Этнонациональная и геополитическая идентичность Кавказа (I)
Публикации | Камалудин ГАДЖИЕВ | 13.02.2012 | 01:04
1 комментариев
С точки зрения обеспечения национальных интересов и национальной безопасности России наиболее проблемным регионом является Кавказ, где в сложнейший узел сплетено множество трудноразрешимых социально-экономических, национально-территориальных, конфессиональных, геополитических и других проблем. Кавказ представляет собой специфический регион, обладающий особым обликом, своими особенностями территориально-географического, исторического, социально-экономического, этнонационального, социокультурного и конфессионального характера. Этим объясняется тот факт, что в отечественной политической науке еще не дан научно обоснованный ответ на вопрос: можно ли говорить о Кавказе как о единой для представителей всех народов региона кавказской идентичности? Если да, то в чем состоит ее сущность?
Как известно, любое человеческое сообщество, имеющее более или менее сформировавшуюся идентичность, основывается на общей для всех его членов единой интегрирующей идее или идеале. Существуют ли ключевые социокультурные, этнонациональные, конфессиональные, цивилизационные и иные составляющие такой идеи Кавказа, и как эту идею сформулировать? Говорят, например, о некоей "общекавказской культуре", "кавказском менталитете", а в годы перестройки и постсоветский период в России в лексикон вошел используемый с негативным оттенком термин "лица кавказской национальности". Здесь по аналогии с понятием "европейскость" мы вправе поставить вопрос о "кавказскости" и, естественно, вопрос о том, в чем именно состоит эта "кавказскость" и возможно ли ее рассматривать как базисную составляющую единой кавказской идентичности. Несомненно, существует некий комплекс критериев и признаков, на основании которых коренные народы региона относятся к определенной общности, отличающейся от сообществ других народов и регионов. Тем более, что представители каждого из кавказских народов сознают себя именно кавказцами, а не, например, славянами, арабами и пр. Но это весьма трудно поддается верификации. Зачастую "кавказскость" отождествляется с такими действительно характерными для многих кавказских народов особенностями, как гостеприимство, куначество, мужественность и т.д., хотя в последние десятилетия они подвергаются существенной эрозии, особенно у городских жителей. Как отмечала профессор А.Ю. Шадже, "кавказскость - суперэтническо-специфический феномен, составляющий то "особенное", что определяет "лицо кавказца"". Она включает кавказский образ жизни, обычаи и общие духовные ценности, идеи диалога, толерантности, гуманизма, добра и пр., которые в совокупности формировали кавказский менталитет и духовное бытие кавказца. По словам Шадже, "кавказскость" отождествляется с такими ценностными категориями, как "истина" и "честь", "справедливость" и "мудрость", формирует особое отношение человека к достоинству, правде и свободе. Г. Нодия писал, что "кавказскость" интуитивно отождествляется с древними традициями гостеприимства, высокоритуалистичным поведением, культом воинственной мужественности. Основываясь на подобных рассуждениях, некоторые авторы говорят о существовании некой единой кавказской цивилизации. Так, З. Жвания подчеркивал, что "кавказское единство - не только политическая концепция. Фактически - Кавказ - это разнообразный и в то же время гомогенный мир, феномен, формировавшийся на протяжении веков и тысячелетий, в котором существуют четко определенные аутентичные социальные и культурные институты. Это дает основание говорить о феномене единой кавказской цивилизации. Ее создатели - кавказские народы, - несмотря на религиозные и этнические различия, объединены общими ценностями и ментальностью". "Мы, кавказские народы, - отмечал В. Асатиани, -являемся одной целостностью - исторически и геополитически, мы, в сущности, родственные народы по психофизическому складу, "кавказскому характеру", внешности, темпераменту, нравственным идеалам". В этом же духе рассуждал Р.Г. Абдулатипов, который утверждал, что кавказская цивилизация основывается на "целостности и культурной близости армян и азербайджанцев, грузин и абхазцев, осетин и ингушей", ее главной характерной чертой является "интенсивнейшее взаимодействие многих уникальных культур и почти всех мировых религий".
Была высказана также мысль о существовании северокавказской цивилизации. Некоторые исследователи пишут о кавказской горской цивилизации. В. Черноус определяет кавказскую горскую цивилизацию "полиэтничностью, религиозным синкретизмом (синтезом местного язычества с элементами христианства и различными течениями ислама), сочетанием высокогорья, предгорий и равнин, которое определяет взаимосвязь террасного земледелия, альпийского скотоводства и наездничества, закрепленных в своеобразных этических горских кодексах, психологических чертах, преобладанием негосударственных форм самоорганизации". Более того, отдельные ученые, используя этнографический подход, посчитали возможным говорить о наличии цивилизаций у отдельных северокавказских народов, например, у адыгов. В основе этих и подобных им построений лежит довольно вольная трактовка самого понятия "цивилизация". Здесь напрашивается сакраментальный вопрос: можно ли такие составляющие, как кавказский этикет, гостеприимство, куначество и пр., рассматривать в качестве критериев определения понятия "цивилизация" в целом и "кавказская цивилизация" в частности? Приходится согласиться с теми авторами, которые убеждены в "умозрительности и неконкретности" этих концепций. Хотя такие разработки интересны как попытки построения политических мифов, они носят, скорее, паранаучный характер и представляют незначительную ценность для понимания реального положения вещей в вопросе кавказской идентичности.
Базовые характеристики Кавказа в большей степени определяются фактором месторасположения, физико-географическими, территориально-пространственными, климатическими и иными особенностями, которые на протяжении всей истории оказывали и продолжают оказывать глубокое влияние на его этнонациональный состав, исторические судьбы народов и стран, конфигурацию политической карты и т.д. Крайне рассеченная топография, создающая барьеры на пути интеграции различных народностей и племен, во многом помогает объяснить резко бросающиеся в глаза этническую разнородность Кавказа, заметную фрагментацию и локализацию этнической идентификации. Этому способствовал и тот факт, что многочисленные войны и конфликты составляли одно из основных занятий населяющих регион народов, не всегда живущих в мире и согласии и имеющих друг к другу немало претензий территориального и иного характера. Исторически они формировались в постоянной борьбе за выживание. Зачастую общинные, племенные, местные, региональные идентичности (например, в Грузии - мегрельская, кахетинская, имеретинская, аджарская и др.) приобретают не меньшую значимость, чем просто политико-гражданская идентичность. Это в свою очередь создавало условия для сохранения весьма широкого спектра разнообразных культур и языков, что стало естественной основой консервации традиционного образа жизни и оказало значительное влияние на формирование особого менталитета народов Кавказа. Во многом этим объясняется тот факт, что большинство из них очень ревностно относятся к традиционным, социокультурным и духовным составляющим общественной жизни.
Кавказ в широком его понимании, включая степное Предкавказье, всегда был и остается очень сложным регионом как по разнообразию естественно-географических условий, так и по многонациональному и поликонфессиональному составу населения. Он находится почти в самом центре евразийского континента, занимая весьма выгодное экономико-географическое положение на одном из оживленных перекрестков мировых коммуникаций. Северный Кавказ входит в состав РФ, а весь Кавказ, в том числе Закавказье, связан с Украиной, Болгарией и Румынией (через Черное море), Центральной Азией (через Каспий), Ираном, Турцией и далее с арабским миром. Здесь соприкасаются разные культуры, конфессии, проживает множество народов и этнонациональных групп. В регионе сошлись ведущие мировые религии, прежде всего христианство и ислам, Запад и Восток, Европа и Азия, Север и Юг. Расположенный на стыке Европы и Азии, Кавказ представляет собой удобный плацдарм для продвижения вглубь Среднего и Ближнего Востока, а также в бассейны Каспийского и Черного морей.
На протяжении всей своей истории Кавказ пережил бесконечное множество войн и конфликтов между различными воинственными кланами, ордами, племенами, религиозными конфессиями, государствами и империями. Борьба за стратегически важный регион сталкивала здесь интересы Византии, Персии, Османской империи, России и Ирана. Причем сами кавказские народы, не в последнюю очередь закавказские страны, были обречены на поиск геополитических партнеров как гарантов своей безопасности. Этническое и конфессиональное многообразие региона создавало соседним державам благоприятные условия для подчинения тех или иных территорий Кавказа по известной формуле "разделяй и властвуй". Каждая держава могла найти здесь приемлемого сателлита по этническому или религиозному признаку. Поэтому естественно, что "история каждого из народов Кавказа, - как справедливо отмечал Е. Рашковский, - есть история жизни в экстремальных ситуациях рубежа, в ситуациях природных, культурно-исторических, лингвистических и государственных пограничий. В рубежности, разломности - экоисторическая константа жизни кавказских народов. Жизни в экстремальных условиях природы, истории и культуры. Эта константа наложила несомненный отпечаток на характерный облик любого из кавказских народов".
В данном контексте нельзя не затронуть следующий вопрос. В дискуссиях, развернувшихся сегодня по всему Кавказу (да и не только), многие их участники для обоснования неких исторических прав на те или иные территории часто используют неприемлемые с научной точки зрения аргументы, произвольно трактуя исторические события, которые не могут быть подкреплены достоверными фактами и документами. Например, Карабах объясняет свое стремление к независимости, ссылаясь на историю, а Азербайджан, со своей стороны, в попытках вернуть Карабах также апеллирует к истории. Аргументами о восстановлении исторической справедливости Тбилиси обосновывает свои претензии на территории Абхазии, отмечая якобы неабхазский характер последней до XVII в. При такой постановке вопроса получается, что грузины как титульный народ - хозяева, а абхазы - просто гости на территории, на которой они в настоящее время живут. В то же время абхазы, не желающие возвратиться под юрисдикцию Грузии, могут использовать тот факт, что территория нынешней Абхазии была некогда попеременно частью Древнего Рима, Византии и Персии. В разное время ею с большим или меньшим успехом пытались завладеть арабы и генуэзские колонисты. Они могут обосновать свои претензии на суверенитет ссылками на Абхазское царство, существовавшее в IX-X вв. Однако с конца XV до начала XIX в. Абхазия была под властью Турции. Могут привести и тот довод, что зависимость Абхазии от грузинских царств и княжеств была эпизодической и зачастую формальной. В этой связи уместно напомнить, что в Георгиевском трактате 1783 г. речь шла о "признании верховной власти всероссийских императоров над царями карталинскими и кахетинскими". Что касается Абхазии, то она вошла в состав Российской империи в 1810 г. Подобная историческая аргументация используется во всех других спорах и конфликтах, определяющих облик современного Кавказа. Результатом такого подхода стало произвольное, не всегда соответствующее реальному положению вещей разделение народов региона на автохтонных и пришлых, хозяев и гостей, титульных и не титульных.
Экскурсы в дебри истории являют собой весьма шаткую конструкцию доказательства древности одних народов и отказа в этом праве другим народам, тем более невозможно построение на этом зыбком фундаменте идеологии государства так называемой титульной нации. Суть в том, что право народа на территорию проживания определяется не историческими прецедентами, а самим фактом его проживания на этой земле.
В целом можно сказать, что реальное объединение кавказских народов в составе единого государства произошло лишь в рамках Российской империи. До этого многие народы Кавказа либо вовсе не имели государственности, либо потеряли ее. Иначе говоря, ни Кавказ, ни Южный Кавказ, ни Северный Кавказ в отдельности никогда не были политическими понятиями. Контуры политической карты Кавказа почти всю его историю зависели от исхода борьбы между различными сопредельными с ним империями. Нельзя отрицать, что регион действительно обладает определенными, исторически обусловленными устойчивыми чертами политического, социокультурного, языкового характера, типологически отличающими его от соседних регионов. Это, прежде всего, близость исторических судеб, национально-культурных традиций, менталитета, путей эволюции населяющих его народов. Свою специфику имел в регионе процесс консолидации и образования этнонациональных групп. Одна из важнейших его особенностей состояла в том, что формирование и выживание этих групп и народов не всегда напрямую были связаны с государственными образованиями.
На Кавказе в силу комплекса факторов медленно изживались феодальные, патриархальные, клиентелистские и иные элементы социокультурной матрицы, существенно тормозившие развитие экономики и политической системы. Народы региона значительно позже, чем большинство народов Европы, вступили на путь капиталистической модернизации. Живучесть позиций полуфеодальных групп и аристократии в политической жизни, устойчивость консервативных ценностей, конфессионального начала в общественном сознании обусловили особую противоречивость и затянутость процесса утверждения ценностей, институтов отношений гражданского общества, рыночной экономики и правового государства. Немаловажную роль в формировании политического ландшафта и менталитета народов Кавказа сыграли существовавшие во все исторические периоды сложные, запутанные проблемы и противоречия, которые слишком часто становились причиной ожесточенных споров, кровавых конфликтов и войн между странами региона.
Кроме того, последний был в определенной степени яблоком раздора между соперничающими великими державами, граничащими с ним на западе, востоке и юге.
(Окончание следует)
Камалудин ГАДЖИЕВ - доктор исторических наук (ИМЭМО РАН)
Источник: "Мировая экономика и международные отношения", М., 2010, с. 66-74.
Кавказ этничность / этнополитика