ИСЛАМСКАЯ ПАЛИТРА АЗЕРБАЙДЖАНА. От автора
Публикации | Ариф ЮНУСОВ (Азербайджан) | 01.06.2012 | 10:53
Примечание редакции. Публикуем фрагменты новой книги известного азербайджанского исследователя, руководителя Департамента конфликтологии и миграции Института Мира и Демократии Арифа Юнусова "Исламская палитра Азербайджана" , изданной в 2012 году в Баку. Электронная версия данной работы, с любезного согласия автора, будет в ближайшее время представлена в разделе "Библиотека" нашего сайта.
От автора
В 2004 г. мной была издана книга «Ислам в Азербайджане», которая стала первой в республике научной монографией, где была дана общая картина религиозной ситуации в стране: история распространения ислама со средних веков по настоящее время, основных периодов и проблем в его развитии в Азербайджане. И, самое важное, проанализирована современная религиозная ситуация в республике. Все это было новым и вызывало интерес и, конечно, споры и дискуссии.
Многих в 2004 г. удивил мой прогноз о перспективах ислама в Азербайджане, когда указал, что по мере усиления влияния нового поколения в жизни общества тенденции дальнейшего роста религиозности в Азербайджане очевидны. В 2004 г. усиление влияния исламского фактора в республике, в том числе в политической жизни, не вызывало сомнений у меня, но казалось нереальным для многих моих оппонентов.
Ведь в политической жизни Азербайджана с первых дней зарождения независимости в 1991 г. главную роль играли светские партии. Они полностью доминировали не только на политической арене, но и в умах граждан страны. Ведь не только основные оппозиционные силы (Народный Фронт Азербайджана, партии «Мусават», Демократическая, Либеральная и другие), но и правящий «Новый Азербайджан» хоть и использовали исламскую риторику, но были светскими. А происламские были столь слабы, что было сложно представить резкое возрастание их роли в жизни общества.
Прошло семь лет после публикации книги «Ислам в Азербайджане». Ситуация разительно изменилась. У власти по-прежнему та же правящая партия, сменился только ее лидер. Продолжают существовать те же самые светские оппозиционные партии. Но резко возросла роль религиозных сил и внимание общества сегодня приковано во многом к ним. Ибо именно они сегодня регулярно протестуют, организуют те или иные акции. Усиливаются и репрессии властей против них. Сегодня совершенно очевидно, что в жизни азербайджанского общества за прошедшие семь лет произошли необратимые перемены, которые показали, что отныне ислам в Азербайджан стал одним из основных факторов, без которого сложно уже представить местный политический ландшафт. Ясно, что необходимо было продолжить исследование причин, приведших к таким разительным переменам в жизни нашего общества.
В апреле 2010 г. программа BST Фонда Маршалла согласилась спонсировать проект по проведению широкого исследования по проблеме ислама в Азербайджане. Было намечено изучение религиозной ситуации в стране, анализ основных сил в стане политического ислама, но главным было другое: изучение двух процессов в стране – демократического преобразования страны и роли религиозного фактора. Азербайджан, будучи исламской страной, является членом Совета Европы и продекларировал курс на евроинтеграцию и демократизацию. Вопрос взаимоотношения светского и религиозного в стране крайне актуален.
Рост исламского фактора в стране, акции протеста верующих в связи с теми или иными религиозными вопросами встречали в обществе неоднозначную реакцию. Подавляющее большинство азербайджанского общества в результате 70 лет советского правления и пропаганды атеизма относилось с опасением к этой активности верующих. И было очень важно понять: каковы перспективы ислама в стране? Как будут дальше развиваться события? Возможна ли конфронтация? Какие проблемы есть у самих верующих в стране, где большинство населения составляют мусульмане и которая является членом Организации Исламской Конференции, но при этом религия отделена от государства? Как эти проблемы можно решить? И решаемы ли они вообще?
Вот круг вопросов и проблем, которые намечено было решить в ходе реализации проекта. Учитывая намеченные цели, было решено провести работу сразу в нескольких направлениях. С одной стороны, весь период реализации проекта проводился мониторинг СМИ и Интернета. Важность изучения Интернета объяснялась той ролью, которую он стал играть в последние годы и, в первую очередь для верующих, которые открыли несколько десятков сайтов по самым различным религиозным аспектам.
Затем в пяти регионах страны был проведен социологический опрос, в ходе которого было опрошено 1.000 человек и взято интервью у 95 лидеров и активистов исламских партий и организаций, а также видных экспертов и политиков в этой сфере.
Учитывая чрезвычайную актуальность проблемы, в 2010-2011 гг. было поэтапно проведено 10 «круглых столов» по различным аспектам современной религиозной ситуации в Азербайджане с участием представителей властей, верующих, экспертов в этой сфере, а также представителей международных организаций и посольств. Цель этих мероприятий - публичная дискуссия о самых острых проблемах азербайджанского общества с участием самых различных участников – от представителей властей до оппозиции и верующих. Тема диалога между верующими и государством стала очень актуальной после того, как в 2009 г. власти республики начали кампанию по усилению контроля над деятельностью религиозных организаций и общин.
На завершающем этапе летом 2011 г. началась обработка всего собранного материала и в первую очередь социологических опросов и интервью, а также «круглых столов». Однако, к глубокому сожалению, произошло непредвиденное: за активную правозащитную деятельность офис Института Мира и Демократии в Баку 11 августа 2011 г. был в буквальном смысле уничтожен со всем имуществом бульдозером, в результате чего погибла значительная часть собранного материала. (1)
Это вынудило внести серьезные изменения в готовящееся к публикации исследование. Пришлось отказаться от многого из намеченного и попытаться использовать в исследовании спасенный материал. В итоге было принято решение подготовить исследование, где упор будет сделан не на анализе роли исламского фактора в жизни общества и взаимоотношении верующих с властью и их проблемах. А попытаться дать информацию о тех религиозных силах и структурах, которые играют в современной жизни Азербайджана основную роль и именуются или воспринимаются как часть «политического ислама».
При этом под «политическим исламом» имеется в виду не только использование определенными силами ислама в политических целях. Частью политического ислама являются разнообразные движения и структуры, которые пусть и не открыто, но в той или иной форме выражают устремления различных социальных групп в различных странах исламского мира. Или же их воспринимают в такой роли. При этом термин «политический ислам» не имеет негативный характер и тем более не является синонимом экстремизма и насилия. Некоторые государства организуют свою политическую и общественную жизнь в соответствии с исламскими юридическими и моральными нормами. Во многих исламских странах существуют общественные организации и даже исламские партии, которые получают значительный процент голосов даже в странах с устойчивыми светскими традициями (например, в Турции). Политический ислам стал неотъемлемой частью современной жизни и потому требует к себе особого внимания.
Поэтому основная задача настоящего исследования – дать картину тех исламских партий, организаций и структур, которые определяют развитие исламского фактора в жизни азербайджанского общества на современном этапе.
Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую признательность всем, кто в ходе реализации проекта оказывал помощь и содействие. Но особенно хотел бы выразить свою глубокую благодарность тем, чья поддержка помогла этому исследованию увидеть свет. Это, в первую очередь, руководство программы BST Фонда Маршалла и лично ее консультанта в Азербайджане Мехрибан Рагимли, которая продемонстрировала не только прекрасное понимание важности изучения религиозного фактора и главным образом ислама, но и тактичное отношение к проблемам в ходе реализации проекта.
С другой стороны, хотелось бы отметить всех экспертов ИМД, особенно Азада Исазаде, Джаваншира Гусейнова, Натаван Гаджиеву и Назима Гулиева за содействие в подготовке настоящего исследования. И, конечно, огромная благодарность жене и другу – директору ИМД и помощнику во всех делах Лейле Юнус.
Баку, 21 декабря 2011 г.
Ариф Юнусов - Кандидат исторических наук,
Руководитель Департамента конфликтологии и миграции Института Мира и Демократии
(1) См. видео разрушения: Офис Института Мира и Демократии остался под обломками. - http://www.azadliq.org/content/article/24295227.html (на азерб.яз.); A Building is Bulldozed in Azerbaijan. - http://video.nytimes.com/video/2011/08/12/world/asia/100000000996216/a-building-is-bulldozed-in-azerbaijan.html
Азербайджан ислам