Зачем Грузии нужен оружейный скандал с Украиной?
Публикации | Дмитрий ТЫМЧУК | 20.02.2012 | 15:00
В самый напряженный момент попыток Украины урегулировать отношения с Россией на фоне «газовых» разногласий и разгоревшейся «сырной войны» очень не к месту для Киева скандал спровоцировала Грузия. В частности, большой резонанс вызвало заявление украинским средствам массовой информации вице-премьера и госминистра по европейской и североатлантической интеграции Грузии Георгия Барамидзе о том, что «Украина продолжает поставлять оружие Грузии и выполняет свои обязательства по обслуживанию поставленной ранее техники».
Напомним: по словам высокого грузинского чиновника, команда Виктора Януковича не разделяет позицию российской власти, которая считает, что эти поставки обостряют ситуацию в Южно-Кавказском регионе. На уточняющий вопрос журналиста, продолжается ли военно-техническое сотрудничество между двумя странами, Барамидзе ответил утвердительно. «Я не могу вдаваться в детали, но никаких проблем у нас не существует», - подчеркнул он.
Особенно пикантно это заявление вице-премьера Грузии прозвучало на фоне выступления всего за неделю до этого заместителя министра обороны РФ Анатолия Антонова, который констатировал, что Россия выступает против «любых поставок оружия режиму Михаила Саакашвили». В частности, комментируя сообщение о достигнутых на американо-грузинских переговорах в Вашингтоне договоренностях о возобновлении поставок американского оружия в Грузию, он заявил: «Мы категорически против любых поставок вооружений режиму Саакашвили. Если такое решение было принято, то оно будет дестабилизировать ситуацию на Кавказе».
А тут такое заявление по украинским поставкам оружия...
В Киеве сразу принялись усиленно опровергать слова грузинского вице-премьера. Так, в управлении информационной политики ГК «Укрспецэкспорт», которая выступает посредником и обслуживает контракты украинских оружейников с иностранными клиентами, принялись утверждать, что уже около двух лет Украина и Грузия не сотрудничают в сфере предоставления товаров и услуг военного и специального назначения. В компании подчеркнули, что осуществляют военно-техническое сотрудничество с другими странами в четком соответствии с международными обязательствами Украины и под контролем Государственной службы экспортного контроля (ГСЭК).
В свою очередь, ГСЭК, которая контролирует все поставки украинского оружия за рубеж, на что выдает соответствующие разрешительные документы, подтвердила информацию «Укрспецэкспорта». Как сообщила пресс-служба этой структуры, экспортеры около двух лет не обращались в ведомство за разрешением на поставку вооружения в Грузию.
Об этих заявлениях можно сказать одно: в последние два десятилетия было известно о многих случаях, когда Киев опровергал сообщения о поставках вооружений различным получателям. И в итоге далеко не всегда эти опровержения оказывались соответствующими действительности. Однако в данном случае возражения украинских экспортеров вооружений и их контролеров похожи на правду. Действительно, после украинско-российского скандала 2008 года вокруг поставок украинских вооружений в Грузию, военно-техническое сотрудничество между Киевом и Тбилиси начало сворачиваться.
Соответствующие заявления украинской власти вроде бы подтверждают и данные международных организаций. Так, по данным ООН (имеются в виду ежегодные отчеты для Регистра обычных вооружений Объединенных Наций), спад в военно-технических отношениях двух стран начался еще до прихода к власти В. Януковича. Ну а с переменой власти в Украине это сотрудничество и вовсе затихло - опять-таки если верить официальной информации. Так, если в 2007 году Киев продал Тбилиси 99 единиц танков, боевых бронированных машин (ББМ), артиллерийских установок и самолетов, то в 2008 году в Грузию было поставлено уже 40 единиц БМП-1 и БТР-70. А в 2009 году Грузия закупила всего 5 украинских БТР-70. В 2010-2011 годах поставок украинского оружия в Грузию, если верить Регистру ООН, не было.
Однако стоит учесть, что Реестр ООН составляется по тем данным, которые дает сама та или иная держава. В то же время, может быть, при В. Януковиче вооружения и военная техника украинского производства в Грузию и не поступали. Но вот что касается так называемых услуг военного назначения (а они также напрямую относятся к экспорту оружия) – это еще вопрос.
Здесь стоит посмотреть на список поставлявшегося из Украины в Грузию оружия, вокруг которого вспыхнул скандал в 2008 году, - тогда, как помним, депутаты от оппозиционной в то время Партии регионов заявили, что команда Ющенко с 2005 года вооружала Грузию. Была создана парламентская комиссия, которую возглавил регионал Валерий Коновалюк и которая в итоге пришла к выводу, что поставки оружия и оборудования Тбилиси действительно имели место. В то же время, как установила комиссия, формально в этих поставках никакого криминала не было, поскольку против Грузии не вводились никакие международные санкции, а поставки происходили с соблюдением украинского и международного законодательства. Здесь речь шла только о моральных обязательствах перед Россией, но при Ющенко, как известно, в Киеве на подобные вещи особого внимания не обращали.
Согласно материалам комиссии (а автору этих строк довелось ознакомиться с ее отчетом еще до его обнародования в парламенте), в начале 2005 года между ГК «Укрспецэкспорт» и Министерством обороны Грузии были подписаны контракты на поставку Грузии следующей специальной техники: ЗРК «ОСА-АКМ» (1 батарея) и ЗРК «БУК-М1» (1 дивизион) после выполнения ремонта в Украине; РЛС 36Д6 (3 единицы); станций радиоэлектронной разведки «Кольчуга-М» (3 комплекта); вертолетов типа Ми-24 (3 единицы) после выполнения ремонта в Украине; поставка оборудования и выполнение работ по созданию ЦКП (Центральный командный пункт) Вооруженных сил Грузии.
Уже этот перечень дает понять, что такие контракты требуют послепродажного обслуживания, которое осуществляют, как правило, специалисты страны-поставщика. То есть, например, поставки оборудования для грузинского ЦКП явно подразумевают интеграцию в автоматизированные системы управления войсками, а наладку, текущее обслуживание и текущий ремонт такой сложной аппаратуры обычно проводит производитель, что предусматривается контрактом. А отсюда следует, что в виде услуг военного назначения Украина вполне может в настоящее время продолжать военно-техническое сотрудничество, которое подпадает под определение «экспорт оружия». Если, понятно, подобные услуги предусмотрены заключенными в свое время контрактами.
В то же время, если бы при В. Януковиче Украина сорвала эти контракты, Грузия вполне могла бы вынести «сор из избы» и вводить штрафные санкции. Но подобная информация, насколько известно, в СМИ не попадала. А это, в свою очередь, означает, что либо украинская сторона не срывала контракт, либо сам контракт не предусматривал оказания подобных услуг.
Для того, чтобы снять с себя все подозрения, Киеву достаточно было бы предоставить контракты и показать, что на данный момент Украина ничем «не обязана» грузинской стороне. Пока же таких доказательств нет, нынешняя украинская власть находится в двусмысленном положении. С одной стороны, официальные заявления Георгия Барамидзе о том, что Украина продолжает поставлять боевую технику и вооружения Грузии и выполняет все обязательства по обслуживанию поставленной ранее техники. С другой – официальные заявления украинских государственных структур, отвечающих за экспорт вооружений и боевой техники, о том, что в течение двух лет не поставляли вооружения в Грузию.
В сложившейся ситуации важно понять, зачем Грузия провоцирует этот скандал. Ответ видится в прямой заинтересованности Тбилиси в том, чтобы нанести «решающий удар» в момент напряженности в отношениях между Киевом и Москвой, с тем, чтобы резко охладить отношения Украины с РФ. Момент выбран более чем удачный. На фоне последних разногласий и отсутствия у украинской власти четкой позиции как по «восточному», так и «западному» векторам своей внешней политики, этот оружейный скандал способен сильно повлиять на дальнейшие отношения Москвы и Киева.
В первую очередь это касается украинско-российского военно-технического сотрудничества, в которое на сегодня упираются перспективы развития таких стратегических отраслей украинской оборонки, как авиапром, судостроение, ракетостроение. Кроме того, сотрудничество с Россией играет ключевую роль для украинских военных. Как известно, расчеты зенитно-ракетных комплексов С-200 и С-300 украинских ПВО имеют возможность проводить стрельбы только на российских полигонах, поскольку на территории Украины они после трагедии с Ту-154 над Черным морем до сих пор запрещены. Но это только верхушка айсберга, поскольку охлаждение в диалоге Киев-Москва больно бьет в целом по украинской экономике, которая сейчас и без того находится в плачевном состоянии.
В то же время с охлаждением в отношениях России и Украины Грузия может получить в лице Украины еще одного «союзника» в регионе. Что, без сомнений, является весьма важным для Тбилиси.
В заключение остается лишь обратить внимание читателей на любопытный нюанс. Кто именно озвучил информацию о продолжении поставок украинского оружия в Грузию? Это заявление сделал вице-премьер и госминистр по европейской и североатлантической интеграции Грузии. Не странно ли, что именно этот чиновник озвучивает информацию подобного рода? Было бы вполне естественным, если бы это заявление озвучил глава Министерства обороны или внешнеполитического ведомства Грузии. Но какое отношение к данной теме имеет чиновник, «главный по связям с НАТО»?
Вместе с тем именно этот «нюанс» может дать понимание, с чьей именно подачи Тбилиси делает подобные заявления. Киев может их легко опровергнуть…
Вопрос только в том, соответствуют ли слова грузинского министра действительности.
Грузия Россия Украина