Семейные и фамильные традиции в современной Абхазии (III)
Публикации | Любовь СОЛОВЬЕВА | 08.05.2012 | 00:00
Обереги и охранительные обряды
Покой и благополучие, благоденствие и достаток в семье, по существующим представлениям, требуют выполнения определенных обрядов и соблюдения соответствующих правил поведения всеми членами семьи. В частности, до настоящего времени сохраняется использование в этих целях специальных оберегов. Так, в селе Члоу не раз приходилось видеть большие камни с естественным отверстием, предназначенные для защиты от сглаза, которые подвешивают на заборчике неподалеку от калитки - т.е. гам, где они бросаются в глаза всякому входящему на территорию усадьбы. (Камни с отверстием подвешивают для защиты «от сглаза» и на традиционную колыбель-агара).
Практически в каждой фамилии есть «запретные дни» - амшъара (такой день один для всей фамилии или различается в отдельных ее абипарах-патронимиях), когда запрещаются определенные виды работ (давать что-то в долг, выносить из дома деньги, резать животных, шить, использовать острые и колющие предметы, расчесывать волосы и т.д.). В разных фамилиях - это разные дни: у кого-то четверг, у кого-то пятница и т.д. Невестка, приходя в новую семью, соблюдает, как правило, два дня - своей фамилии и фамилии своего мужа, По народным представлениям, нарушение запретного дня грозит болезнями и различными несчастьями для членов семьи. В современных условиях соблюдение подобных запретов довольно затруднительно, особенно для молодых. Поэтому придерживаются их в большинстве люди среднего возраста или пожилые. Имеются и некоторые «хитрости», позволяющие обойти данные запреты. Так, если именно в запретный день необходимо совершить какую-то покупку, то деньги выносят из дома накануне, отдавая их на хранение соседям, и затем, на следующий день, со спокойной совестью тратят их. Иногда в семьях сохраняется память о том, по какой причине бы?1 установлен тот или иной запретный день (например, в дом ударила молния, но все обошлось благополучно). Бывает, что обязательство соблюдать такой день (т.е. недавно назначенный) берет на себя только хозяйка, чтобы не отягощать этой обязанностью детей.
Распространенным в Абхазии обычаем является выделение специального животного - коровы, именуемой адзатв. Для этого необходима молодая телочка, которая еще ни разу не телилась. Давая обет назначить телочку в качестве адзатв, иногда ей надрезают ухо, а также устраивают небольшое моление Адзатв может быть посвящена благополучию всей семьи или отдельного человека (иногда это делают для невестки - тогда телочку могут взять из приплода той коровы, что невестке дали в приданое). К такому животному относятся с особым уважением, его не разрешается бить и обижать.
Если у адзатв рождается бычок, то через год-полтора, когда уже родится следующий теленок, его режут и устраивают семейное моление с приглашением ближайших родственников и соседей. Когда адзатв постареет, ее можно заменить другой телочкой (из ее приплода или купить другую телочку, но обязательно хорошей породы). Если в силу каких-то причин (несчастный случай или преклонные годы) адзатв режут, то это необходимо делать в семье, и даже если мясо идет на продажу, то сердце и печень такого животного полагается потреблять в доме.
Несчастья, которые неожиданно, без видимой причины посещают какую-то семью, абхазы объясняют нередко проклятием, которое было наложено, возможно, в очень давние времена на их давних предков. По существующим представлениям, человека могут настичь несчастья и болезни, даже если он сам ни в чем не виновен, но кто-то из его ныне живущих родственников (или давних предков) совершил нечто предосудительное (например, допустил ложную клятву) (см. об этом также: Чеснов, 1987, с. 31)- Как говорят абхазы, «за прадедов тоже может семья страдать, надо их грехи отмаливать». В этом случае идут к гадалке (гадают обычно на фасоли, на картах и т.д.), и она объявляет, в какое святилище следует пойти - в Илори, в Дыдрыпш, Лдзаа-ныха и т.п. - чтобы снять это проклятие. По сообщению информантов, в Гудаут-ском районе сейчас известностью пользуются два «гадателя»: абхазка из Гудаут и армянин из Пицунды.
Убеждение, что грехи одного человека могут принести несчастье всей семье, всему роду, всей фамилии, дает основание старшему поколению жестко требовать от молодежи соблюдения норм «апсуары» и «аламыса». Порой от старших можно услышать и такие предостерегающие слова: «Если нас опозоришь - живой ты нам не нужен, умрешь - так и быть, похороним тебя».
Фамилии абхазские и грузинские
Целый ряд фамилий, представители которых в настоящее время считают себя абхазами, имеются и у грузин (главным образом в Гальском районе Абхазии и в Мегрелии). Нередко это объясняется ассимиляцией: обычно существуют предания о том, что предки этих фамилий лет 150-200 тому назад пришли в Абхазию. По народным представлениям, члены таких фамилий (например, Дочиа - абхазы и Дочиа - грузины) считаются родственниками. Браки между ними были безусловно запрещены, представители этих фамилий считались в народе «братьями и сестрами». В прежние времена (до начала 1990-х годов) между многими из подобных фамилий существовало общение: взаимные посещения, особенно в случае похорон и поминок. Война практически прервала все подобные контакты. Тем не менее представление о родстве с этими фамилиями сохраняется и осознается.
Традиции и новации в семье: соотношение и тенденции
Современная абхазская семья во многом продолжает сохранять традиционный уклад, хотя время неуклонно вносит в ее быт свои изменения. На глазах уходят из семейного и общественного быта многие патриархальные черты (упрощаются традиции избегания, сокращаются сроки разговорного запрета, жених и невеста появляются на собственной свадьбе и сидят среди гостей и т.д.).
Еще одна новая черта жизни абхазской семьи - разрыв отношений с грузинским населением (или сильное сужение контактов с ним) в результате военного конфликта. Если еще лет 20 назад браки с грузинами (преимущественно грузинами-мегрелами) были обычным явлением, особенно в Очамчирском районе, то в настоящее время они сведены к минимуму. В то же время более частыми стали браки с русскими, с представителями народов Северного Кавказа. Причем не только абхазы женятся на неабхазках, но и абхазки выходят замуж за русских, адыгейцев и т.п. Все это, особенно в сочетании с тем обстоятельством, что многие молодые абхазы уезжают на работу и на учебу в Российскую Федерацию, а также стремятся по возможности уехать из сёл и обосноваться в городах Абхазии (Сухум, Гагра, Новый Афон и др.), значительно повышает роль в обществе русского языка.
Можно сказать, что для абхазского общества такую ситуацию можно считать довольно непривычной: фактически мгновенно и в целом искусственно прерваны вековые этнические контакты с наиболее близкими в культурном отношении юго-восточными соседями, и наметился новый вектор контактов, устремленный к северо-западу. Несомненно, это принесет значительные изменения и в развитие общества в целом, и в развитие семейных и клановых структур, которые, видимо, будут модернизироваться ускоренными темпами.
Полевые материалы показывают, что именно семейные и родственные связи помогали людям в самые тяжелые времена войны, безработицы, безденежья. В этом причина жизнестойкости и востребованности данных структур не только в Абхазии, но и практически на всем Кавказе, в этом сложном и беспокойном регионе.
Литература
Адакелия Н. Об одном из абхазских обычаев, унаследованных от предков // Артануджи. 2ооо. № ю (на груз. яз.).
Абхазский фольклор / Сер. «Фольклор народов Кавказа». Тбилиси, 2003.
Арутюнов СА. «Закрытое общество» - альтернатива мегаполисному потребительству? // Адат. Кавказский культурный круг: традиции и современность. Москва-Тбилиси, 2003.
Бахиа С.И. Абхазская «абипара» - патронимия (грузино-абхазские этнографические параллели). Тбилиси, 1986.
Бигвава В.Л. Современная сельская семья у абхазов. Тбилиси, 1983.
Бигвава В.Л. Образ жизни абхазских долгожителей. Тбилиси, 1988.
Бигуаа В.Л. Жизнеобеспечивающая система абхазов: традиции и современная действительность // Этноэкологические исследования: Сб. статей к 8о-летию со дня рождения В.И. Козлова М , 2004.
Дбар С.А. Обычаи и обряды абхазов, связанные с рождением и воспитанием детей (вторая половина XIX - начало XX в.) Дис. на соискание ученой степени канд. ист. наук. М., 1985.
Дбар С.А. Традиционные родильные обычаи и обряды абхазов и их трансформация в советские годы // Советская этнография. 19853 № 1.
Инал-ипа Ш.Д. Абхазы: Историко-этнографические очерки. Сухуми, 1960.
Калоев Б.А. Осетины: Историко-этнографическое исследование, 3-е изд., доп. и перераб. М., 2004.
Куправа А.Э. Из истории абхазской традиционной культуры. Кн. 1. Народные сходы. М., 1998.
Ленивая женщина // Абхазский фольклор / Сер. «Фольклор народов Кавказа». Тбилиси, 2003.
Маан О.В. Фамильные сходы у абхазов // Полевые исследования. / Новая серия. Т. 1. Вып. 2. М., 1993.
Маан О. В. Социализация личности в традиционно-бытовой культуре абхазов (вторая половина XIX - начало XX в.). Сухум, 200З.
Меликишвили Л.М. Открытые и закрытые типы культур этнических систем // Адат. Кавказский культурный круг: традиции и современность. Москва-Тбилиси, 2003.
Смирнова Я.С. Семейный быт и общественное положение абхазской женщины (XIX-XX вв ) // Кавказский этнографический сб. Вып. 1. М., 1955.
Смирнова Я.С. Воспитание ребенка у абхазов // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. Вып. 26. М., 1961.
Смирнова Я.С. Роли и статусы старших в абхазской семье (к проблеме геронтофильных факторов в абхазской семье) // Советская этнография. 1982. № 6.
Смирнова Я.С. Роль старших возрастных групп в абхазской фамильно-патронимической организации // Феномен долгожительства. М., 1987.
С чирнова Я.С. Семейное и общественное положение старших возрастных групп // Абхазское долгожительство. М., 1987.
Чеснов Я.В. К этнографическому изучению жизнедеятельности человека (на примере традиционной абхазской культуры) // Советская этнография. 1987. № 3.
Чеснов Я.В. Размышления о народной культуре абхазов // Советская этнография. 1989. № 1.
Источник: Современная сельская Абхазия. Сборник статей. М.: 2006.
Абхазия традиционализм этноэкология