкина. Равно как и ограничены возможности Армении возвращать привлекаемые извне кредиты. «А кто вообще возвращал когда-либо деньги России? Русские никогда от нас денег не получали.
Мы будем расплачиваться уступками в политических вопросах, а это намного дороже», - отметил в своем интервью все тому же сайту Armenia Today экс-премьер, депутат Национального собрания от Армянского национального конгресса Грант Багратян.
Важный момент - «Газпром», грубо говоря, «нагибает» режим Саргсяна как раз в канун президентских выборов в Армении, в момент, когда социально-экономическое положение в стране и так уже сложное – дальше некуда.
На это стоит обратить внимание, ибо выявляется еще одна причинно-следственная цепь от внешней политики Армении к внутреннему социально-экономическому контексту, и эта связь, как уже наблюдается, будет занимать важное место в тематике общественных дискуссий в Армении на ближайшее время.
Гейдар Мирза Центр стратегических исследований при Президенте АР
Подробности: http://www.1news.az/authors/120/20120717105842757.html#page2
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на 1news.az
Подробности: http://www.1news.az/authors/120/20120717105842757.html#page1
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на 1news.az
Армения Россия энергетика