Грузия готовит экспорт «демократии» собственного образца
Публикации | 04.05.2012 | 20:31
В Грузии разработан проект "Государственной стратегии по отношениям с народами Северного Кавказа". Авторы уверены, что за счет сближения с соседними народами республика сможет ответить на "российский вызов грузинской независимости" В документе перечислены сферы, с помощью которых Тбилиси рассчитывает укрепить связи с Северокавказским регионом.
Восемнадцатистраничный проект этого документа разработал Комитет парламента Грузии по вопросам диаспоры и Северного Кавказа совместно с грузинским Советом безопасности. Авторы концепции утверждают, что республика заинтересована в стабильности, безопасности и экономическом развитии Северного Кавказа. Залогом же этого станет создание гражданского общества в соседних с Грузией странах.
Один из авторов стратегии Георгий Канделаки пояснил: документ нужен, чтобы западные партнеры Грузии знали, какова ее политика в отношении государств и народов Северного Кавказа. Однако, разумеется, этот документ служит сигналом не только Западу, но и самим северокавказским народностям, отметил президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов:
"Это не первый посыл, потому что было решение парламента Грузии по черкесскому геноциду, было открытие границы в одностороннем порядке и решение о том, что студенты Северного Кавказа могут обучаться в грузинских вузах.
Так что здесь идет последовательная политика, которая направлена на то, чтобы представить Грузию центром демократии, маяком для всего Кавказа - и Северного, и Южного. И здесь как раз Россия представляется извечным врагом всех народов Кавказа".
Способствовать сближению Грузии и северокавказских народностей, по мысли авторов документа, должно совместное изучение актов геноцида, якобы совершенных Российской империей и Советским Союзом. За счет этого, говорится в стратегии, народы Северного Кавказа смогут "сохранить этническую идентичность" и "узнать правду о своей истории".
Впрочем, вряд ли за этими словами стоит подлинный интерес к истории кавказских этносов. Речь идет об очередной попытке использовать историю в сугубо политических целях, уверен Александр Крылов:
"Если же подходить научно, с точки зрения определения геноцида как сознательной политики на уничтожение определенного народа или конфессиональной группы властями определенного государства, что имело место в Османской империи и фашистской Германии, то конечно события на Кавказе ничего общего с геноцидом не имеют. Это совершенно очевидно.
Но этот миф усиленно вдалбливается и грузинским нынешним руководством, и многими на Северном Кавказе, которые сейчас мифологизируют собственную историю и внедряют версии, которые делают кавказцев и российское государство вечными врагами. На самом деле ничего подобного не было".
Разработка "Государственной стратегии по отношениям с народами Северного Кавказа" лишь одно их звеньев в цепочке мер, предпринятых Тбилиси ради создания необходимого ему имиджа. После поражения в конфликте августа 2008 года Грузия начала активно обрабатывать регион, используя для этого элементы так называемой "мягкой силы". При этом она опиралась на поддержку американских некоммерческих организаций.
Например, за прошедшее с тех пор время она запустила русскоязычный спутниковый телеканал для жителей Кавказа. С его помощью Тбилиси имеет возможность тиражировать свое точку зрения и вести пропагандистскую работу. Занимаясь наращиванием информационного влияния в регионе, грузинские власти преследуют конкретные цели, уверен старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО МИД России Вадим Муханов:
"Они с достаточно серьезной опаской смотрят на участие в потенциально возможных военных действиях подразделений Северного Кавказа. И неоднократно грузинские эксперты говорили, что желание Тбилиси состоит в том, чтобы в случае новых военных действий Россия не воевала руками Северного Кавказа. Поэтому они стараются любыми способами наладить сближение с северокавказскими элитами.
Если мы вспомним август 2008 года, чеченский батальон "Восток" Сулима Ямадаева и ряд других подразделений, конечно, сыграли большую роль в победе над грузинскими силами. В Тбилиси это помнят, знают и пытаются что-то с этим сделать".
Хотя Тбилиси готов помогать кавказским народам развивать гражданское общество, в самой Грузии дела с этим обстоят, мягко говоря, неблестяще. В стране предельно жестко разгоняются митинги оппозиции, а ее лидеры устраняются с политического поля.
Вызывает сомнения и приверженность администрации Саакашвили соблюдению такого базового демократического принципа как свобода слова. Достаточно напомнить, что в республике не осталось ни одного неподконтрольного властям федерального телеканала.
Грузия Кавказ Россия