Осетинские фамилии. Мамсуровы
Публикации | Феликс ГУТНОВ | 27.05.2012 | 00:00
1 комментариев
МАМСУРОВЫ (МАМСЫРАТАЕ). Фамильное имя Мамсуровых восходит, скорее всего, к личному имени далекого предка – Мансур (араб. – «победитель»).
Согласно генеалогическим преданиям, Мамсуровы, наряду с другими алдарскими фамилиями, происходили от легендарного царевича Тага. В тех же преданиях подчеркиваются особо прочные связи предков осетин (алан) с Арменией. Например, одна из самых ранних версий генеалогических преданий алдаров, включенная в четвертую статью норм обычного права (список Норденстренга 1844 г.), выводит «уазданлагскую (благородную) фамилию Мамсоре» от царевича Тагаура, а «жили Мамсоре в селении Даргавсе».
Время появления Мамсуровых в Тагаурском обществе мы можем определить лишь приблизительно, с немалыми оговорками. В родословных Мамсуровых и других представителей знати Восточной Осетии вроде бы приводится хронологическая «зацепка». Она заключается в указании на армянский «след» происхождения как осетинских (аланских) знатных родов, так и названия всего общества. Последнее включало в себя Дарьяльское и Кобанское ущелья, а также Даргавскую котловину.
В версии предания, записанной в 1860 г. чиновниками Сословно-поземельной комиссии, корни благородных фамилий из названных районов Осетии уходят в древние времена. «Эльдары выводят свое происхождение от родоначальника их Таги, или Тагаура – наследника Армянского царства, который по смерти отца, хотя и вступил на престол, но вскоре, по причине предстоящей ему опасности со стороны двоюродных братьев, возмутивших против него народ, бежал с несколькими дворовыми людьми на Кавказ». По данной версии, Тага сначала поселился в Абхазии, затем перебрался в Куртатинское ущелье. Здесь построил себе башню и «прожил до глубокой старости, пользуясь в преданном ему народе большими почестями и уважением».
В версии родословной алдаров, зафиксированной капитаном Норденстренгом, «Тагаур был неизвестно когда и при каком царе, наследником армянского престола; после смерти отца братья его от другой матери возмутили народ против Тагаура и хотели его убить. Тагаур, видя неминуемую гибель свою, бежал из Армении к иронам или осетинам, жившим в горах. Он привел туда с собою нескольких дворовых людей (кавдасар-дов) и привез много денег и дорогой посуды, состоящей из небольших круглых серебряных столов, котлов, больших и малых чаш и прочаго. Ироны, узнав о происхождении Тагаура, сделали его своим вождем». По каким-то причинам внуки Тагаура «со своими людьми и имуществом» перешли в Куртатинское ущелье. Здесь «и поныне сохранились развалины их замка». Позднее, «поссорившись с куртатинцами, тагаурцы переселились в соседнее ущелье, прозванное Тагаурским».
В целом, в различных версиях есть одна общая деталь – Тага, как правило, «царевич», в Осетии появился из Армении. Изначально он искал приют в соседних районах Кавказа. Затем перешел на жительство в Алагирское, а позднее – в Куртатинское общество, где, согласно фольклорной традиции, остались материальные следы его пребывания: жилище либо могила. Немало вариантов генеалогических преданий указывают на бегство «царевича» Тага из Армении непосредственно в Восточную Осетию.
Как представляется, главный персонаж родословных алдаров – Царевич Тага» – является фольклорным отражением реальных тесных контактов между двумя родственными этносами – аланами и армянами. В течение пятнадцати веков, начиная с рубежа двух эр, своего рода «следы» этих отношений отражались в памятниках устного народного творчества житиях святых, личных именах, работах древних авторов и т. д. В частности, в крупнейшем в Закавказье архивохранилище Матендаран собран огромный материал об аланах. Часть его, изданная тремя сборниками в 1985 г., убедительно показывает прочность алано-армянских отношений в I-XV вв.
Учитывая длительные, оживленные армяно-аланские связи, можно предположить возможность заимствования князьями Восточной (Дарьяльской) Алании социального термина тагиата (венценосцы) именно из Армении. Интересно, что грузинская форма топонима – Тагаури – в буквальном переводе означает «область Тага», т. е. «область князя».
Исходя из изложенного, формирование высшего сословия Восточной Осетии – тагиатов – следует, скорее всего, отнести к периоду до татаро-монгольского нашествия. Более узко – к рубежу I – II тысячелетий.
Истоки своего особого социального статуса алдары связывали с выполнением их предками важных общественных функций – обеспечением безопасности и порядка в обществе. «Без защиты и покровительства фамилий, происходящих от родоначальника нашего Тагаура, фарсаглаги (крестьяне) в прежние времена жить не могли».
Социальный термин алдар, официально признанный российской администрацией на Кавказе в 1847 г., встречается в работах путешественников конца XVIII – начала XIX в. В официальных документах и работах современников первой половины XIX в. данный титул не редкость. Конечно, титул «алдар» появился намного раньше XIX в. В связи с рассматриваемым вопросом большой интерес вызывает другой социальный термин – «армыдзыд». Он представляет собой причастие от составного глагола «армы цаеуын» (входить под чью-либо руку). Так назывались лица, семьи, фамилии, отдававшие себя под покровительство сильной фамилии. Просителям обеспечивало достаточно надежную защиту. Покровительство обуславливалось рядом повинностей: армыдзыд платил налог, работал на патрон предоставлял воинов в необходимых случаях и т. д. С данным термином тесно связан указанный выше титул «алдар». Они взаимно дополняют друг друга. Алдар (от армдар: «рукодержец») существовал постольку, поскольку был армыдзыд, иными словами, было над кем «держать» руку.
Очень сложно проследить численность Мамсуровых (впрочем, как и других фамилий) даже на каком-нибудь коротком хронологическом отрезке. В 1859 г. алдаров в целом было 115 семей. В 1864 г. в тех же 115 дворах проживал 551 человек обоего пола. В то же время все население общества исчислялось примерно 2000 дворов и до 10000 представителей обоего пола. Таким образом, сословие алдаров составляло примерно 6 % всего населения.
На численности населения серьезно сказывались эпидемии. Это относится и конкретно к Мамсуровым, о чем свидетельствует название участка леса Даргавской котловины – Лигдон. Согласно утверждению А. Дз. Цагаевой, его основой является осетинское слово лидзын: «бежать». Очевидно, в этом месте в случае какой-либо эпидемии скрывалось местное население. При распространении эпидемии чумы люди покидали свои жилища и уходили подальше, в какие-либо святые места. Наглядным памятником и иллюстрацией к рассматриваемому вопросу служит знаменитый Город мертвых – склеповый могильник Даргавса.
Численность населения могла сократиться и из-за природных катаклизмов. Так, в том же Тагаурском обществе, недалеко от Санибы, имеется пастбище под названием Баста инкуыстыта (буквально – «сдвинутые места»). По преданию, в районе пастбища некогда находились селения Авд Ганалы, которые в середине XIX в. были снесены лавиной, вызванной обвалом печально знаменитого ледника Колка.
Мамсуровы в числе других алдарских фамилий принимали участие в сборе пошлин за проезд по Военно-Грузинской дороге. Доход от этой Деятельности был просто огромен и доходил до 30 000 руб. на фамилию.
Аул Даргавс, родина Мамсуровых, на протяжении всего средневековья считался центром Тагаурского общества. По мнению этнографа Б. А. Калоева, именно в Даргавсе «возникло большинство тагаурских феодальных фамилий». Село известно своими памятниками средневековья, в первую очередь, Городом мертвых, состоящим из множества различных склепов. Совсем недавно рядом с Даргавсом археологи приступили к изучению аланского могильника. Уже первые находки дали интереснейший материал о VIII – IX вв., проливающий свет на историю и культуру алан.
В самом селении и вокруг него расположено немалое количество жилых, оборонительных и культовых сооружений. В самом центре Даргавса, на левом берегу реки Уаллагдон, расположена башня Мамсуровых (Мамсыраты маесыг). Прямоугольная в плане (4,65 x 4,80 м), она отличается высоким качеством кладки, скрепленной известковым раствором. Арочный входной проем восточной стены отстоит на 3,8 м от земли. В стенах башни сделаны смотровые щели и бойницы. Высота башни – 14,75 м. По преданиям, за ее возведение «строитель получил четырнадцать коров».
В прежние времена масыг Мамсуровых входил, возможно, в оборонительно-хозяйственный комплекс. Во всяком случае, в 1808 г. Ю. Клапрот во всей Тагаурии в военном отношении выделил «большое селение Даргавс, защищенное башнями и принадлежащее трем тагаурским фамилиям: Мамцирре-фирт, Саха и Ханкуате».
Современники той поры считали надежным с точки зрения оборонительный выбор предками тагаурцев места для поселений, расположенных «в весьма крепких местах». С аулами на Тереке Даргавс и Кобан связывали две дороги: «Одна от селения Балта, а другая от Ларса. Первая удобная, и с ее стороны легче к ним пройти».
В начале XIX в. в Даргавсе насчитывалось 230 дворов; в этом отношении он намного превосходил все остальные селения Осетии. В списке «Численности осетин» 1811 г. учтено около 100 населенных пунктов. Из них лишь в четырех, помимо Даргавса, количество дворов было не меньше сотни: в том же Тагаурском обществе в Малом Кобане – 100, в Большом Кобане – 200, в Куртатинском ущелье (в Карца и Уаласих) – по 100.
В это же время увеличились владения Мамсуровых. Наряду с другими алдарами, они «с кавдасардами и фарсаглагами поселились на Гизели Самым первым на Гизельдоне возник аул прапорщика Османа Мамсурова: В 1850 г. он писал коменданту Владикавказа генералу Ильинско «В 1818 г. по приглашению бывшего здесь корпусного командира Ермолова, первым перейдя из гор по сию сторону на плоскость, основал с моею семьею жительство на Гизели, откуда повыходили за мною на поселение в оное место и прочие». На карте 1850 г. этот аул отмечен на левом берегу Гизельдона на переходе через эту реку дороги Кобан – Владикавказ. Первые жители аула (24 двора) были выходцами из Даргавса. В 1822 – 1823 гг. южнее этого аула компактно расположились еще три поселения, в том числе аул Дуда Мамсурова. В середине XIX в. в этих селениях насчитывалось 144 двора.
Вскоре после основания Владикавказа в крепости обосновалось несколько дворов Мамсуровых. В 1861 г., когда встал вопрос о преобразовании осетинского аула (форштадта) в городской квартал, к числу горожан были приписаны три семьи Мамсуровых – Бола, Гоби и Тымыга.
Во время известного переселения горцев в Турцию родные очаги покинули некоторые жители Даргавса. Нелегкая судьба выпала на долю первого осетинского профессионального поэта Темирбулата Мамсурова (1843 – 1899). Заметную роль в его жизни сыграл дядя по матери генерал-лейтенант Мусса Кундухов – инициатор и организатор переселения значительной части горцев Северного Кавказа в Турцию. Поддавшись на уговоры дяди, Темирбулат в 1865 г. отправился в Турцию. Молодой офицер мог сделать прекрасную военную курьеру, учитывая влияния Муссы Кундухова в военных кругах Турции. Однако Темирбулат отказался идти на службу в чуждую ему армию. Более того, он призывал своих земляков «не променять свое осетинское сердце на турецкое».
Пока еще очень плохо изучены жизнь и творчество поэта. Напомним, что с его стихами нам помог познакомиться случай. В 1920 г. сын Муссы Кундухова, глава турецкой дипломатической миссии в России Бикербей Сами проездом из Москвы заехал во Владикавказ и передал Осетинскому историко-филологическому обществу 10 стихотворений Темирбулата, напечатанных по-осетински, но французскими буквами. На титульном листе значилось: «Осетинские песни. Написал Темирбулат Мамсуров. Турция, Батманташ. 1868-1898 гг.».
Оставшиеся на родине Мамсуровы верой и правдой служили российской армии. Так, образцы героизма и мужества во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. проявили всадники известного Осетинского дивизиона Дзамбулат и Бекмурза Мамсуровы.
Конечно, самым популярным среди представителей военной интеллигенции является Хаджиумар Джиорович Мамсуров (1903 – 1968) – прославленный генерал, Герой Советского Союза. Вплоть до недавнего времени его деятельность была строго засекречена, имя не упоминалось, фамилию знали лишь единицы. Даже великий Эрнест Хемингуэй, описывая подвиги «полковника Ксанти» в своем романе «По ком звонит колокол», не знал фамилию человека, чьей смелостью и отвагой он так восхищался и кого сделал героем своего романа. Аишь в последние годы стали достоянием общественности подвиги Хаджиумара в Испании; в то время лишь в руководстве советской разведки догадывались, за что он в течение полугода был награжден двумя орденами – Ленина и Боевого Красного Знамени. В войне с белофиннами еще одна награда – орден Боевого Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны Хаджиумар был удостоен еще несколько наград. В 1945 г. X. Мамсурову присвоено звание Героя Советского Союза. Легендарный разведчик удостоился чести в составе сводного полка 1-го Украинского фронта участвовать в Московском параде Победы 24 июня 1945 г.
Темырболат Османович Мамсуров (1843 – 1899) – первый осетинский профессиональный поэт, разделивший судьбу переселившихся в 1865 году в Турцию горцев. Их трагедию он оплакал в своих песнях.
Таймураз Дзамбекович Мамсуров (1954 г. р.) – российский политик, Глава Республики Северная Осетия – Алания.
Источник: Ф. X. Гутнов. Осетинские фамилии. - Владикавказ: Респект, 2012. («Моя Осетия»: серия). С. 324-330.
Алания Армения Северная Осетия