СТРАНИЦЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КАВКАЗОВЕДЕНИЯ (XIX). Personalia
Публикации | 05.03.2012 | 00:00
Бакланов Николай Борисович. Родился в 1881 г. в г. Кутаиси. Среднее образование получил в Петербурге. Затем окончил Архитектурное отделение Высшего художественного училища при имп. Академии художеств. В 1907 г. участвовал в научной поездке для изучения библиотеки и древностей Синайского монастыря. Преподавал историю русского искусства в имп. Строгановском училище в Москве. В 1913 г. стал членом Комиссии по сохранению древних памятников имп. Московского археологического общества, в 1914 г. избран членом-корреспондентом этого общества. После Октябрьской революции состоял действительным членом РАИМК (ГАИМК), научным сотрудником Гос. Исторического Музея. По совместительству в 1920-е гг. работал в Комитете по изучению языков и этнических культур народностей Востока, позднее, в 30-е гг., в НИИ этнических и национальных культур народов Востока СССР.
Дата кончины нам неизвестна.
Научные интересы Н.Б. Бакланова охватывали главным образом вопросы народного искусства и материальной культуры народов Кавказа. Он занимался историей жилища, традиционным интерьером, изучал памятники народного зодчества. В 1920-е гг. Н.Б. Бакланов совершил серию научных экспедиций в Абхазию, Чечню, Дагестан. Будучи архитектором-профессионалом, он привозил из экспедиций огромный материал: чертежи, обмеры, рисунки, массу фотографий. Лишь часть научного на'следия Н.Б. Бакланова опубликована, многие материалы храняться в Гос. Историческом музее в Москве.
Бинкевич Евгения Рейнгольдовна. Родилась 15 сентября 1891 г. в г. Темир-Хан-Шуре Дагестанской области (ныне г. Буйнакск в Дагестане). Ее семья (отец – преподаватель музыки) принадлежала к тому слою русской интеллигенции, которая, проживая на Кавказе, искренне проникалась интересами местных народов. Едва окончив гимназию, Е.Р. Бинкевич сама стала учительницей в родном городе. Переехав в Москву, она в 1925-'929 гг. учится в 1-м МГУ. Научная деятельность 2.Р. Бинкевич протекала в Центральной музее народов СССР, Музее истории религии, Гос. библиотеке им. В.И. Ленина.
Дата смерти нам неизвестна.
Е.Р. Бинкевич интересовалась проблемами духовной культуры, прежде всего религиозными верованиями. Основу ее работ составяли этнографические материалы, собранные в многочисленных научных экспедициях. Е.Р. Бинкевич работала в разных регионах Кавказа: в Грузии, Армении, на Северном Кавказе у адыгов и осетин. Основной вклад Е.Р. Бинкевич в научное кавказоведение заключается в ее очерках традиционных верований сванов, армян, осетин и др. Бинкевич занималась также материальной культурой, главным образом жилищем. Адыгскому жилищу посвящена ее кандидатская диссертация.
Гарданов Валентин Константинович. Родился 25 мая 1908 г. в с. Христиановском Терской обл. (ныне г. Дигора Северо-Осетинской АССР) в осетинской семье потомственных интеллигентов. Закончив среднюю школу во Владикавказе, в 1925 г. он поступил на общественно-экономическое отделение педагогического факультета 2-го МГУ, которое окончил по специальности «история». Преподавательская деятельность началась в 1929 г. в Воронеже, где в местном университете В.К. Гарданов читал курс истории СССР; он возглавлял также исторический отдел Областного краеведческого музея и областной исторический архив. В 1930 г. В.К. Гарданов поступил в аспирантуру НИИ этнических и национальных культур народов Востока СССР, где под руководством Н.Я. Марра и А.И. Иоанисяна специализировалсч по истории Кавказа. В дальнейшем В.К. Гарданов являлся сотрудником этого ке института, Московской секции ГАИМК, заведовал отделом Кавказа Центрального музея народоведения. В 1946–1957 гг. работал в НИИ музееведения, опубликовав серию трудов по музейному делу. В течение многих лет В.К. Гарданов вел интенсивную преподавательскую работу в МГУ, Ин-те философии, истории и литературы (Москва), в вузах Иванова, Ярославля, Нальчика, Киева и др. городов, куда его приглашали для чтения курса лекций. В 1957 г. стал сотрудником ИЭ; в 1961-1985 гг. возглавлял сектор этнографии народов Кавказа. Умер 31 марта 1989 г. в Москве.
Кавказоведческие интересы В.К. Гарданова концентрировались в основном вокр>г исследования социально-экономической истории региона, общественного строя и быта местных народов. Он внес значительный вклад в разработку проблем горского феодализма, доказав существование у горцев феодальной собственности на землю. В его работах дан глубокий анализ социальных функций таких важнейших институтов горского общественного быта, как гостеприимство, куначество, патронат, аталычество в системе развивающихся феодальных отношений. Много сил он отдавал архивным изысканиям, выступив публикатором ценного сборника документов по обычному праву кабардинцев. В.К. Гарданов был внимательным исследователем творчества адыгских просветителей Шоры Ногмова и Хан-Гирея, издателем их историко-этнографических сочинений. Корпус источников по этнографии народов Северо-Западного Кавказа ныне невозможно представить без изданных В.К. Гарда-новым переводов сочинений западных авторов об адыгах, балкарцах и карачаевцах. В истории кавказоведения В.К. Гарданов остается как организатор многих крупных проектов, учитель целой плеяды исследователей-кавказоведов.
Генко Анатолий Несторович. Родился 4 ноября 1896 г. в Петербурге в семье ученого-лесовода. По окончании гимназии учился в Петроградском университете (1914–1920) одновременно на двух факультетах: историко-филологическом и восточном, получив соответственно подготовку по двум специальностям: классической и армяно-грузинской филологии. В 1921 г. был зачислен сотрудником Ин-та сравнительной истории, литературы и языков Запада и Востока при Петроградском университете. С 1923 г. по начало 1940 г. А.Н. Генко работал в Азиатском музее АН СССР (с 1930 г. - Ин-т востоковедения), где в 1930-е годы заведовал Кавказским кабинетом. Он много сотрудничал и в других научных центрах Ленинграда: был сотрудником Яфетического ин-та, ГАИМК. С именем А.Н. Генко связана организация Кабинета Кавказа в ИЭ. А.Н. Генко много занимался преподавательской деятельностью в ЛГУ, МГУ, Ростовском университете, НИИ этнических и национальных культур народов Востока СССР и др. Был дважды репрессирован в 1938-1939 гг. Второй арест закончился смертью во внутренней тюрьме НКВД в декабре 1941 г. в Ленинграде.
Первые печатные труды А.Н. Генко появились в 1923 г. Он автор более 50 работ по истории, филологии, этнографии Кавказа, занимался источниковедением, переводами арабских и западноевропейских авторов. Выдающиеся лингвистические способности А.Н. Генко позволили ему свободно владеть помимо ряда европейских и восточных языков едва ли не двумя десятками языков народоь Кавказа: армянским, грузинским, абхазским, адыгейским, кабардинским, абазинским, чеченским, ингушским, многими языками Дагестана. К изучению этнографии Кавказа А.Н. Генко подошел через кавказский лингвистический материал. Языковые факты он всегда анализировал в историко-этнографическом контексте их бытования, но одновременно их исследовал в качестве важнейшего источника общесоциох огических реконструкций. А.Н. Генко первым обратил внимание на социокулыурные последствия многоязычия на Кавказе, поставил вопрос о роли арабского этнического элемента в этнокультурном развитии ряда народов Кавказа. Бесспорен вклад А.Н. Генко в лингвистическое обоснование гипотезы о древнейших этногенетических связях народов Северного Кавказа и Дагестана с культурным миром Передней Азии. Являясь членом Центральной Комиссии нового алфавита при Президиуме Совета национальностей ЦИК СССР, А.Н. Генко непосредственно занимался созданием письменности для ряда народов Кавказа.
Кобычев Вениамин Павлович. Родился 18 июля 1925 г. в деревне Новая Роспашь Софроновского с/с Архангельской области. Рано потерял родителей и воспитывался в семье старшего брата в Москве. Как многие из его поколения, рано начал трудиться. Будучи в эвакуации в Куйбышеве, работал токарем на военном заводе; в 1942 г. вместе с заводом вернулся в Москву. В 1946 г. поступил на исторический факультет Кишиневского университета, по окончании которого учительствовал в одной из сельских школ Калужской области. Пробудившаяся тяга к науке привела В.П. Ко-бычева в аспирантуру ИЭ, а затем в сектор Кавказа института, где он проработал до конца своих дней. Умер 14 апреля 1990 г. в Москве.
В.П. Кобычев внес большой вклад в изучение материальной культуры народов Кавказа. Прекрасный знаток традиционного кавказского жилища, он своими трудами составил замечательное по полноте описание его этнических и региональных особенностей. Одновременно В.П. Кобычев много работал над теоретическим обоснованием предложенной им типологической классификации жилища народов Кавказа, а также принципами их научного картографирования. Другой сферой научных интересов В.П. Кобычева были проблемы этногенеза и этнической истории. При исследовании этих вопросов он опирался на вспомогательные данные фольклористики, топонимии.
Кокиев Георгий Александрович. Родился в ноябре 1896 г. во Владикавказе. Здесь же окончил гимназию. В 1915-1920 гг. работал учителем в Кабарде и Северной Осетии. В 1920–1923 гг. учился на историческом факультете Московского археологического ин-та, в 1925-1929 гг. - в аспирантуре НИИ этнических и национальных культур народов Востока СССР, В 1930-х годах много занимался преподавательской деятельностью: читал курс по истории Кавказа в 1-м МГУ, в МИФЛИ. Одновременное течение ряда лет работал в НИИ этнических и национальных культур народов Востока СССР, в Музе* народов СССР (1931-1939). В эвакуации (1941-1943) работал зав. кафедрой истории СССР Казахского педагогического ин-та в Алма-Ате. По возвращении в Москву в 1943 г. - старший научный сотрудник Ин-та истории АН СССР. В том же году перевелся в ИЭ, где стал старшим научным сотрудником сектора этнографии Кавказе. В начале 1950-х годов репрессирован. Умер в 1955 г.
Г.А. Кокиев известен в основном как историк. Его собственно этнографическое наследие невелико, хотя на протяжении всего творческого пути исследовательские интересы ученого сприкасались с соответствующей проблематикой. Еще в начале своей исследовательской работы он выступил со статьей об аталычестве, впоследствии занимался проблемами социального быта, историографией этнографического кавказоведения.
Косвен Марк Осипович. Родился 11 января 1885 г. в Брест-Литовске. Первоначально профессиональные интересы были весьма далеки от гуманитарного направления: в 1904 г. М.О. Косвен поступил на естественный факультет Парижского университета. Однако через год Париж был оставлен и в 1905–1907 гг. М.О. Косвен - слушатель юридического факультета Петербургского университета, где он посещал, в частности, лекции вернувшегося из эмиграции М.М. Ковалевского. В 1909–1914 гг. занимался адвокатской практикой. Во время первой мировой войны служил в царской армии. В 1917 г. от Российского Красного креста участвовал в Международном конгрессе по делам военнопленных как юрист (Дания). Научной деятельностью стал заниматься в 1920-е годы. Был сотрудником ряда исследовательских учреждений Москвы (Ин-т истории РАНИОН, Московское отделение ГАИМК и др.), преподавал в МГУ, где был одним из самых блестящих лекторов на историческом факультете. В ИЭ с 1943 по 1957 г. М.О. Косвен возглавлял сектор этнографии народного Кавказа. Умер 18 июня 1967 г. в Москве.
Кавказоведение составляло лишь одно из направлений научной деятельности М.О. Косвена, которая охватывала такие области, как история первобытного общества, славяноведение, историография, и в каждую из них он внес весомый вклад. Собственно кавказоведческое наследие М.О Косвена значительно и навсегда вошло в золотой фонд нашей науки. Многие из исследовавшихся им вопросов вытекали из общего интереса ученого к проблемам первобытности. Блестящая общетеоретическая подготовка позволила М.О. Косвену выявить в сильно трансформированном патриархальном кавказском обществе реликтовые пережитки древних общественных форм, определить их место в истории развития человечества. Так, на кавказских историко-этнографических материалах М.О. Косвен первым осветил проблемы дуалистической организации, родоплеменной структуры, аталычества, куначества. В основном на кавказских материалах М.О. Косвен обосновал и развил свое знаменитое учение о патронимии. Правда, в последнее время оно стало подвергаться небезосновательной критике, особенно его взгляды на генезис патронимической организации. Однако в любом случае М.О. Косвену принадлежит честь первой фиксации данной общественной структуры, которая реально существовала в традиционном быту народов Кавказа. Непреходящее значение будут иметь историографические труды М.О. Косвена, особенно его фундаментальное исследование по истории изучения Кавказа в русской дореволюционной этнографии. По обилию задействованного материала, интенсивности архивных изысканий, систематизации и осмыслению полученной информации этот труд может считаться научным подвигом исследователя. М.О. Косвен оказал огромное влияние на развитие отечественного кавказоведения.
советское кавказоведение