Этнология и проблемы долгожительства (опыт исследования) (V)
Публикации | Виктор КОЗЛОВ | 15.02.2012 | 00:01
Часть I, часть II, часть III, часть IV
Завершая полевые экспедиционные работы в Абхазии и переходя к исследованиям долгожительства в Азербайджане, почти все задействованные в этом проекте группы выражали желание вернуться лет через 10, чтобы определить динамику выявленных ими показателей. К сожалению, осуществить это намерение по ряду причин оказалось невозможным.
Главная из этих причин – обострение абхазо - грузинских отношений. Эти отношения были испорчены уже давно - в начальный период национально - государственного строительства. Напомню, что в 1921 г. была создана ССР Абхазия. Она вскоре была связана союзным договором с ССР Грузия, и вместе они вошли в состав Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Лишь в 1931 г. статус Абхазии был понижен до АССР в составе Грузии, что и было закреплено в Конституции СССР 1936 г. В течение нескольких десятилетий Абхазия подвергалась усиленной грузинизации, особенно в растущих городах, куда устремились мигранты из центральной Грузии. Уже в 1970-х гг. в городах Абхазии грузин было в три раза больше, чем абхазов. Пытаясь сопротивляться этому процессу, абхазы предпочитали русификацию, изучали в школах русский язык, на котором, в отличие от грузин, говорили почти без акцента.
Национальный конфликт обострился летом 1977 г., после того как в Грузии была принята новая Конституция, объявившая грузинский язык «государственным» с обязательным изучением его в абхазских школах вместо изучавшегося ранее русского. Абхазская интеллигенция восприняла эту конституционную установку как угрозу самому существованию самобытного абхазского этноса в результате поглощения его грузинским и перешла к активным действиям. Летом 1978 г. в историческом центре Абхазии селе Лыхны Гудаутского района состоялся грандиозный всеабхазский антигрузинский митинг, едва не закончившийся вооруженным столкновением. В дальнейшем абхазо-грузинские отношения продолжали обостряться, пока не привели к тому, что в процессе и после развала Советского Союза начался фактический выход Абхазии из прямого подчинения Грузии. В ответ на это, летом 1992 г. войска центрального грузинского правительства вторглись в Абхазию и, опираясь на бронетанковые части, оккупировали большую часть ее территории, вместе с г. Сухумом. На помощь абхазскому ополчению пришли отряды Северокавказской конфедерации, в состав которых входили и уже имевшие военный опыт чеченские подразделения во главе с Ш. Басаевым. Были среди добровольцев и отряды кубанских казаков. Война в Абхазии продолжалась более года. В результате тяжелых боев (особенно в июле 1993 г. у села Шрома) грузинские войска потерпели поражение и в сентябре-октябре 1993 г- были выбиты из Абхазии, причем командовавший ими грузинский президент Э. Шеварднадзе чуть не попал в плен.
Была восстановлена граница между Абхазией и Грузией. Но статус Абхазии так и не был до конца определен: она до сих пор находится «де факто» в состоянии хрупкого перемирия с Грузией, правительство которой угрожает новым вторжением (статья подготовлена до событий 2008 года – прим. ред.). Правительство России сохраняет нейтралитет, препятствуя возобновлению военных действий, но не решается включить Абхазию в состав Российской Федерации, как хотело бы большинство абхазов и живших там этнических меньшинств (русские, армяне и др.) Каким путем и когда произойдет нормализация отношений между Абхазией и Грузией, сказать трудно, но ясно, что в первоначальное научное соглашение о комплексном изучении проблем абхазского долгожительства с участием грузинских ученых необходимо внести национально-политические поправки. В настоящее время само это участие представляется неперспективным.
Необходимы оговорки и в отношении дальнейшего участия в изучении абхазского долгожительства других исследовательских групп, прежде всего киевских геронтологов, так как Украина добилась политической (и научно-административной в отношении Института геронтологии Академии Медицинских Наук) независимости. Создается впечатление, что эти геронтологи, ограничившие свои задачи изучением состояния здоровья абхазских геронтов, уже при переносе исследований на территорию Азербайджана сочли свои задачи в основном выполненными и теперь сосредотачиваются на проблемах внутри Украины. Наметившиеся связи с американскими учеными, вследствие различия объектов исследования, усилить так и не удалось, а после смерти доктора Веры Рубин они фактически довольно быстро сошли на нет. Профессору Ламброзу Комитасу, сменившему Веру Рубин на посту директора Нью-Йоркского института по изучению человека, не удалось обеспечить финансирования публикации даже той части работ, которая была уже выполнена сотрудниками Университета штата Кентукки в ирландско-шотландской общине Робертсон, что лишило нас возможности каких-либо сопоставимых выводов. Возобновлять научное сотрудничество с американскими учеными не имело смысла. Все это изменило имевшиеся ранее планы продолжить и должным образом завершить исследование проблем абхазского долгожительства хотя бы силами московских и абхазских ученых, преимущественно этноэкологов, этнографов и антропологов.
Работу в Абхазии удалось возобновить после довольно длительного - почти пятнадцатилетнего - перерыва проведением рекогносцировочных поездок в Абхазию, сильно пострадавшую во время абхазо-грузинской войны 1992 – 1993 гг. Отмечу лишь, что во время войны был разрушен Абхазский институт языка, литературы и истории (где находился отдел этнографии и антропологии) и сгорел принадлежавший ему научный архив с материалами экспедиций. Многое здесь пришлось начинать буквально с нуля, прежде всего анализ изменений в численности и расселении абхазских долгожителей на фоне изменений социально-демографической ситуации в Абхазии. Война 1992-1993 гг. привела к гибели значительной части и до того малочисленных абхазов и к существенным подвижкам населения, оказавшегося в полосе военных действий и на оккупированной грузинскими войсками территории. За начальный этап можно было бы взять материалы переписи населения СССР 1989 г., но они в свое время не были должным образом проанализированы, и эту работу еще предстоит сделать, сопоставив данные той переписи с материалами статистического учета, проведенного в послевоенные годы.
Уже во время первой рекогносцировочной поездки в Абхазию в 2003 г. на основании материалов похозяйственных книг сёл Члоу и Джгерды Очамчирского района и села Дурипш Гудаутского района удалось установить сокращение числа долгожителей в них за 20-ти летний период после обследований 1980-x годов и некоторое уменьшение их среднего возраста. Во время последующих по сути также рекогносцировочных поездок 2004-2005 гг. этностатистические исследования были продолжены с целью уточнения всего плана дальнейших работ, но они еще не доведены до конца (см.: Дубова, Григулевич., Соловьева, Ямсков, 2004). Обращает на себя внимание, например, факт исчезновения долгожителей мужчин из сильно разрушенного села Джгерда Очамчирского района. Возможно, что какая-то часть их переселилась в Сухум, откуда вследствие войны выбыла в Грузию часть грузин. В целом же представляется, что социально-демографические последствия военного времени заслуживают специального внимания, как и процессы урбанизации абхазов.
Источник: Современная сельская Абхазия. М.: ИЭА РАН, 2006. С. 16-38.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, исследовательский проект № 05-01-010693 «Медико - антропологические и демографические последствия социально-культурных изменений конца 1980-x - начала 2000-х гг. в сельской Абхазии» (руководитель - А.Н. Ямсков).
Перечень основных публикаций В.И.Козлова (книг, карт, статей в журналах и сборниках, разделов в коллективных работах) см.: Этноэкологические исследования, 2004. С. 446-461.
Литература
Абхазское долгожительство. М., 1987.
Козлов В.И. Этническая демография. М., 1977-
Козлов В.И. Этническая экология. Становление дисциплины и история проблем. М., 1994-
Грмек М. Д. Геронтология. Учение о старости и долголетии. М., 1964.
Долголетние люди Абхазии. Сухуми, 1956.
Дубова Н.А., Григулевич Н.И., Соловьева Л.Т., Ямсков А.Н. Социально-культурные и демографические особенности современного абхазского сельского населения // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН. 2004. М., 2Оо6.
Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. СССР. М., 1962.
Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. М., 2005.
Феномен долгожительства. Материалы советско-американского симпозиума. М., 1982.
Фролькис В.В. Старение. Киев, 1982.
Этноэкологические исследования. М., 2004. С. 446-461.
Benet S. Abkhasians: the long-living people of the Caucasus. N.Y., 1974.
Benet S. How to live to be 100. The life style of the peoples of the Caucasus. NY., 1976.
Грузия Абхазия долгожители этноэкология