Лазика, грузинская фантазия одного человека
Публикации | Георгий ТЕТРАДЗЕ | 22.02.2012 | 13:23
1 комментариев
Президент Грузии Михаил Саакашвили на днях опять вспомнил о Лазике – городе, строительство которого планируется в Колхидской низине черноморского побережья между Поти и Анаклией, и опять спровоцировал споры в грузинской общественности.
"Чтобы ни говорили скептики из оппозиционной среды, а они всегда чем-то недовольны, и всегда пытаются высмеять наши идеи, Лазика будет построена. Через несколько лет в этом городе, который в Грузии станет вторым по размеру после Тбилиси и главным центром Грузии на Черном море, будет жить как минимум полмиллиона человек. Здесь будет новый морской порт, мы трудоустроим несколько тысяч человек на строительстве Лазики. Люди, уехавшие из Грузии, беженцы из Абхазии – это для них строится, и я хочу, чтобы они вернулись и строили город с нами", – заявил Саакашвили.
Хотеть, как известно, можно все что угодно, а что из этого выйдет – предположить трудно. Как и то, что все выехавшие за пределы Грузии люди по президентскому зову вернутся, чтобы присоединиться к возведению города в болотах Колхиды.
Наверное, ни одна инициатива президента не вызвала столько скептических замечаний, как эта. В Грузии мало кто понимает и представляет, зачем нужно строить новый город, когда у существующих проблем выше крыши? Откуда Саакашвили возьмет полмиллиона людей в 4-миллионной стране, чтобы заселить новый город? Кто бросит насиженное место и поддастся авантюре? "Чему служит этот проект? Почему именно там надо строить? Почему и откуда потекут люди, ради чего им переезжать туда? Если это будут, как поговаривают, сельские жители, то в селах у нас вообще никого не останется, - считает эксперт по экономическим вопросам Георгий Хухашвили. - Там не больше полумиллиона в совокупности проживает – как раз сколько жителей требуется для нового города. Нет реального сектора экономики, где их можно было бы трудоустроить. Идея Лазики – чистый абсурд", – делает вывод грузинский эксперт. По его словам, Лазика – это прихоть одного человека, стремящегося оказаться в ряду тех деятелей, кто оставил значительный след в истории.
В отличие от Хухашвили эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе к планам по строительству Лазики относится более серьезно и недавно преподнес общественности сенсационное обоснование. Сославшись на достоверные источники за рубежом, он сообщил, что будущий город может быть заселен... армянами из Сирии. Арешидзе заявил одному из грузинских изданий, что внушительная часть состоятельных сирийских армян, обеспокоенная угрозой гражданской войны, готова покинуть эту страну и найти другое пристанище. Согласно тем же источникам, сказал Арешидзе, одним из вариантов они рассматривают переселение в Грузию. Этот вариант вполне вписывается в объявление Саакашвили о том, Лазика будет заселена в числе других и беженцами.
Помимо этого, утверждает Арешидзе, Россия осуществляет мощное давление на власти Абхазии, принуждая обеспечить возвращение на историческую родину потомков мохаджиров – абхазцев, переселенных в прошлом веке в страны Ближнего Востока.
По словам эксперта, сирийские армяне исторически ориентированы на Россию, когда-то спасшую армянский народ от уничтожения. Поэтому в большой региональной политике грузинская Лазика может сыграть определенную роль.
"На территории Абхазии мы получим пророссийски настроенное население, и на ближайшей к ней территории, где будет находиться Лазика, в лице сирийских армян – тоже. Таким образом, с запада Грузия окажется "окруженной" сторонниками Москвы", – резюмировал Арешидзе агентству GHN. По его информации, готовые к переселению сирийские армяне обладают немалым капиталом и могут вложить деньги в строительство Лазики. "Речь идет о серьезных суммах – без них город не построить. И даже подготовительная работа предстоит очень большая – нужно осушить болота, выделить место под тонны строительного мусора и т.д. Это очень затратные работы, и состоятельные сирийские армяне вполне могут финансировать проект с определенными условиями для себя", – полагает Арешидзе и делает вывод: для Грузии Лазика является опасным проектом, как с экологической, так и с этнической, а следовательно - и с политической точки зрения.
Косвенным подтверждением слов грузинского эксперта может служить тот факт, что на днях в Абхазию из Сирии прибыли два потомка абхазских мохаджиров - Нишан Ванча и Шамиль Маршан. По информации сухумских источников, репатрианты живут в одном из домов отдыха, встречались с представителями властей и сообщили им о том, что, как только создадут необходимые условия, к ним присоединятся их семьи. В этой связи МИД Абхазии и комитет по репатриации распространили сообщение о том, в скором времени ожидают прибытия также из Сирии двух семей потомков мохаджиров, общей численностью 13 человек.
Большого удивления этот факт не вызывает, ибо с того времени, как Абхазия отказалась признавать юрисдикцию Тбилиси, Сухуми без всякого российского давления предпринимал попытки вернуть домой переселенцев, обосновавшихся в Турции, Сирии, Иордании. Однако никто из них не торопился возвращаться на родину предков, находившуюся под постоянной угрозой войны, никем не признанную в мире, испытывавшую массу проблем социально-экономического характера, и в целом с непредсказуемым будущим.
Но почему предпочитают переселиться в Грузию, а не в Армению, сирийские армяне - конечно же, вопрос. На этот счет можно строить массу догадок. Часть грузинской общественности, опасающейся армянской экспансии, считает, что переселение сирийских армян на побережье Грузии - фрагмент глобального плана Москвы по возвращению геополитического влияния, поскольку армяне исторически всегда были союзниками России, именно они и рассматриваются в качестве опоры в Закавказье.
Если вернуться к оригинальной версии эксперта Арешидзе, то стоит отметить, что она несколько расходится с реалиями. Газета The Armenian Weekly, публикацию из которой в эти дни процитировали некоторые СМИ Армении, утверждает, что в Сирии на данный момент проживает до 60 тысяч армян, что составляет менее 0,5% от общей численности населения страны. Больше половины из них живут в Алеппо, заметна община в столичном Дамаске, а остальные рассредоточены по другим городам и населенным пунктам. Скольких из 60 тысяч людей отнести к состоятельным, и что подразумевать под этим словом, задача непростая, но, судя по картине, приведенной изданием, признаков того, что община куда-то собирается эмигрировать в массовом порядке пока нет.
В конфликте между властями и повстанцами представители общины не замечены – армяне пытаются быть равноудаленными и нейтральными. А это, пожалуй, главный признак того, что люди намерены оставаться в Сирии, а потому не хотят портить отношения ни с одной из сторон. Историк Ара Санджян, комментируя ситуацию, говорит, что. впрочем, сирийские армяне ничего и не могут сделать в этом внутреннем конфликте: "Надо только спасти свою голову, надеясь, что молния слишком сильно не ударит их".
В Ереване воздержались от комментариев по поводу возможного переселения сирийских армян на грузинское побережье Черного моря, заметив лишь, что периодически появляются статьи и суждения об Армении и армянах неоднозначного характера.
По материалам: InfoRos
Грузия Абхазия Ближний Восток грузинское «чудо» диаспоры черкесы