Азербайджан обвиняет Армению в использовании атомной электростанции, не отвечающей современным стандартам безопасности.
Атомная электростанция в Армении, построенная еще в 1976 году, устарела, не отвечает современным стандартам ядерной безопасности и к тому же находится в зоне повышенной сейсмической активности. Об этом заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев.
В свою очередь президент Армении Серж Саргсян назвал эти слова Алиева дезинформацией, отметив, что безопасная эксплуатация армянской АЭС и повышение уровня ее безопасности является приоритеным направлением для властей страны.
Завления лидеров двух стран прокомменитровал президент Научного общества кавказоведов, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Крылов.
- Что означает заявление президента Азербайджана? АЭС действительно представляет опасность, или это больше политическое высказывание?
- Как раз здесь надо разделить две составляющие. Совершенно очевидно, что есть проблема атомной станции, которая, действительно, далеко не новая, и есть проблема необходимости замены старого реактора на новый. Армянское руководство пока эту проблему не смогло решить, потому что для этого нужно найти 5 миллиардов долларов, и эти деньги не найдены.
Поэтому были планы заменить старый энергоблок на новый к 2016 году, но они повисли в воздухе, и армянское руководство, скорее всего, будет вынуждено пойти на то, чтобы продлевать срок эксплуатации старого энергоблока.
При этом комиссия Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которая была в прошлом году на этой атомной станции, признала уровень ее безопасности вполне приемлемым. Так что проблема есть, но она не такая критичная, как ее стараются представить.
А здесь мы переходим ко второй составляющей - это карабахский конфликт и напряженные отношения между Арменией и Азербайджаном. Естественно, что Азербайджан постарался создать как можно больше проблем для Армении, в том числе на последнем Саммите по ядерной безопасности в Сеуле.
Но здесь, я думаю, что специалисты по энергетике воспримут как раз это не как энергетическую тему, а как те проблемы двухсторонних отношений, которые объективно имеются между двумя странами Кавказа.
- То есть это было сделано специально именно на саммите в Сеуле? Как предлог была использована атомная безопасность, а на самом деле заявление носило политический характер?
- Естественно, и если бы это был один пример. Собственно, последние 20 лет оба государства занимаются тем, что стараются создать друг другу как можно больше проблем, а не занимаются поиском компромисса. Именно поэтому карабахская проблема остается нерешенной, и при такой позиции сторон никакие посредники не могут им помочь.
- Вы упомянули карабахскую проблему. Скажите, какова на данный момент перспектива ее разрешения?
- Перспектива решения в ближайшем будущем не просматривается, потому что стороны надеются на то, что при помощи такого рода маневров, пропагандистской войны, они вынудят противоположную сторону пойти на капитуляцию. Но на капитуляцию ни Азербайджан, ни Армения, идти не готовы. Так что то, что конфликт продолжает оставаться в замороженном состоянии, - это еще не самый худший вариант развития ситуации.
Но будем надеяться, что через какое-то время Армения и Азербайджан проявят большую готовность к тому, чтобы искать компромисс, а не продолжать конфронтацию на всех уровнях, в том числе, и на том, который мы имели в Сеуле.
По материалам: Голос России