После Сирии — Кавказ. Запад будет вооружать Азербайджан и давить на Армению
Публикации | Рачья АРЗУМАНЯН | 10.06.2012 | 00:00
Визит Хиллари Клинтон в южнокавказские государства, состоявшийся на этой неделе, скорее всего связан не только с необходимостью решения каких-то тактических задач, но и с тем, что очень скоро на Кавказ может прийти «большая политика». Запад последовательно пытается нейтрализовать намерение Ирана стать региональной сверхдержавой. И на сегодняшний день исламская республика со всех сторон, кроме кавказского направления, окружена нестабильными или несостоявшимися государствами. А создание контролируемой и удерживаемой в определенных пределах зоны нестабильности является, как известно, действенным методом сдерживания противника в геополитической борьбе.
Критической для Ирана является проблема Сирии. Если правительство Асада сможет выстоять, то оно окажется в жесткой изоляции от внешнего мира, а значит, станет еще более зависимым от Ирана. Как следствие, сфера влияния Тегерана будет простираться от Афганистана на востоке и до Бейрута на западе. Что фундаментальным образом изменит баланс сил на Ближнем Востоке и превратит Иран в доминирующую региональную силу в Персидском заливе.
Подобная перспектива вынуждает западный мир придерживаться жесткой позиции в сирийском кризисе. Сегодня уже можно встретить публикации в западной прессе, в которых прямо говорится о целях Запада в Сирии. Например, в статье от 4 июня в Foreign Policy, озаглавленной «Реальная причина вмешательства в Сирию», прямо говорится о необходимости разорвать связь Ирана со Средиземным морем.
События переместятся на Кавказ, если/когда ситуация вокруг Сирии приобретет требуемый для Запада характер и станет необратимой. Речь идет или о свержении правительства Асада, или об организации затяжной гражданской войны, которая вынудит Иран тратить усилия и ресурсы на поддержание стратегического союзника.
Так как речь идет о геостратегии, то нет необходимости в детальной проработке формирующейся картины, чтобы понять в рамках каких проблем будет происходить эскалация напряженности на Кавказе. Западные политики и эксперты неоднократно подчеркивали, что различают на Кавказе три проблемы, имеющие статус геополитических: 1) энергетические проекты; 2) непризнанный Арцах (Нагорно-Карабахская республика) и признанные со стороны России Абхазия и Южная Осетия; 3) террористическая деятельность исламистских групп на Северном Кавказе.
Реализуемая против Ирана стратегия может быть многоплановой и включать как элементы политического и социально-экономического давления, так и эскалацию военно-политической напряженности — от локальных боевых действий до широкомасштабной региональной войны, разворачивающейся на северных границах Ирана.
В то же время в тактическом плане Запад заинтересован в обеспечении безопасности энергетических и транспортных коммуникаций, проходящих по региону. В частности, перед ним стоит проблема обеспечения своих войск в Афганистане, и он вынужден ориентироваться на кавказский маршрут Северной распределительной сети. Заключенные недавно соглашения с государствами Средней Азии только увеличивают вес и значение кавказского маршрута.
Таким образом, Запад стоит перед необходимостью найти достаточно тонкий баланс между тактическими и стратегическими задачами на кавказском направлении. Тактические цели требуют обеспечения стабильности критически важных коммуникаций, стратегические — регулируемого повышения уровня напряженности на Кавказе.
Решение тактических задач Запад, видимо, намерен решить за счет усиления военного потенциала Азербайджана. В частности, в настоящее время государственный департамент стремится преодолеть сопротивление армянского лобби и приступить к поставкам в Азербайджан систем ПВО «Пэтриот», систем защиты вертолетов, спутникового оборудования и т.д. Целью данных поставок заявляется повышение боевых возможностей Азербайджана по защите объектов энергетической инфраструктуры и границы с Ираном.
Стратегические задачи требуют проведения более тонкой политики и дипломатии, опирающейся на различные методы давления. Здесь пока имеет место «геополитическая рекогносцировка». Так, в направлении арцахской проблемы и армяно-азербайджанских отношений в целом можно говорить о «разведке боем», когда через Азербайджан целенаправленно поднимается температура на линии противостояния. Это дает возможность западным дипломатам, экспертам и СМИ выражать «обеспокоенность ростом напряженности, гибелью солдат и гражданского населения» и пр. Дальнейшая эскалация напряженности сделает неизбежными более жесткие заявления и призывы «международной общественности» к геополитическим акторам вмешаться в региональные процессы. Без сомнения, Запад будет наращивать давление на Армению с целью нейтрализовать ее в качестве военно-политического союзника России или в идеальном случае переориентировать ее на Запад.
В условиях роста напряженности на Кавказе только Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы внести изменения в уже начавшуюся на Кавказе игру. Однако говорить о том, что она окончательно определилась со своей кавказской стратегией, не приходится. Москва пока что оставляет за собой возможность маневра, вплоть до поддержки Запада в геополитической игре.
По материалам: Московские Новости
Азербайджан Армения Ближний Восток воинское искусство / вооружения Иран Россия США