Наиболее важными являются политические аспекты РЛС в Габале
ИНТЕРВЬЮ | Владимир ЕВСЕЕВ | 24.04.2012 | 10:40
Интервью Владимира Евсеева, директора Центра общественно-политических исследований, от 16 апреля 2012 года.
Какова, на Ваш взгляд, вероятность военного вторжения какой-либо из стран Запада (а может, и совместной акции) в Иран в скором будущем?
В настоящее время существует возможность не военного вторжения в Исламскую Республику Иран (ИРИ), а нанесения по ней ракетно-бомбовых ударов со стороны Израиля. Эта вероятность невелика ввиду отсутствия исходящей со стороны Тегерана ядерной или ракетной угрозы. Конечно, в Тель-Авиве такое решение могут принять и по другим причинам. Однако там учитывают, что реальные позиции Ирана на Ближнем Востоке ослабевают. Об этом свидетельствует переориентация ИРИ с палестинского движения «ХАМАС» на более слабое движение «Исламский джихад», а также затруднение поставок оружия, боеприпасов и других крайне необходимых товаров для ливанской группировки «Хезболла» через территорию находящейся на грани гражданской войны Сирии. Если же Израиль решится на нанесение нескольких ракетно-бомбовых ударов (одного будет явно недостаточно), то возникнет неопределенность в отношении позиции США. Они либо поддержат своего союзника при крайне неблагоприятных военно-политических условиях, что неизбежно приведет к войне регионального масштаба, включая проведение ограниченной наземной операции по захвату иранской части побережья Персидского залива (в противной случае будет невозможно обеспечить там судоходство), либо воздержатся от военной конфронтации. Последнее с высокой степени вероятности приведет к созданию в ИРИ ядерного оружия.
Без необходимой подготовки общественного мнения и получения явной поддержки со стороны государств Персидского залива будет крайне трудно начать против Ирана совместные военные действия Запада под руководством США.
Российское руководство устами В.Путина и С.Лаврова, говоря недавно о нежелательности военного сценария в отношении Ирана, отметили факт наличия в Иране значительного населения этнических азербайджанцев. Насколько серьезную роль этот фактор играет в российской позиции по Ирану?
Российское политическое руководство беспокоит возможность появления у собственных границ многочисленных беженцев, что нельзя исключать в случае силового решения иранской ядерной проблемы. Учитывая проживание в близлежащих районах ИРИ большого количества этнических азербайджанцев, можно ожидать их значительное представительство в потоке беженцев. Для Республики Азербайджан появление 800 тыс. – 1 млн. иранских беженцев носит критический характер, что приведет к их транзиту в Дагестан, где сейчас наблюдается крайне сложная внутренняя обстановка. В Москве это учитывают при проведении переговоров по иранской ядерной проблеме. Однако существуют и другие факторы, которые принимаются в расчет. В частности, Россию беспокоит возможность появление вблизи ее границ нового государства с ракетно-ядерным потенциалом, возможность минирования Ормузского пролива и дестабилизации ситуации в Афганистане в случае нанесения по ИРИ многократных ракетно-бомбовых ударов со стороны США.
Кажется ли Вам убедительной информация американского издания "The Foreign Policy", утверждающего о намерении Израиля использовать территорию Азербайджана для бомбардировки Ирана?
Такая информация крайне серьезно рассматривается в Москве и Анкаре, особенно после заключения контракта на поставку израильского оружия на сумму 1,6 млрд. долл. Учитывая сложности нынешних ирано-азербайджанских отношений, никто не может исключать, что со стороны Тель-Авива делаются попытки использования азербайджанской территории для сбора информации об ИРИ с помощью технических средств разведки. Мне представляется маловероятным нанесение ударов по Ирану с азербайджанских аэродромов. Однако некоторая помощь может быть оказана. Например, Баку будет очень трудно запретить вынужденную посадку израильским самолетам, участвующим в нанесении по ИРИ ракетно-бомбовых ударов.
Как считаете, почему американцы, заявляя о направленности элементов своей ПРО в Восточной Европе против Ирана, а не России, отказываются от предложения Москвы от сотрудничества на Габалинской РЛС?
Потребность в этом полностью отпала после размещения в Турции американской мобильной РЛС передового базирования (FBX-T) AN/TPY-2 (дальность обнаружения целей до 1,9 тыс. км), предназначенной для выявления старта и отслеживания траектории полета иранских баллистических ракет. Аналогичная РЛС в сентябре 2008 года была развернута на базе ВВС Израиля «Неватим» в пустыне Негев. Наблюдение с двух направлений в дополнении к космическим средствам наблюдения позволяют США своевременно выявлять старт иранских ракет самостоятельно. В настоящее время вопрос о получении информации с Габалинской РЛС потерял для американцев свою актуальность.
Верите ли Вы в успех азербайджано-российских переговоров о новых условиях аренды РЛС в Габале, принимая во внимание, что срок действия нынешнего договора истекает уже в конце этого года?
С военной точки зрения для России отсутствует необходимость продления срока аренды Габалинской РЛС ввиду скорого завершения строительства второго блока РЛС типа «Воронеж» под Армавиром. Направления его обзора совпадает с Габалинской РЛС, а точность обнаружения баллистических целей существенно выше. Объект на российской территории более экономичен в обслуживании, а некоторое уменьшение дальности обзора (ориентировочно с 7 до 5 тыс. км) не имеет принципиального значения. Намного важнее политический аспект. Габалинская РЛС – единственный российский военный объект на территории Азербайджана. Если мы хотим продолжать военно-техническое сотрудничество, то его нужно сохранить. Но этот вопрос носит двусторонний характер. Его нельзя использовать в качестве элемента торга с целью изменения, например, позиции Москвы по проблеме Нагорного Карабаха.
Азербайджан воинское искусство / вооружения Израиль Иран Россия