Проблема долгожительства и традиции винопития в Абхазии (I)
Публикации | Надежда ГРИГУЛЕВИЧ | 24.04.2012 | 00:00
Рождение и смерть. Радость и горе. Здоровье и болезнь. Почему все это сопровождается возлияниями? Как это происходит у разных народов? Почему у одних все, что связано с алкоголем, носит скорее негативный характер (алкоголизм, плохая наследственность, преступления на бытовой почве и т.д.). Другие, напротив, выработали способы употребления алкоголя, сводящие его вред к минимуму, а пользу - к максимуму?
Древняя земля Колхиды показывает нам пример почти идеальных отношений человека и виноградной лозы. Здесь алкоголь (натуральное вино и самогон, или домашняя водка – чача) (*) – это не единственная, и уж тем более не главная радость, к которой стремятся люди. Это всего лишь средство, помогающее оттенить и без того теплые и искренние отношения между людьми. В данной статье рассматриваются этнографические (относящиеся как к материальной, так и к духовной культуре) и биологические аспекты винодельческой культуры современной сельской Абхазии.
Материал для данной работы был собран в ходе полевых исследований в Абхазии в июле-августе 2004 г., и в августе 2005 г. Работа проводилась в селах Члоу и Джгерда (Очамчир-ский район), Дурипш и Лыхны (Гудаутский район).
(*) Чача - это скорее самогон из виноградных выжимок или других фруктов, а не водка. Дело в том, что само слово «водка» свойственно только русскому языку и является коренным русским словом, нигде более не встречаемым. Поэтому применять его можно только к исконно русским напиткам (см. об этом подробнее: Похлебкин, 1994 С. 25).
Многовековые традиции возделывания абхазами виноградной лозы дошли до наших дней практически неизменными. Старинными, дедовскими методами почти в каждой семье производят виноградное вино и чачу. Способы хранения вина в деревянных бочках и глиняных кувшинах, закопанных в землю, также дошли до нас из глубокой древности.
Но все это можно встретить и в других закавказских и северо-кавказских республиках и странах. Вино и домашняя водка - это больше, значительно больше, чем алкогольный напиток, если речь идет об Абхазии. Это сложный ритуал, который относится не только к сакральным торжествам. Все праздники (семейные, клановые, общественные) сопровождаются сбором гостей, которые за угощением поднимают многочисленные тосты и, в соответствии с принятыми традициями, выпивают большое количество вина и чачи. И несмотря на это, (а может быть, благодаря этому?) Абхазия на протяжении многих десятилетий двадцатого века справедливо признавалась одной из немногих стран с высокой и подтвержденной научно долей долгожителей в популяции.
Начиналась работа по изучению долгожительства как раз в Абхазии. Развал Советского Союза в начале 1990-х гг. и последовавшие за ним многочисленные межэтнические локальные конфликты, резкое сокращение финансирования научных исследований привели к почти полной приостановке полевых работ на Кавказе вообще и в Абхазии, в частности. Были прекращены и комплексные исследования феномена долгожительства. В 2004 г. благодаря финансовой поддержке РГНФ (*) эти исследования были возобновлены. Данная работа является их частью
В ходе полевых работ 2004 и 2005 годов было установлено, что в Абхазии количество долгожителей по сравнению с 1970-1980 годами существенно уменьшилось (**) но от этого сам феномен долгожительства не перестал быть менее привлекательным и загадочным.
(*) Экспедиционный грант РГНФ № 04-01-180336 «Современная сельская Абхазия: социально-культурные и медико - демографические проблемы» (руководитель Н.А. Дубова).
(**) См.: Дубова Н.А., Ямсков А.Н. «Социально-демографические особенности абхазских популяций в долгожительских селениях». - Современная сельская Абхазия. Сборник статей. М.: 2006.
Итак, в чем же секрет долгой жизни? Экологические условия, традиционное питание, близость к природе, режим труда, бережное сохранение обычаев и обрядов, почитание старших, любовь и взаимное уважение членов семьи и рода, эмоциональная и психологическая поддержка близких - где тот золотой ключик, который позволяет человеку жить если и не триста лет, как сказочной черепахе Тортилле, то хотя бы сто? И самое главное, не просто жить, а до преклонных лет, как мы это наблюдаем у абхазских долгожителей, сохранять поразительную трудоспособность, жизнерадостность, энергию, интерес к жизни и, наконец, здоровье? Попробуем ответить хотя бы на некоторые из этих вопросов.
Исторический аспект
Весной 2005 г. китайские и американские археологи в ходе раскопок на востоке Китая (провинция Шаньдун) нашли 200 гончарных изделий и остатки косточек винограда (Предки китайцев .., 2005). Экспертиза доказала, что в глине обнаружены следы вина и меда, а сами гончарные изделия были изготовлены 4600 лет назад в период неолита.
Это открытие опровергло общепринятое мнение, согласно которому вино впервые появилось в Центральной Азии и было ввезено в Китай во втором веке до нашей эры. Археологи считают, что предки современных китайцев предпочитали добавлять в вино мед для улучшения вкуса и применяли спиртные напитки как приправу к пище. По мнению экспертов, в период неолита вино и сосуды для вина использовались в Китае в обрядах жертвоприношения.
Самые древние цивилизации знали вино, которое ведет свое начало из Персии. Египтяне, финикийцы, греки, римляне ценили вина. Что касается Библии, то в ней этот напиток упоминается более пятисот раз. Римляне во время своих завоеваний распространяли культуру винограда. В I веке он появился в долине Роны, во II веке - в Бургундии и Бордо, в III веке достигает долины Луары, в IV в. - Шампани.
Все было бы хорошо, но в 1864 г. в Европе появилась тля филоксера виноградная (от греч. phyllon - лист и xeros – сухой) (Ушаков, 1940 - С. 1081) - насекомое из семейства тлей, паразитирующее на растениях, - которая уничтожила все виноградники. Кризис привел к нехватке вина, создав благодатную основу для подделок и изготовления искусственных вин. В ответ на это в 1889 г. во Франции был принят закон, устанавливающий официальное определение вина. Договорились, что вино - это продукт полной или частичной ферментации свежего винограда или свежего виноградного сока. На территории Абхазии виноградарство и виноделие фиксируется с древнейших времен. Так, в 1958 г. в ходе раскопок на Сухумской набережной в эллинистическом слое (IV-II вв. до н.э.) были выявлены косточки одного из древнейших сортов винограда, дошедшего до наших дней и известного абхазам как «акачич» (Шамба, 2005, с. 47). Там же были найдены фрагменты керамических сосудов, использовавшихся для хранения и транспортировки вина. Обломки крупных глиняных кувшинов, в которых вино хранилось 2500 лет назад, были обнаружены также на Сухумской горе (Амичба, 2ОО2, с. 26). Это, как правило, амфоры с высоким цилиндрическим горлом.
Проблема долгожительства
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. XX в. индекс долгожительства (отношение числа лиц 90 лет и старше к числу лиц 6о лет и старше) в Абхазии более чем вчетверо превышал общесоюзный показатель и являлся самым высоким в Советском Союзе. Именно поэтому Абхазия была выбрана первой территорией, на которой начинались комплексные междисциплинарные исследования феномена долгожительства на Кавказе.
Тогда же исследователи впервые обратили внимание на тот факт, что абхазы употребляют довольно много виноградного вина и чачи как в повседневной жизни, так и по особым случаям. При этом бросалось в глаза, что алкоголизм или патологическое влечение к алкоголю абхазам отнюдь не свойственно.
Прошло много лет, прежде чем в 2003-2005 годах были начаты повторные (лонгитюдные) исследования феномена долгожительства в Абхазии. Как показано в статьях настоящего сборника, специально посвященных данной теме, долгожительские когорты во всех селах уменьшились приблизительно в два раза. Особенно это касается мужчин. В Дурипше и Джгерде вообще не осталось мужчин старше 90 лет. Общий индекс долгожительства упал в три раза. Действительно, долгожителей в целом стало меньше, но те из них, которые остались, находятся в хорошем состоянии. Напротив, численность когорты старше 6о лет увеличилась.
(Продолжение следует)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, исследовательский проект № 05-01-010693 «Медико - антропологические и демографические последствия социально-культурных изменений конца :98о-х - начала аооо-х гг. в сельской Абхазии» (руководитель - А.Н. Ямсков).
Источник: Современная сельская Абхазия. Сборник статей. М.: 2006.
Абхазия виноделие этничность / этнополитика