Осетинские фамилии. Козыревы
Публикации | Феликс ГУТНОВ | 11.05.2012 | 00:00
3 комментариев
См. также: Абаевы, Абациевы.
КОЗЫРЕВЫ (КОЗЫРТАЕ). В 1818 г. Козыревы заложили поселение в урочище Кардиусар. Оно просуществовало до 1832 г. Разрешение на владение землей им выдал лично А. П. Ермолов. Позднее крестьяне отмечали в прошении на имя начальника Владикавказского военного округа Нестерова, что в то время местность эта вплоть «до хребта Кабардинских гор и минарета была еще никем не занята».
Село располагалось на левом крутом берегу Терека, напротив Архонского военного укрепления. В предгорьях и на равнине и раньше (по меньшей мере, с 40-х гг. XVIII в.) возникали осетинские селения Но их основателями всегда являлись феодалы. Поселение же Козыревых состояло только из фарсаглагов. «Жители аула Кардиусар, – отмечали современники той поры, – между собой черного народа (зависимых) не имеют, а происходит весь аул из трех фамилий – Козыревых, Кусовых и Шидаровых, и между ними никаких обязательств не имеют».
С северной стороны аула в то время рос густой и высокий камыш, под прикрытием которого часто совершались нападения на село и на Военно-Грузинскую дорогу. По мнению властей, население аула должно было оберегать с восточной стороны как Архонское укрепление, так и дорогу от набегов непокорных горцев. Первых поселенцев было около 40 дворов. Среди них Цуки, Темурко, Махамат, Бестау, Дицо, Майрам, Хаджимет, Заурбек, Айтек, Дая, Габис, Чермен и Дотче Козыревы. Много дворов принадлежало Кусовым и Фидаровым. В 1847 г. в ауле насчитывалось уже 55, а в 1851 г. – 70 дворов.
Конечно, жизнь в таком беспокойном месте была под силу лишь сильным в экономическом и военном отношении семьям. На много верст вокруг не существовало ни населенных пунктов, ни сторожевых застав; в случае нападения помощи ждать было неоткуда. Конечно, здесь жили люди не робкого десятка и могли постоять за себя. За 15 лет жизни в урочище при отражении атак Козыревы, Кусовы и Фидаровы убили 10 человек, «троих живых доставили начальству». Козыревым даже удалось пленить знаме-нитого абрека Хаджи-Кула Анзорова. Но и сами крестьяне несли большие потери убитыми, раненными, взятыми в плен. В 1832 г. погиб служивший в команде генерала Розена Цах Козров; в 1833 г. погиб Хабо Козров, находившийся в команде назрановского пристава; в 1845 г. в Дарг-Кохе убит Берд Козров, служивший у наместника Кавказа Воронцова, и т. д.
Жителям аула Кардиусар принадлежали табуны лошадей, крупный рогатый скот, отары овец. По документам той поры, у крестьян в одном из набегов «угнали целый табун лошадей», в другом случае «угнали до ста штук рогатого скота и лошадей». Всего за время жизни в урочище крестьяне, по их оценке, потеряли около 3000 голов скота, более 6000 стогов сена. J/b-за внешней опасности жители поселения в 1832 г. покинули его.
Козыревы приняли активное участие в освоение земель в урочище Заманкул, где в 1835 г. Берд Кусов основал аул. И те и другие были далеко не рядовыми свободными общинниками, а весьма зажиточными крестьянами, владевшими не только большим хозяйством и наличными суммами, но и кавдасардами – зависимым населением. В показаниях сословному комитету под председательством барона Вревского в 1851 г. Козыревы, Кусовы и Дзгоевы подчеркнули свой особый статус и происхождение, якобы ничего общего не имевшие с происхождением крестьян, так как в их трактовке термин «фарсаглаг» означал «постороннее лицо в том, что не имеет преимущества на владение землею». Другим доказательством знатного происхождения, по их мнению, являлись взаимные браки членов вышеназванных фамилий с горскими феодалами. Данное обстоятельство показывает, что Козыревы, Кусовы и Дзгоевы пользовались «уважением» у алдаров и кабардинских узденей. Другие «фарсаглаги такого уважения не имели, и примера не было, чтобы какой-нибудь из фарсаглагов женился на дочерях алдаров или кабардинских узденей».
Некоторые зажиточные крестьяне даже получали от алдаров документы, подтверждавшие «чистоту крови». В одном документе Козыревы и Дзгоевы признавались равными привилегированным слоям Тагаурского общества. Позднее Козыревы получили свидетельство, что издавна имели свои земли и относились к алдарам, как уздени первой степени к своим князьям.
В XIX в. у Козыревых, помимо Цуни (Цуки) и Андри, основателей аула Кардиусар, было немало известных и влиятельных людей. Напомним хотя бы имена штабс-капитана Идриса, поручика Цка. Отметим также Георгиевского кавалера Дзека Козырева. Участник Русско-турецкой войны (1877–1878), он вместе с другими всадниками Осетинского дивизиона отличился в бою у деревни Самовид. Осетинские всадники захватили два турецких знамени и несколько обозов. Именно после этого боя главнокомандующий Дунайской армией телеграфировал наместнику Кавказа: «Осетин пришли сколько можешь. Кавказцы служили великолепно и поддержали свою славу, но зато и людей потеряли много. Необходима их пополнить. Осетины так работали, что буду просить им Георгиевское знамя».
После боя у деревни Самовид большая группа всадников Осетинского дивизиона, в их числе Дзека Козырев, была награждена Георгиевскими крестами, а одному из них – Гуда Бекузарову – награду вручил лично император России.
Таковы далеко не полные сведения из родословной Козыревых XIX в.
Источник: Ф. X. Гутнов. Осетинские фамилии. - Владикавказ: Респект, 2012. («Моя Осетия»: серия). С. 283-286.
Северная Осетия Южная Осетия