Грузинский рынок в тени турецкой экономики
Публикации | Иосиф АРЧВАДЗЕ (Грузия) | 22.02.2012 | 09:00
— У них нет элекртичества?
— Нет!
— Живут плохо! — заключил лейтенант.
(Диалог между советскими пограничниками о населении за советско-турцкой границей из: «Не бойся, мама!» Нодара Думбадзе, 1969 г.)
Турция большой южный сосед нашей страны, которая превосходит Грузию по территории в 11,4 раз, населением в 16,5 раз, а экономическим потенциалом (то есть по производимому в стране внутреннему валовому продукту) аж в 44,3 раз. Все больше растет вес и влияние Турецкой Республики в мире. В настоящее время на Турцию приходится 1,33 % мировой экономики, и ее объем почти в 8 раз превышает валовой внутренний продукт всех трех кавказских стран. Турция все больше и больше осваивает роль энергетического «хаба» для стран Западной Европы и Ближнего Востока. А президент США Барак Обама совсем недавно упомянул премьер-министра Турции среди тех пяти государственных лидеров, с которыми он систематически проводит консультации.
Естественно, исходя из своих масштабов и политического веса в мире это государство имеет значительное влияние на своих соседей, включая Грузию. Грузия, по своему экономическому развитию в 1950-е годы находящаяся на уровне Италии, в 1960-е годы — Греции, а в 1970-егоды — Турции, сегодня от своего южного соседа отстает более чем в 2,5 разa. Прошлому принадлежит также отсутствие света и то сочувствие к жителям приграничных областей Турции, которое в 1960-х возникало у вышеупомянутых персонажей произведения Нодара Думбадзе.
Сегодня многое уже наоборот. Согласно рейтингу Программы развития ООН, по уровню экономического развития Турция находится на 67-омместе, а Грузия всего лишь на 111-ом. После введения Россией эмбарго на грузинские минеральные воды и алкогольные напитки в 2006-ом году Турция стала нашим важнейшим торговым партнером. Сегодня на нее приходится 1/6 часть внешнеторгового оборота Грузии, в том числе 10,4% экспорта и 18,0% импорта. Достаточно отметить, что импорт из Турции на сегодняшний день значительно превышает весь импорт Грузии в 2003 году, что указывает на очень высокую степень экономической интегрированности Грузии с этой страной. Вместе с тем такой динамичный рост в определенной степени носит односторонний характер, так как рост турецкого импорта за указанный период в 4 раза превышал рост экспорта из Грузии в Турцию. Соответственно, по сравнению с тем же 2003 годом доля Турции в экспорте Грузии снизилась почти наполовину, зато фактически удвоилась доля импорта. Вместе с тем, если баланс экспорта-импорта с Турцией у Грузии в 2003 году был достаточно обнадеживающим — почти в два раза лучше по сравнению с валовым торговым балансом страны (например, экспорт составлял 40,5% от объема импорта, тогда как с Турцией доля экспорта достигала почти 3/4 импорта), то в настоящее время данный показатель с Турцией составляет всего лишь 17,9% — то есть, в два раза хуже, чем со всем остальным миром и в 4 раза хуже, чем в 2003 году.
С 2000-го года по сегодняшний день Турция осуществила в Грузию инвеcтиций более 1,4 млрд. долларов США. Это 16% от прямых иностранных инвестиций, осуществленных в Грузию. Вместе с тем торговая экспансия пока опережает экспансию капитала, из-за чего объем импорта турецких товаров приблизительно в 10 и более раз превышает весь объем осуществленных из Турции в Грузию инвестиций.
Если на это обстоятельство посмотреть с фискальной точки зрения, то обнаружим, что грузинская общественность, грузинское население, как потребитель турецких товаров, все более активно участвует в фискальном усилении турецкого государства. Благодаря осуществленному в одном лишь 2011 году экспорту из Турции в Грузию в турецкой экономике было занято более 60 тысяч человек. В это число не входят лица, занятые в сфере обслуживания, в частности туризме, которые обслуживают нахождение многих тысяч наших соотечественников на турецких курортах с целью отдыха-рекреации. А с учетом того, что импортированные в Грузию турецкие товары в основном потребительско-ремонтного назначения, можно заключить, что каждый четвертый или пятый лари, израсходованный нашим населением, «вкладывается» в турецкую экономику и служит ее развитию.
Мы не можем говорить о жесткой корреляции, однако определенную символическую нагрузку имеет и то, что новые 60 тысяч рабочих мест, созданных в Турции благодаря осуществленному в Грузию экспорту, соответствуют показателю роста численности безработных в Грузии начиная с 2003 года... На грузино-турецкие отношения серьезно влияют не только растущие торговые потоки, но и интенсивная миграция рабочей силы в обоих направлениях границы. Вместе с тем, если турецкая рабочая сила в Грузии сопровождает инвестированный в Грузию капитал в качестве «охранника» и «наблюдателя», то грузинские мигранты в Турцию скорее следуют «звезде судьбы», за счет собственного риска, и пытаются утвердиться на рынке труда Турции благодаря своим профессиональным навыкам.
Сколько наших соотечественников находится в Турецкой Республике в качестве мигрантов, такой официальной статистики не существует, хотя косвенно, согласно экспертным оценкам, все же возможно рассчитать приблизительное число. Это, конечно, не 500 тысяч, как об этом заявляют некоторые грузинские эксперты и политики, хотя их численности достаточно для того, чтобы благодаря полученным доходам в Грузии несколько десятков тысяч семей содержали себя из месяца в месяц.
Как правило, вознаграждение труда рабочих мигрантов нигде не превышает вознаграждения лиц-аборигенов или лиц-резидентов. Наоборот, вознаграждение мигрантов в значительной степени отстает от уровня вознаграждения местного населения. В Турцию из Грузии в основном направляются в качестве вспомогательных или сезонных рабочих, обслуживающего персонала, из-за чего можно предположить, что их вознаграждение не должно превышать 40-50% от среднего вознаграждения труда в Турции.
Средняя зарплата в Турции составляет 1200 долларов, то есть, средняя месячная зарплата находящихся в этой стране грузинских рабочих мигрантов не может быть более 500-600 долларов. Сумма денежных переводов из Турции в Грузию составляет около 30 млн. долларов США за 1 год. Если предположить, что из-за непосредственной близости и наличия сухопутной границы наши соотечественники электронным переводам предпочитают переносить из Турции в Грузию наличные средства, получится цифра превышающая выше названную сумму самое меньшее в 2, 3, а-то и более раза. То есть, в целом репатриированные средства предположительно достигают 100-120 млн. долларов. Как правило, от 1/3 до 1/2 заработанных рабочими мигрантами средств израсходуется на текущие нужды в стране пребывания (еда, квартира, одежда, медикаменты и т. д.). Из-за предельно экономных и некомфортных условий проживания наших соотечественников в Турции, в отличие от других стран (напр., Россия, США), где израсходуется примерно 40 - 50% заработанных на месте средств, в случае с Турцией данная цифра не должна превышать 25%. То есть, вся сумма заработанных нашими соотечественниками в Турции средств составляет около 120 — 150 млн. долларов, и с учетом этого можно заключить, что средняя годовая численность рабочих мигрантов в Турции не должна превышать 25 тысяч человек.
По причине установления турецкой стороной для иностранцев 3-месячного ограничительного срока для повторного въезда в страну в случае использования ими предела 3-месячного пребывания в Турции, численность грузинских рабочих мигрантов в Турции, наверное, снизится как минимум наполовину, а доходы, соответственно, сократятся. Репатриированная рабочими мигрантами на родину сумма будет минимум в 2 раза меньше, то есть, в лучшем случае, из прежних показателей останется лишь 50-60 млн. долларов. Другими словами, из-за ужесточения иммиграционных правил Турции семьи грузинских рабочих мигрантов в Грузии получат меньше доходoв, что эквивалентно годовым доходам приблизительно 6-7 тысяч внутренних хозяйств.
В условиях ужесточения иммиграционных правил также нельзя исключать и то, что часть рабочих мигрантов попытается заполучить турецкое гражданство ради легального обоснования своего нахождения в Турции. В таком случае торговая и экономическая экспансия Турции сделает нашу экономику еще более зависимой от южного соседа, а доходы — зависимыми от турецких товаров. В настоящее время стоимость турецких товаров, покупаемых гражданами Грузии в Грузии, самое малое, в пять раз превышает объем осуществленных турецкой стороной в Грузию инвестиций и суммарный объем репатриированных нашими рабочими мигрантами на родину денежных средств. Данное обстоятельство, а также растущая диспропорция в объеме импорта-экспорта, огромный экономический потенциал Турции и наличие общей сухопутной границы все больше и больше проявляют признаки не только затмения грузинского потребительского рынка (и не только его) Турцией, но и его абсорбации. Осуществляемые из Батуми в Стамбул (а теперь уже и в Анкару) воздушные рейсы в статусе внутренних рейсов можно считать лишь началом этого процесса.
По материалам: georgiamonitor.org
Грузия Турция экономика