На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

Мусульмане Северной Осетии

Публикации | Михаил РОЩИН | 10.04.2012 | 00:00

О мусульманах Северной Осетии за ее пределами известно немного. Однако, по оценкам специалистов, около 15% населения республики являются мусульманами. Центральная мечеть Владикавказа (столицы Северной Осетии) была построена в начале XX века. Средства на строительство дал азербайджанский нефтяной магнат Мухтаров, женатый на осетинке Тугановой. Мечеть была построена в египетском стиле. По своей архитектуре она не имеет аналогов на Северном Кавказе.

В советское время на территории Северной Осетии все мечети были закрыты, но во время религиозного подъема, наступившего в годы перестройки и продолжившегося после распада СССР, наблюдается оживление религиозной жизни осетинских мусульман. С одной стороны, активизируется старшее поколение мусульман-традиционалистов, наиболее ярким представителем которых был Дзанхот Хекилаев, скончавшийся летом 2004 года. С другой – тысячи молодых людей в Северной Осетии стали активно исповедовать ислам, причем преимущественно в форме «ваххабизма». Это привело к созданию двух параллельных мусульманских структур в республике. Мусульмане-традиционалисты в 1990 году создали Духовное управление мусульман Северной Осетии (ДУМСО), которое возглавил Дзанхот Хекилаев, а мусульманская молодежь стала создавать свою организацию, которую она неформально называла «Джамаатом» и которая была официально зарегистрирована как Исламский культурный центр в 1996 году. Своим председателем или эмиром молодые мусульмане выбрали Ермака Тегаева, сорокалетнего человека с уголовным прошлым, отсидевшего в тюрьме еще в советское время 12 лет.

В состав «Джамаата», по словам его вице-эмира и имама Центральной мечети Владикавказа Сулеймана Мамиева, с которым автору этих строк неоднократно доводилось встречаться, входили также мусульманские общины Беслана и Эльхотово. Осетинский «Джамаат» тесно сотрудничал с «Джамаатом» Кабардино-Балкарии, возглавлявшимся популярным среди местной молодежи имамом Мусой Мукожевым, позднее перешедшим на нелегальное положение и ставшим одним из руководителей исламского вооруженного подполья в Кабардино-Балкарии (он был убит в ходе спецоперации 10 мая 2009 года). Сулейман Мамиев рассказывал автору, что в общине Владикавказа в начале 2000-х было около 500 человек, большинство из которых – осетины. До трагедии в Беслане было много чеченских и ингушских студентов, но после бесланских событий (1–3 сентября 2004 года) они в основном покинули Владикавказ.

Как сообщала мусульманская газета Северной Осетии «Да'уа», 2 февраля 2005 года сотрудники УФСБ России по Северной Осетии совместно с сотрудниками УБОП МВД ворвались в дом председателя Исламского культурного центра, 48-летнего Ермака Тегаева. По словам «Да'уа», на глазах у очевидцев ему была подброшена взрывчатка, на основании чего он был задержан. Caucasus Times, ссылаясь на правоохранительные органы республики, cообщал, что во время задержания у Ермака Тегаева было обнаружено 270 грамм пластида и 3 электродетонатора, а также изъята религиозная литература, учебные пособия и видеои аудиокассеты экстремистского характера. Позднее, в августе того же 2005 года Советский районный суд Владикавказа приговорил Тегаева к заключению на 2,5 года в колонии-поселении, а в течение года после этого имам Владикавказской мечети Сулейман Мамиев вместе с матерью уехал в Турцию. Ермак Тегаев после отбытия наказания вернулся во Владикавказ и попытался возродить деятельность осетинского «Джамаата», но вскоре он пропал при невыясненных обстоятельствах. Летом 2004 года умер первый муфтий ДУМСО Дзанхот Хекилаев. Около года после него ДУМСО возглавлял Руслан Валгасов, бывший сотрудник ГИБДД МВД Северной Осетии. В апреле 2005 года главой Духовного управления мусульман Северной Осетии становится Муратхаджи Тавказахов, проживающий в пригороде Владикавказа Карца, населенном преимущественно ингушами. Однако осетину Тавказахову не удалось улучшить осетино-ингушские взаимоотношения внутри мусульманской общины Осетии. Кроме того, многие мусульмане республики подозревали его в коррумпированности и присвоении средств, поступавших из различных мусульманских фондов на поддержку ислама в Осетии.

В феврале 2008 года новым муфтием Духовного управления мусульман Северной Осетии был избран Али-хаджи Евтеев. Он родился в Москве в 1974 года в смешанной семье: отец – русский, мать – осетинка (в девичестве Комаева), родом из семьи этнических мусульман. В раннем детстве Али-хаджи Евтеев переехал с родителями в Беслан, где и вырос. В 22 года он принял ислам и в конце 1990-х активно участвовал в создании осетинского «Джамаата»; в частности, он был одним из тех, кто поддержал избрание Ермака Тегаева в качестве эмира. Позднее, в 2000 году, разочаровавшись в Тегаеве и самом «Джамаате», Али-хаджи уехал в Каир вместе с кумыками из Северной Осетии и поступил на подготовительные курсы мусульманского университета АльАзхар, где проучился 4 года.

В 2004 году он поехал на малое паломничество в Саудовскую Аравию и поступил в Международный университет Медины. Однако, находясь на обучении в арабских странах, он не терял связи с Осетией, приезжал домой каждое лето и уже в 2004 году стал заместителем муфтия республики. Когда Али-хаджи Евтеева выбрали муфтием, он был в Медине на учебе, но взял академический отпуск и решил вернуться. Оказавшись руководителем Духовного управления Северной Осетии, Евтеев обнаружил, что его касса пуста: работу приходилось начинать практически с нуля. Главную свою задачу новый муфтий видел в объединении мусульман Осетии: и молодежи, прежде ориентировавшейся или до сих пор ориентирующейся на «Джамаат», и сторонников традиционного ислама, верующих старшего поколения.

Он является противником вооруженной борьбы мусульман на Северном Кавказе, поскольку она не соответствует шариату, понимаемому не формально, а во всей его полноте. Вместе с тем возврат к истокам, переосмысление мусульманского миросозерцания на основе опыта Корана и Сунны, по его мнению, помогут мусульманам Северной Осетии найти свое место в современном мире. Не всем такая позиция нравится. Муфтии соседних республик Северного Кавказа долгое время отказывались принять Евтеева в состав Координационного Совета мусульман Северного Кавказа, но в конце концов согласились на это. В апреле 2009 года съезд мусульман Северной Осетии подтвердил полномочия Али-хаджи в качестве муфтия республики. На этом съезде впервые присутствовали несколько мусульман из Южной Осетии, которые в настоящее время стремятся зарегистрировать там мусульманскую общину.

Главным достижением А. Евтеева следует признать преодоление раскола поколений среди осетинских мусульман (между молодежью и взрослыми верующими), прекращение деятельности Исламского культурного центра и объединение мусульманских общин Северной Осетии под эгидой ДУМСО. В то время, когда Али-хаджи работал муфтием, в республике прекратилась деятельность местного радикально-мусульманского подполья и прекратил свое существование местный подпольный военный джамаат, известный под претенциозным названием «Катаиб аль-хауль» (араб. «батальоны ужаса»). Сегодня террористическая деятельность на территории Северной Осетии осуществляется ингушскими боевиками, активистами так называемого ингушского вилайата Имарата Кавказ.

31 марта 2010 года состоялась беседа А. Евтеева с журналисткой Яной Амелиной, полная расшифровка которой была выложена в интернете. Эта интернет-публикация вызвала противоречивую и зачастую негативную реакцию среди мусульман, как в самой Северной Осетии, так и шире – среди мусульман Северного Кавказа. Насколько мне известно со слов самого Али-хаджи Евтеева, он не предполагал во время беседы, что у него берут интервью, и хотя в общем-то при соответствующем комментарии в его высказываниях не было ничего неожиданного, но при их обнародовании, вырванном из контекста, они произвели определенное недоумение среди северокавказских мусульман. Евтеева даже стали обвинять в экстремистских заявлениях.

В результате разразившегося скандала А. Евтеев был вынужден уйти в отставку с поста муфтия 20 мая 2010 года. Однако уже 24 мая специалисты волгоградского Южного экспертного центра (Волгоград, ул. Порт-Саида, 8А, моб. 8-927-251-78-98) подготовили «Заключение комплексного психолого - политолого - религиоведческо - лингвистического исследования (по материалам доследственной проверки № 113)», в котором, в частности, отмечали, что «исследуемый материал (имеется в виду интервью Евтеева Яне Амелиной. – М.Р.) не содержит высказываний об изначальной враждебности какой-либо нации, конфессии. Высказывания о полярной противоположности, антагонизме, несовместимости интересов одной этнической или конфессиональной группы по отношению к какой-либо другой в исследуемом материале отсутствуют. Основное содержание текста интервью сводится к утверждению идеи единства религий, религиозного просвещения, а не к идее разобщения и вражды между религиями» (1).

14 июля 2010 года Совет ДУМСО избрал в качестве исполняющего обязанности муфтия Хаджимурата Гацалова, бывшего заместителем муфтия при Евтееве. 25 октября 2010 года мне удалось встретиться с Гацаловым во Владикавказе. Он рассказал, что в настоящее время в республике действуют 24 мусульманские общины. Большинство верующих мусульман составляют осетины. Кроме того, в Осетии проживают примерно 25000 ингушей и 11000 кумыков, на территории Моздокского района проживают несколько тысяч турок-месхетинцев. В последние годы наметилось переселение чеченцев в Моздокский район: сейчас там живут около 2000 чеченцев. По мнению Х. Гацалова, в Северной Осетии нет основы для движения джихадистов, но есть попытки повлиять в этом направлении со стороны Чечни и Ингушетии. Негативную роль в этом плане играют и радикальные мусульманские сайты. Как полагает Гацалов, задача джихадистов состоит в том, чтобы развалить Россию, но осетины чувствуют себя частью России и в республике ислам играет очень важную миротворческую роль.

Несмотря на все трудности последних лет, связанные, прежде всего, с неурегулированностью осетино-ингушского конфликта, мусульманская умма в Северной Осетии постепенно растет, причем в значительной степени за счет осетин, а роль ДУМСО в жизни североосетинского мусульманского сообщества становится все более значительной.

 
Примечание
 
(1) Архив ДУМСО
 
Источник: Ислам на Северном Кавказе: история и современность. Под редакцией Ислама Текушева и Кирилла Шевченко. Прага, Medium Orient, 2011. с. 82 – 86.

ислам Северная Осетия



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info