Южный Кавказ: кто из государств региона может поддержать США и НАТО в вероятной войне против Ирана (II)
Публикации | Николай КОЛЬЧУГИН | 17.03.2012 | 00:00
Часть I
Армения: да минует меня чаша сия
Как показывают последние события, Иран не зря в своей региональной политике не ориентировался на поддержку мусульманского, более того идентичного в лице шиизма, Азербайджана в конфликте с христианской Арменией. Ирано-армянскую границу, несмотря на её незначительную протяженность в 35 км, в Тегеране не рассматривают в качестве возможного коридора для нанесения ударов по территории ИРИ.
Выбор иранской дипломатией основного союзника на Южном Кавказе оказался верным, хотя на данный момент речь идет, скорее, о партнерстве между этими соседними странами. Иран для Армении наряду с Грузией фактически – второе "окно в мир", на других направлениях страна блокирована недружественными Турцией и Азербайджаном.
По трубопроводу Тебриз-Арарат в Армению с 2008 года поставляется иранский газ, что в условиях возможных и имевших место в марте этого года перебоев поставок российского газа через Грузию имеет стратегическое значение. Тегеран – важный инвестор в армянскую экономику, в том числе в энергетической сфере Армении.
Для Ирана стабильность в отношениях с Арменией имеет и военное значение.
Во-первых, Ереван – бесспорный союзник России на Южном Кавказе, что для иранцев очень важно. Создавать проблемы в отношениях с Российской Федерацией не в интересах исламского режима.
Во-вторых, Армения – член Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с правом получать военную помощь от своих союзников, в числе которых Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Международным организациям известно, что «агрессия против одного из государств-членов ОДКБ является агрессией против всей организации», - так зафиксировано в самом Договоре о коллективной безопасности. Помимо коллективных сил оперативного реагирования у ОДКБ есть политический и миротворческий потенциал влияния на ситуацию в регионе.
В Тегеране не сомневаются, что в случае войны Армения будет придерживаться дружественного нейтралитета по отношению к Ирану. Остальное приграничное окружение Ирана можно назвать в большей степени враждебным, чем дружественным или нейтральным, а союзников среди этих стран у ИРИ и вовсе нет.
Как отмечалось выше, результатом согласия Азербайджана на предоставление своего воздушного пространства противникам Ирана может быть возобновление военных действий с Арменией в зоне карабахского конфликта.
В этом случае при любой степени азербайджанского участия в антииранской войне Иран станет военным союзником Армении. «Любой район, который будет использован для агрессии против Исламской Республики Иран, будет подвергнут ответному удару со стороны подразделений КСИР», - так планируют в командовании Корпуса стражей исламской революции Ирана (КСИР).
Иран: Здесь стою, здесь останусь
Во время Крымской войны межу Российской Империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй их войсками 8 сентября 1855 г. был захвачен Малахов курган. Командовавший французскими войсками генерал Мак-Магон был предупрежден своим командованием, что русские намерены это укрепление взорвать, и дальнейшее пребывание там для французов опасно.
В ответ на это предупреждение он написал на клочке бумаги: «Здесь стою, здесь останусь». Иранские официальные лица заявляют, что никакие санкции не заставят их страну отказаться от продолжения исследований в ядерной сфере. Овладение ядерной энергией является в Иране источником национальной гордости.
Количество стран, способных освоить ядерный цикл, в мире ограничено. Успехи в развитии ядерной энергетики, также как и прогресс в космической программе, высоко оценивается правящим в Иране высшим духовенством, и не только потому, что это поднимает его международный престиж, а и потому, что это доказывает эффективность исламским режимов в мусульманских странах вообще.
Ядерная программа Ирана – это важная часть его идеологии. Поэтому Исламская Республика в течение столь длительного времени твердо и непреклонно заявляет всему миру: «Здесь стою, здесь останусь». Надо отметить, что непреклонность исламского режима находит поддержку у населения страны. В начале марта этого года в Иране проводились выборы в новый состав меджлиса.
Основной интригой голосования стала необычно высокая явка иранских избирателей, уровень которой всегда рассматривается как показатель доверия народа властям. Иранцы зафиксировали 65-процентную явку, то есть на 8 процентов выше, чем на выборах в меджлис предыдущего созыва, и это - своеобразный национальный рекорд избирательных кампаний со времени исламской революции 1979 года.
США и Евросоюз, вероятно, ожидали иного результата от выборов в исламский меджлис. Однако большинство граждан Ирана выдвинутый на выборах лозунг «Иран останется исламским» поддержали своим участием в выборах. Опасения в возможности двойного использования Ираном ядерных технологий не могут быть достаточным поводом для конфликта вокруг ядерной программы Ирана.
Создание атомной бомбы требует гораздо большего, чем просто создание запасов Ираном высокообогащенного урана или плутония. Освоение технологий получения этих материалов теоретически может позволить вплотную подойти и к созданию ядерных боеголовок, но доказательств о стремления ИРИ именно к этой цели до сих пор международной общественности представлено не было.
Совершенно понятно, что пристальное внимание к ядерной программе Ирана при полном безразличии к более агрессивным ядерным программам других государств носит не правовой, а политический характер. Политическая идентичность Ирана, которая формируется его официальной религиозной идеологией, историей его враждебных отношений с США с первого дня исламской революции, конфронтацией с Великобританией и другими европейскими державами, привела к конфликту его внешней политики с политическими, военными, экономическими интересами этих государств в регионе.
Международные угрозы в адрес ИРИ со стороны США и НАТО в связи с его ядерной программой следует понимать именно и только в этом контексте.
Россия: Если хочешь мира, готовься к войне
Если война Запада с Ираном вопреки здравому смыслу и интересам большинства проживающих здесь народов будет развязана, то для России это станет, пожалуй, самым серьезным военным испытанием в её новейшей истории и приведет к беспрецедентным вызовам национальной безопасности Российской Федерации на самых ближних её рубежах.
Россия ясно дает понять, что будет использовать все свое дипломатическое влияние, чтобы выступать против войны. МИД РФ намерен блокировать любые дальнейшие санкции против Ирана и выступать против любой новой резолюции в Совете Безопасности ООН. «Мы считаем, что санкции по отношению к Ирану потеряли свою полезность», - отмечал Геннадий Гатилов, заместитель министра иностранных дел России.
В военной сфере Россия уже начала подготовку к минимизации потерь от возможных военных действий против Тегерана. Вооруженные силы России готовятся к любым возможным «побочным явлениям» в случае конфликта между Ираном и США.
"Независимая газета" сообщала, что ежегодные военные учения «Кавказ 2012» в этом году будут намного масштабнее, чем обычно, поскольку они будут проходить в контексте потенциальной возможности войны, которая может начаться с нападения на Иран и может распространиться на соседние Армению и Азербайджан.
По данным издания, военные учения, которые обычно привязаны к территории России, могут в этом году включать в себя территории Южной Осетии и Абхазии, а также, возможно, Армении.
Добавим, что учения «Кавказ-2012 будут стратегическими, а не оперативно-тактическими, как обычно, и в них будут принимать участие не только части и подразделения всех видов и родов войск министерства обороны, но других силовых ведомств России - федеральной службы безопасности, министерств внутренних дел и чрезвычайных ситуаций.
Проведение учений планируется на сентябрь этого года. Не будем забывать, что небо над Южным Кавказом контролируется в режиме боевого дежурства российскими системами ПВО С-300 и "Бук", размещенными в Армении, Абхазии, а также в Южной Осетии. Действует и указанная выше Габалинская РЛС в Азербайджане. Видимо, на северном направлении противникам Ирана достичь эффекта внезапности не удастся.
США: В карете прошлого далеко не уедешь
Вооруженный конфликт с Ираном любой степени эскалации может привести к хаотизации огромного региона. Даже при минимальной вероятности начала войны с Ираном необходимо предпринимать шаги по принуждению США отказаться от военного сценария. Ожидать того, что угроза развязывания вооруженной агрессии США и их союзников в отношении Ирана может быть снята по результатам переговоров и взаимодействия ИРИ с МАГАТЭ не приходится.
Тем более, что Белый дом намерен приступить к принятию в отношении Ирана уже мер, которые обычно задействуются накануне вооруженной агрессии. Всего несколько дней назад, председатель сенатского комитета США по обороне сенатор-демократ Карл Левин призвал к морской блокаде ИРИ и высказался также за объявление "запретной воздушной зоны".
США удерживает от любого поспешного, необдуманного действия против Тегерана несколько существенных факторов: влияние и позиция Ирана в регионе, проблемы, возникшие из-за экономического кризиса и неудач в политике США на Ближнем Востоке, неустойчивое, и даже ставшее более уязвимым после «арабской весны», положение Израиля в регионе. Поэтому Белый дом пока предпочитает вместо одобрения планов Израиля на молниеносную войну сконцентрироваться на стратегии, которая учитывает одновременно «все возможные варианты» в отношении Ирана.
Дело в том, что Соединенным Штатам хорошо известно, что Израиль не настолько силен, чтобы осуществить самостоятельно и успешно военную угрозу против Ирана, а в случае такой ошибки платить за неудачу придется американцам. Иранский руководитель и духовный лидер аятолла Али Хаменеи дал положительную оценку последним заявлениям президента США о том, что в Иране "можно обойтись без военного вмешательства".
Однако Хаменеи считает, что Обама все еще питает иллюзии на счет военного вмешательства в Исламскую Республику. Тем не менее, это, пожалуй, первое относительно позитивное высказывание из Тегерана.
Армения Иран Россия США