Абхазская сотня на фронтах Первой мировой войны (публикация третья) (I)
Публикации | КАВКАЗ НА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ | Лариса ЦВИЖБА | 14.06.2012 | 15:29
«Храбрейший» Хамажир Цакутович Торбая / Атырба
Житель Ткварчельской общины, приказной абхазской сотни Черкесского конного полка Хомажир Торбая / Атырба заслужил высокую похвалу от своих соотечественников-однополчан. Общим решением сотни, 15 декабря 1915 г., Хамажир Торбая удостоен звания «храбрейший».
Из показаний свидетелей подвигов Торбая, приказного Мамеда Абухба и всадника Джонса Тужба, следует, что 29 мая 1915 г., во время боя у м. Залещики, под сильным орудийным и пулеметным огнем, вывел раненого всадника Чича Колбая, посадив его на лошадь позади себя и привязав башлыком к себе. Сам же Ч. Колбая рассказал, что он и Хамажир Торбая, во время их дозора, когда отъехал на некоторое расстояние для осмотра местности, услышал выстрел в направлении Х. Торбая. Подъехав к нему, увидел Торбая с 2-я австрийцами, которых он пленил.
27 сентября 1915 г. под Петликовцем 11 всадников абхазской сотни под командой корнета К. Лакербая пошли в атаку на австрийских пехотинцев, которые засели в окопы, имея впереди себя проволочное заграждение, которое первым прошел Торбая. В плен было взято 25 офицеров, в том числе один офицер. Х. Торбай лично снял пост из двух австрийцев.
Из показания приказного Квициния следует, что 4 и 5 ноября 9 всадников под командой прапорщика Н. Эмухвари пошли разыскивать татар (всадников Татарского конного полка – Л.Ц.). Была сильная метель и розыск был затруднен, но благодаря Х. Торбая, шедшему впереди группы, были найдены окопы, в которых лежали снегом занесенные всадники. Завернув их в бурки, он лично вынес их. Таким образом, были спасены 9 всадников и прапорщик Кудашев.
Помимо изложенных фактов, Торбая и в дальнейшем неоднократно проявлял необычайную храбрость, о чем свидетельствовали все всадники сотни. Они говорили, что Х. Торбая, «человек храбрейшей души, человек, который всегда готов пожертвовать собой для успеха дела и за товарищей». Взводный урядник Полторади, подтверждая показания всадников сотни, от себя добавил, что «самые ответственные поручения он готов всегда давать Х. Торбая, так как уверен, что этот человек исполнит все, не останавливаясь ни перед какой опасностью».
Торбая в бою 29 мая 1915 г. получил пулевое ранение мягких частей правого безымянного пальца.
1 августа 1915 г. награжден Георгиевским крестом 4 ст. за № 281687.
29 сентября 1915 г. вновь был ранен в голову, но остался в строю
Из рапорта младшего офицера Черкесского конного полка прапорщика А. Егибекова вр. командующему 4-й сотней полка штабс-ротмистру Е. Цешковскому от 23 мая 1915 г. следует, что 20 мая 1915 г. во время наступления противника численностью 15-20 человек на позиции охотников, приказной Джота Какалия, всадники Ардашин Акиртава, Хамажир Торбая, Манух Сангулия, Ильяс Чхамазия, Хаджарат Арчелия, будучи под командою приказного Д. Какалия, открыли огонь, который привел неприятеля в замешательство и принудил его отступить. Несмотря на то, что неприятель, отступая, вел сильную артиллерийскую стрельбу, они, охотники продолжали наблюдать за ним, ведя сильный огонь по нему. Через какое-то время противник вновь возобновил наступление силою до 20 человек, что было замечено всадником Манухом Сангулия и своевременно сообщено об этом приказному Д. Какалия. Эта оперативность позволила всадникам отбросить их сильным артиллерийским огнем.
Во время первого наступления противника всадники Ардашин Акиртава и Хамажир Атырба (Торбая) под действительным огнем, с явной опасностью для жизни, восстановили связь с правым участком Ингушского конного полка, при этом Ардашин Акиртава доставил на поле боя патроны, подвергая неминуемой опасности свою жизнь. В течение отражения неприятеля, всадник Хаджарат Арчелия под сильным артиллерийским огнем установил связь и поставил в известность о наступлении противника. Ильяс Чхамазия вызвался доставить патроны на место боя, выполнил это успешно под действительным огнем. Приказной Джота Какалия личным мужеством и стойкостью воодушевлял товарищей успешно отразить наступление противника, за что прапорщик Егибеков ходатайствовал о представлении к Георгиевскому кресту 4 ст. вышеназванных всадников, притом отмечено, что Джота Какалия уже имел Георгиевскую медаль 4 ст.
Егибоков Аслан-мурза Биясланович родился 17 июля 1881 г., происходил из горских Маршани Башильбеевского племени, магометанского вероисповедания. Образование получил: общее в Александровской духовной миссионерской семинарии Терской области. Был вдов, имел сына 7 лет (на 1915 г.).
В службу вступил в 3 апреля 1904 г., произведен в юнкеры милиции 26 октября 1905 г., в прапорщики милиции – 18 сентября 1906 г. Участвовал в войне с Японией в 1904-1905 г.
В чине младшего офицера с 10 марта 1916 г. числился в 1-й сотне Черкесского конного полка. 16 августа 1915 г. был контужен артиллерийским снарядом.
В списках офицеров Черкесского конного полка прапорщик милиции Егибеков эвакуирован по болезни 31 августа 1915 г.
Был награжден Георгиевским крестом 4 ст. в 1904 г., Георгиевским крестом 3 ст. в 1905 г., орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом в 1915 г. и тогда же орденом Св. Анны 3 ст. с мечами и бантом.
Абхазская сотня несла потери в прямом и переносном смысле.
Как следует из рапорта начальника Кодорского участка начальнику Сухумского округа от 30 сентября 1914 г. к нему явился доброволец с Беслахуба Перцхелия Пшкан Фофов[ич] и заявил, что он, следуя с полком и не доезжая Юго-Западной железной дороги, отстал от своего полка и, не имея возможности установить его местонахождение, не зная русского языка, с трудом возвратился обратно в Кодорский участок.
31 октября он был отправлен обратно в часть, при этом, как следует из рапорта начальника Сухумского округа командиру Черкесского конного полка от 1 ноября 1914 г., с П. Перцхелия переданы 5 черкесок и 10 башлыков для раздачи нуждающимся всадникам абхазской сотни.
Из рапорта Сенакского уездного воинского начальника наказному атаману Кубанского казачьего войска от 30 ноября 1914 г. следует, что П. Пирцхелия отправлен в г. Армавир в формируемую запасную сотню 22 ноября 1914 г.
В дальнейшем, как следует из списка всадников 4-й сотни, Пшкан Перцхелия убыл по болезни в [сентябре] 1916 г.
Заболевания, ранения, а также гибель – это то, что сопровождает любую войну, и такого рода потери были неизбежны и в Черкесском конном полку.
Из рапорта и.д. командира 4-й (абхазской) сотни Б.Д. Цешковского командующему Черкесским конным полком от 20 декабря 1914 г. следует, что в ночь с 18 по 19 декабря, во время следования полка в с. Пржисдув, ранены всадники Ахуба Дмитрий Каблухович (житель с. Атара), Амба Гуч Исламович (житель с. Звандрипш) и Ласурия Дидим Исламович (житель с. Квитаулы). После оказанной им медицинской помощи, они остались в строю.
26 декабря 1914 г. в полк вернулись, по выздоровлении из госпиталя, всадники Чукбар Виктор, Чхамазия Аляс, Кварчия Теймураз, 28 декабря - Анчабадзе Ермолай, Маргания Константин и Сакания Шота, о чем следует из рапорта штабс-ротмисра сотни Е.Д. Цешковского на имя командира полка от 30 декабря 1914 г.
Число раненых пополнили в начале 1915 года добровольцы: Гумба Куч Джахматович, крестьянин Лыхненской общины и Айба Дата Зафасович, крестьянин Отхарской общины. Оба были ранены 10 января 1915 г. в ущелье Царинске-Двернике. К. Гумба получил огнестрельное ранение левого локтевого сустава, Д. Айба - огнестрельное ранение мягких тканей правого локтя. Всадники отправлены в передовой перевязочный отряд Кавказской туземной конной дивизии.
В 4-й (абхазской) сотне служило несколько человек по фамилии Лакербай. Среди них были Иосиф Хасанович и Константин Иосифович.
Лакербай Иосиф Хасанович, младший офицер Черкесского конного полка (с 27 августа 1914 г.). Родился в 1859 г. в Сухумском округе, происходил из дворян. Образование получил домашнее. Был женат, имел двух сыновей, которым было 26 и 23 года на 1914 г.
В службу вступил в нижнем чине 16 января 1876 г. Произведен в прапорщики милиции 8 августа 1881 г. Принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 г.
В 1915 г. награжден орденом Св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость».
И. Лакерба принимал участие в боях в период с 2 января по 3 февраля 1915 г., за что был представлен командиром полка 5 февраля 1915 г. к ордену Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом. В описании боя значится следующее: «Под перекрестным огнем во время отхода от Царинска [Лакербай] стойко держался на всей позиции полусотни, отводившей перекатами, и в высокой степени способствовал задержанию и развертыванию и подавляющий сей неприятеля на участке у д. Царинске».
Приказом по армии от 10 декабря 1915 г. прапорщик Лакербай Иосиф награжден «за отличия в делах против неприятеля» орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом.
5 февраля 1915 г. И. Лакерба по состоянию здоровья был отправлен в г. Львов в комиссию врачей и оттуда эвакуирован в Сухум «для пользования климатическим лечением».
Как следует из медицинского свидетельства, выданного врачом Черкесского конного полка Зипаловым в феврале 1915 г., «И. Лакербай страдал паховой грыжей, которая под влиянием походных условий жизни, движения пешком по горам и двукратного падения с лошади стала причинять ему страдания, и потому, в целях дальнейшей возможности службы он нуждается в радикальном лечении грыжи».
29 апреля 1915 г. И. Лакерба был признан по состоянию здоровья «подлежащим к назначению на нестроевую должность» и прикомандирован к штабу Кавказского военного округа.
30 июня 1915 г., по распоряжению командира 2-го Кавказского корпуса командирован в 13-й уланский Владимирский полк.
Лакербай Константин Иосифович родился 8 января 1891 г. в Сухумском округе, происходил из потомственных дворян.
Общее образование получил в Воронежском кадетском корпусе, военное – в Елисаветградском кавалерийском училище.
В нижнем офицерском чине с 1 октября 1910 г., произведен в корнеты 6 августа 1913 г. Переведен из 16-го драгунского Тверского полка в Черкесский конный полк 7 ноября 1914 г.
Награжден орденами: Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом в 1914 г., Св. Анны 4 ст. «За храбрость» в 1914 г. и Св. Станислава 2 ст. с мечами в 1915 г.
Корнет К. Лакербай был храбрым воином, о чем свидетельствуют документы. Так, 29 мая 1915 г., он, с взводом 4-й (абхазской) сотни занимал крайний левый фланг заставы на боевом расположении полка у м. Залещиков, у моста на берегу Днестра. Уже в 9 часов утра подвергся обстрелу со стороны противника из 4-х орудий. В течение всего дня отражал ряд попыток неприятеля, нанося ему большой урон. К вечеру, когда понтоны противника оказались на середине реки, взвод Лакербай, обстреляв их, стал отходить под сильным огнем. Таким образом, корнет Лакербай не позволил противнику переправиться через реку до 6 часов вечера, сем способствовал «выигрышу» в наступлении противника.
Наиболее ярким фактом в биографии корнета К. Лакербай был прорыв сильной позиции противника, имевший место в бою 27 сентября 1915 г. у дер. Петликовце-Нове, где он «проявил особое мужество, самоотверженность и личную храбрость».
Как следует из рапорта командира Черкесского конного полка командиру 3-й бригады Кавказской туземной конной дивизии от 25 октября 1915 г. «Черкесский конный полк занимал позиции на высотах южнее дер. Петликовце-Нове. Для активной обороны полку было приказано перейти в наступление на неприятельскую позицию на высотах 351 и 363, укрепленную двухрядными окопами с проволочными заграждениями, занятую 2-3 ротами австрийцев. Во исполнение этого приказания, полк около 3-х часов дня перешел в наступление. На левом фланге полка корнет Лакербай со спешенным взводом перешел по пояс труднопроходимую, болотистую речку, что протекала между высотами 359, 360 и 363, впадавшая в р. Ольховцы, под сильным ружейным и пулеметным и ураганным шрапнельным огнем противника. В эти маневры он был ранен в правую руку и, несмотря на потерю способности владеть ею, побежал вперед, но на пути своем встретил хорошо замаскированное в три ряда проволочное заграждение, в силу чего на некоторое время залег. Тут корнет Лакербай, взвесив всю важность дела, решительно рванулся вперед и начал рубить левой рукой проволку под убийственным огнем противника. За ним дружно бросились черкесы его взвода и своей лихой работой шашками, кинжалами окончательно прорвали проволочное заграждение. Затем черкесы, увлеченные примером своего доблестного взводного командира, дружно ринулись вперед и по его команде «абхазцы за мной» последовали за ним на вал окопа-укрепления. Корнет Лакребай первым взошел на вал окопа-укрепления, обороняемый упорно не менее полуротой, а за ним и молодцы черкесы, после чего опустились в окоп, где произошла рукопашная схватка, и только часть защитников смогли уйти из этого окопа, остальные же были частью изрублены, частью взяты в плен, а именно, 24 здоровых австрийца во главе с офицером. После чего корнет Лакерба преследовал убегающих австрийцев, открыв по ним меткий огонь. Таким образом, корнет Лакербай своей беззаветной храбростью, стальной решимостью, полным презрением к смерти, не взирая на тяжелую рану в руку, полученную еще по пути к окопному укреплению, первым вбежал в вал его и закрепил за собою, а своим, выдающейся храбрости, примером, увлек и соседние взводы, чем и принес неоценимую помощь не только полку, но и всему отряду, а потому полагаю его, корнета Лакербай достойным награждения ордена Св. Георгия 4 ст.». Потери взвода составили: 2 чел. убито, 3 ранено и 2 контужено. Помимо 24–х австрийцев, взятых в плен, свидетели показали, что абхазцами изрублено до 30 чел австрийцев и приблизительно столько же ранено.
Константин Лакербай был отправлен в госпиталь и как следует из документа – списка раненых и убитых с 27 по 30 сентября 1915 г., он значится убитым в бою. На самом деле К. Лакерба не погиб в бою 27 сентября. Об этом свидетельствуют телеграмма от 5 апреля 1916 г., направленная из Киева в Черкесский конный полк, следующего содержания: «Привет родному полку. Сегодня выехали. Корнеты Кристский и Лакербай» и рапорт Лакербай командиру Черкесского полка от 7 апреля 1916 г. о прибытии его в полк.
(Продолжение следует)
Абхазия Первая мировая война Россия