Между кнутом и пряником. Тяжелый выбор президента Армении
Публикации | Арег ТЕРЯН | 21.02.2012 | 19:57
В последние дни в Армении произошли два знаменательных события. Во-первых, 20 февраля Армянский Центр изучения политических процессов обнародовал открытое письмо послу США в Армении Джону Хефферну, в котором выражается озабоченность предложением президента Барака Обамы о сокращении оказываемой Армении со стороны США помощи. В письме говорится: «Мы с сожалением узнали, что в своем бюджетном послании Конгрессу президент США Барак Обама предложил предусмотреть в бюджете 2013 финансового года объем предоставляемой Армении экономической помощи в размере $27,2 млн, что на 32 % меньше утвержденных в предыдущем финансовом году $40 млн. Учитывая, что Армения находится в экономической блокаде со стороны Азербайджана и его союзницы Турции, а также то, что в контексте карабахского конфликта Турция с 1993 г. блокирует границу с Арменией, Соединенные Штаты, занимающие передовые позиции в сфере защиты прав человека и развития демократии, должны продолжить содействие развитию Армении, не снижая уровня помощи по сравнению с предыдущими годами. Следует также учитывать, что двойная блокада со стороны Азербайджана и Турции негативно сказалась на Армении и Нагорном Карабахе, искусственно тормозя их экономический рост.
Вы, как дипломат страны, которая является одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, и страны, которая приветствовала инициативу президента Армении по нормализации армяно-турецких отношений, несомненно, прекрасно знаете, какой напряженной и хрупкой является ситуация в этом регионе. Армении, учитывая существующие геополитические проблемы, тем не менее, удается участвовать в миротворческих миссиях США, в частности, в Ираке и до сих пор в Афганистане в рамках сил содействия международной безопасности. Армянские миротворцы с риском для жизни содействуют вместе с евроатлантическими партнерами реализации демократической и гуманитарной миссии, что вступает в противоречие с решением президента Обамы о сокращении оказываемой Армении помощи. Именно поэтому мы просим Вас объяснить этот шаг президента Обамы, вызывающий у нас озабоченность».
Второе событие произошло 14 февраля, когда посол США в Армении Джон Хефферн, лично следивший за состоявшимися 12 февраля выборами мэра в городе Раздан, заявил радио «Свобода»: «Там развернулась активная борьба. Были два сильных кандидата (от властей и оппозиции – А.Т.). Для меня было действительно интересно увидеть здесь реальное политическое соперничество, что, на мой взгляд, также очень важно для предстоящих парламентских выборов». Он также сообщил, что провел в Раздане встречи с представителями обеих сторон, окружных избирательных комиссий и наблюдателями, осуществлявшими контроль над процессом голосования: «Я был рад увидеть, что на избирательных участках всё было в порядке. Обе стороны заверили, что избирательный процесс проходит прозрачно и должным образом». На замечание журналиста о том, что оппозиция утверждает о нарушениях в ходе выборов в Раздане, посол ответил: «Я читал в прессе, а также слышал о некоторых нарушениях, надеюсь, что все те, кто располагают информацией о нарушениях, передадут ее властям, и я ожидаю, что власти в связи с этим предпримут шаги».
Напомним, что на выборах мэра Раздана в Котайкской области Армении победил действующий мэр города, представитель правящей Республиканской партии Армении Арам Даниелян. Он одержал победу на всех 27 избирательных участках с преимуществом порядка 1500 голосов. Кандидат от оппозиционного (проамериканского) Армянского национального конгресса (АНК) Сасун Микаелян сообщил об избирательных взятках, сведения о которых его соперник назвал клеветой. По сведениям полиции, серьезных инцидентов во время выборов зафиксировано не было, в Разданское отделение полиции поступили два сообщения о нарушениях. Отметим также, что 14 февраля, когда посол США восхищался выборами в Раздане, проамерикански настроенный оппозиционный АНК распространил сообщение, в котором осудил «очередное воровство в ходе голосования», требуя признать недействительными результаты выборов во всех 39 общинах и наказать фальсификаторов из Центризбиркома и окружных избирательных комиссий. Но к призывам прозападных оппозиционеров не прислушались не только власти, но и посольство США, обычно чутко реагирующее на подобные воззвания.
По всей видимости, в отношениях с Ереваном Вашингтон взял на вооружение старую, испытанную временем политику кнута и пряника. С приближением весны 2012 г. сбываются предсказания наблюдателей о том, что к парламентским выборам в Армении будет приковано крайне пристальное внимание Запада, причем в самом недобром смысле этого слова. Речь, прежде всего, о Соединенных Штатах, власти которых предпринимают активные попытки добиться от Еревана во-первых, определенности в вопросе внешнеполитической ориентации, во-вторых, улучшения отношений с Турцией, в-третьих, достижения хоть какого-то прорыва в процессе карабахского урегулирования. Все три пункта имеют чрезвычайно важное значение для Вашингтона по следующим причинам.
С точки зрения внешней политики Армения, пожалуй, – единственная страна в Закавказье, которая, скажем так, не собирается портить отношения с Москвой, доведя их до степени крайнего обострения. Каким бы испытаниям не подвергались российско-армянские связи в постсоветский период, нынешнее руководство Армении в силу многих обстоятельств вряд ли решится на открытое противостояние с Москвой по примеру Тбилиси. Несмотря на это, российским властям не следует обольщаться: Ереван пока не войдет в орбиту кремлевской политики в полном объеме и не будет осложнять партнерство с другими центрами силы, предпочитая строить равноудаленные отношения со всеми заинтересованными державами и занимать выжидательную позицию в условиях обостряющегося геополитического соперничества за регион. Насколько эффективна эта умышленная неопределенность, покажет время, но многовекторность армянской политики начинает все чаще раздражать администрацию Обамы, пытающегося понять, кем ей доводится «мновекторный» президент Армении – союзником или противником? Вопрос для США отнюдь немаловажный: после «успеха» на грузинском участке процесс «демократизации», иначе говоря – американизации Закавказья явно застопорился во многом из-за уклончиво-обтекаемой позиции Еревана, образ действий которого до последней поры умещался в рамках коротенькой схемы – уже не противник, но все еще не союзник. Этим временам, похоже, настаёт конец. Тревожные тенденции на международной арене, динамичное усиление геополитических конкурентов заставляют Соединенные Штаты ускорять процессы глобализации во многих регионах мира, в том числе – в Закавказье, являющемся важнейшим опорным пунктом для достижения известных стратегических задач. В этих условиях команде Сержа Саргсяна навряд ли поможет политика хитроумной многоликости. Недалек тот час, когда ей, судя по всему, придется делать выбор или в пользу других центров силы, или же – в пользу США. Промежуточной позиции в вопросе внешней ориентации Вашингтон ныне вряд ли потерпит.
Вторым испытанием для президента Армении является проблема армяно-турецких отношений, точнее – отсутствие таковых, чем крайне недовольны Соединенные Штаты, явно торопящиеся и в этом вопросе. Между Анкарой и Ереваном, как известно, до сих пор нет дипломатических отношений. Камень преткновения – Геноцид 1915 года в Османской Турции, в результате которого было уничтожено около 2 млн. армян и оккупирована вся Западная Армения. Турция не намерена признавать факт Геноцида и вернуть захваченные территории. Более того: в 90-х годах прошлого века вооруженные силы Турции неоднократно проводили широкомасштабные учения у границ Армении и не раз обстреливали армянские сторожевые посты. Нетрудно угадать, чем бы закончились эти демонстрации силы, не будь в Армении российской военной базы. Именно она является основным сдерживающим фактором для Анкары, и именно ее ликвидации добиваются США путем так называемой «нормализации» армяно-турецких отношений. Однажды, в начале XX века, Армения успела почувствовать всю «прелесть» подобной «нормализации», когда западные «союзники» бросили ее на произвол судьбы, оставив лицом к лицу с могущественным противником. Не будь тогда собирательной воли армянского народа, разгромившего турецкую армию под Сардарапатом, и поддержки россиян, сегодня на политической карте мира не было бы государства под названием «Армения». Посему неудивительно, что в Ереване с подозрительностью относятся к различным моделям «нормализаций» и «улучшений», прекрасно понимая, какие цели скрываются под этими формулировками. А цель активно лоббируемого армяно-турецкого «примирения» одна: это демонтаж российской военной базы в Армении, являющейся серьезным препятствием для окончательной переориентации региона.
Третий фактор – это, конечно же, Карабах. И здесь США добиваются «нормализации», опять-таки на свой манер. По мнению официальных источников в Ереване и Степанакерте, американский проект карабахского урегулирования противоречит национальным интересам Армении и очень схож с большевистской моделью 1923 года, из-за которой, собственно, и разгорелся конфликт. Наибольшее давление оказывается именно в карабахском вопросе. Недавно бывший американский сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ по Карабаху Метью Брайза выступил с очередным сенсационным заявлением о том, что стороны конфликта практически достигли консенсуса по всем основным пунктам мирного соглашения, и осталось, дескать, согласовать лишь технические детали документа. С фактическим опровержением этого заявления выступили армянские эксперты, заявившие о том, что о конечном согласовании основных пунктов говорить пока очень рано, поскольку противоречия между сторонами еще не преодолены. В этой связи весьма примечательны заявления западных дипломатов и экспертов разных мастей, выражающих надежду, что «власти Армении проведут честные, справедливые парламентские выборы». По мнению ереванских наблюдателей, Запад, в первую очередь США, намерен добиться урегулирования карабахского вопроса как можно раньше, желательно в ближайшие годы. И если руководство республики не проявит сговорчивость в этом вопросе, выборы в Армении, «естественно», окажутся «нечестными» и «несправедливыми».
Сами американские источники и не скрывают причины поспешности Вашингтона. По их мнению, в обозримом будущем расклад политических сил в мире может резко измениться. К власти в Москве, Париже и в других центрах силы могут придти люди, несогласные с радикализацией внешнеполитического курса США, посему все важные вопросы желательно решить в сжатые сроки, чтобы поставить возможных оппонентов в разных странах перед свершившимся фактом, заставив многих из них сохранить преемственность во внешней политике. Неуступчивость руководства никак не определяющейся Армении тормозит или срывает реализацию многих программ, имеющих жизненно важное значение для США. Этим объясняются методы порою откровенного шантажа, применяемые к команде Саргсяна: дескать, если пойдете на уступки в вышеуказанных трех пунктах, мы не воспрепятствуем воспроизводству вашей власти и признаем парламентские и последующие президентские выборы «демократическими, честными и справедливыми», какими бы они ни были. Если – нет, то мы объявим итоги выборов сфальсифицированными, а власть Армении – нелегитимной, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Во всяком случае, давление на Армению усиливается день ото дня, принимая все более разновекторный характер. По уточнённым сведениям, взращенные для подобных ситуаций разнообразные НПО и «общественные» организации уже получают соответствующую мзду для «наблюдения за ходом выборов и содействия беспристрастной оценке их итогов». Если власти Армении не выкажут должного понимания, на поверхность обязательно всплывут вездесущие «фридом хаус»-ы и прочие «транспэрэнси интернешнл»-ы, сотрясая неокрепшие души армянских чиновников страшилками о коррумпированности и несвободной жизни несчастного населения страны. Несколько международных журналистских организаций словно по команде, конечно же, призовут власти прекратить преследования журналистов и восстановить в правах закрытые телеканалы и газеты. Прозападные СМИ в Ереване проведут «объективные соцопросы» и выяснят, что около 70 процентов населения республики настроено революционно. Словом, методы – на любой вкус. Чем закончится это противостояние, спрогнозировать пока сложно. Ясно лишь одно: битва за Армению вступает в очередную и очень опасную фазу.
Пока ситуация развивается по худшему для США сценарию: Ереван сопротивляется, отказываясь идти на самоубийственные уступки в вопросах Турции, Карабаха и внешней ориентации. Надолго ли его хватит и сможет ли Саргсян «держать удар» до конца, сказать пока трудно. Во всяком случае, сдавать позиции президент Армении явно не собирается, выдвигая встречные требования к Вашингтону. В этой связи характерна состоявшаяся 19 февраля встреча председателя парламента Армении Самвела Никояна с делегацией конгрессменов США во главе с членом Комиссии демократического партнерства Палаты представителей, руководителем Законодательной комиссии Конгресса Дэвидом Драйером. Как сообщила пресс-служба Национального Собрания РА, Никоян отметил вклад США в процессы разрешения важнейших вопросов внешней политики Армении, в частности, в переговоры по нагорно-карабахской проблеме. Никоян выразил желание, чтобы в вопросе Карабаха Соединенные Штаты заняли такую же позицию, как и в случае с Косово, но «пока довольствуемся существующим на сегодня подходом США».
Судя по всему, американские друзья армянского народа намека не поняли. Конгрессмены Джеймс Моран, Джо Вильсон, Кэнни Марчант и Адриан Смит в ответ подчеркнули важность проведения предстоящих парламентских выборов в республике в соответствии с международными стандартами. А пока армянские и американские законодатели обменивались полунамеками, полуобидами и полуугрозами, подоспело сообщение о том, что Вашингтон принял решение урезать ежегодную финансовую помощь не только Армении: параллельно Белый дом полностью лишил помощи Нагорный Карабах.
Как говорится, ситуация перестает быть томной…
Арег ТЕРЯН, Степанакерт, по материалам: bs-kavkaz.org
Армения Россия США Турция