Турки-месхетинцы в России: между пантюркизмом и ваххабизмом (II)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Василий ОРДЫНСКИЙ | 11.02.2012 | 00:00
2 комментариев
Часть I
Молодёжные «джамааты» на юге России оформились в начале 1990-х. Тому способствовали оппозиционные настроения по отношению к официальным исламским структурам (духовным управлениям мусульман), которые, по мнению молодёжи, «обслуживают интересы продажных чиновников», и в целом критическое отношение к традиционному исламу [10]. Лидеры мусульманской молодёжи выступали против суфизма и народного ислама, «полного языческих предрассудков». «Джамааты» представляют собой сетевую структуру - автономные группы, координирующие свои действия с использованием электронных средств связи. В рядах интернациональных «джамаатов» присутствуют выходцы из Краснодарского края и Ростовской области [19].
Весной 2010 г. известный в качестве «амира Кавказского Имарата» чеченский сепаратист Доку Умаров пообещал «братьям» «освободить» земли Краснодарского края. «После того, как освободим эти земли наших братьев, единоверцев и мусульман Кавказа, мы, иншааЛлах, освободим и другие земли, которые оккупировала Русня, — пообещал Умаров. — Это Астрахань, это Поволжские земли, которые находятся под сапогом русских кафиров». Обращение Д.Умарова было опубликовано на многих интернет-ресурсах.
Аналитики лаборатории проблем Северного Кавказа института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного национального центра РАН, опираясь на информацию из силовых структур, приходят к выводу, что диверсионное подполье все расширяется, «перетекая» в Ставропольский край, Кубань, Ростовскую, Астраханскую, Волгоградскую области [19].
«Молодёжные «джамааты» экстерриториальны. Один джамаат может охватывать несколько автономных групп. Через призму этих событий стоит внимательно присмотреться к тому, что происходит в молодежной среде Ростовской области», - считает председатель ЮНЦ РАН, академик Геннадий Матишов. Необходимо учитывать, что с появлением большого числа экономических переселенцев из республик Северного Кавказа в «русские» области и края привнесена идеология ваххабизма. Только в Ростовской области проживают примерно 280 тысяч переселенцев, включая около 30.000 турок-месхетинцев. По мнению ученого, все эти обстоятельства должны учитываться представителями власти и ВУЗовской общественности [19].
В начале 1990-х гг. в республиках Северного Кавказа среди тюркских народов, включая турок-месхетинцев, были распространены идеи пантюркизма, а среди представителей других кавказских народов, традиционно исповедующих ислам – протурецкий вариант панисламизма, согласно которым все населённые мусульманами земли Кавказа должны войти в состав Турции. В последние годы идеи пантюркизма и протурецкого панисламизма в республиках Северного Кавказа значительно уступили другому направлению в идеологии сепаратистского движения, которое принято называть «ваххабитским». Члены бандподполья воюют не за создание независимых национальных государств и не за присоединение земель юга России к территории турецкого государства. Главная их цель - разрушение «безбожной империи», как они называют Россию, и создание на Северном Кавказе территории, находящейся под управлением законов шариата, и которая проложила бы путь к объединению всех мусульман мира во всемирный халифат. Для членов ваххабитских «джамаатов» этническая принадлежность человека не имеет значения, они знают только один народ – мусульманский, и только одну нацию – исламскую нацию граждан всемирного халифата.
Представляют интерес обсуждения темы распространения идей «чистого ислама» среди турок-месхетинцев на интернет-форумах. При этом на собственно месхетинских форумах (имеющих ярко выраженную «этническую» направленность) обсуждений на данную тему найти не удалось. Другое дело – форумы исламские (посвященные обсуждению религиозных вопросов) и форумы кавказской молодёжи.
Весной 2010 г. в списке тем форума сообщества «Ислам. Мусульмане» в социальной сети «В контакте» появилась тема под знаковым названием «Что делать, если кафиры захватили землю мусульман?» [20].В одном из сообщений темы житель Кабардино-Балкарии пишет о том, что среди его земляков есть турки-месхетинцы, которые стали приверженцами салафии (т.н. «чистого ислама») и теперь выступают «против язычества и суфизма, так называемого традиционного ислама».
На форуме «KavkazWeb» пользователь, зарегистрировавшийся под никнеймом Turkв августе 2010 г., пишет о том, что в «мечетях нет настоящего ислама» и тем, кто хочет хорошо изучить основы веры – лучше ехать на учёбу в Саудовскую Аравию [21].
Также он пишет о том, что является представителем месхетинской общины, и признается, что его раздражает «плохое знание ислама» со стороны представителей старшего поколения. Кроме того, выясняется: его сильно беспокоит ношение коротких юбок со стороны месхетинских девушек, что, по его мнению, является результатом негативного влияния со стороны русского населения. Молодой турок пишет о том, что положение с нравственностью может исправить только «джихад против кафиров и введение шариата».
На форуме «За независимость Черкесии» в октябре 2011 г. пользователь под никнеймом Ahiskпишет о том, что поддерживает черкесов в их «праведной борьбе», и считает что у всех мусульман общие цели. По его мнению, независимая Черкесия - это всего лишь этап перед созданием «халифата для всех народов» [22].
В настоящее время контакты турецких околоправительственных структур с национальными организациями тюркских народов в постсоветских странах осложнены тем, что традиционная апелляция Анкары к тюркской этнокультурной идентичности встречает все большее противодействие со стороны радикал-исламистов. Усиления исламистских (ваххабитских) настроений особенно следует ожидать среди тех представителей месхетинской молодёжи, которые тесно общаются с выходцами из Дагестана и других республик Северного Кавказа.
Нарастающее усиление влияния идей «радикального ислама» на мусульман юга России делает вполне возможным появление среди турок-месхетинцев целых групп сторонников «джихада до победного конца», состоящих преимущественно из молодежи.
Среди значительной части молодёжи в южных регионах России распространяются убеждения, что в условиях, «когда везде господствует несправедливость и коррупция», наилучшее решение - это ввести шариат [10].
Изучение тенденций последних лет у других тюркских народов России и Украины (поволжских татар, башкир, крымских татар) показывает, что националистический и пантюркистский потенциал представителей радикальной части национального движения неуклонно снижается, тогда как актуальность исламистского потенциала неуклонно усиливается [18, 23].
В частности, в национальном движении крымских татар мы видим практически полное слияние националистов с религиозными фундаменталистами при идеологическом доминировании последних. В Башкирии также наблюдается слияние националистически настроенной молодёжи с ваххабитами [18].
Чечня и другие республики Северного Кавказа также показывают нам примеры того, как националистические активисты перерождаются в «моджахедов».
Для создания новых сегментов сети боевых групп лидеры «джамаатов» используют агентов – людей, которые (сами либо их родственники) подверглись карательному воздействию со стороны правоохранительных органов. В среде турок- месхетинцев потенциально этому может способствовать то, что с начала 1990-х годов сотрудники МВД в Краснодарском крае допускали «жесткие» меры воздействия по отношению к представителям местного месхетинского сообщества. Это породило настроения протеста как среди местных турков-месхетинцев , так и среди представителей данного этноса в соседних областях и республиках.
Фактором, способствующим распространению идей радикального ислама в среде турок-месхетинцев является географическая близость Краснодарского края к Крыму. Кубанские и ростовские месхетинцы поддерживают связи с турками-месхетинцами, проживающими в Крыму и прилегающих областях Украины. Российские турки-месхетинцы приезжают на территорию Украины, как правило, по рекомендациям родственников, для получения религиозного образования. Приезжают из разных регионов России, в частности, из Ростовской области и Краснодарского края. Обычно они подпадают под влияние Духовного управления мусульман Украины, руководство которого является сторонником хабашитского суфизма в шафиитской интерпретации. Однако среди прибывших из России турок-месхетинцев Донецкой, Херсонской областях и в Крыму активно ведут пропаганду адепты ваххабизма и других радикальных исламских течений [24].
В Крыму при попустительстве местных властей уже много лет действуют организации исламских радикалов: «Джамат-и-Ислами», «Исламская партия Крыма», «Хизб-ут-Тахрир», «Джамаат таблиг», «Братья-мусульмане» и другие. Так, общины организации «Хизб-ут-Тахрир» в Крыму имеются в Симферопольском районе (Пионерское, Перевальное, Андрусово, Доброе и так далее), в Белогорском (Белая Скала, Новокленовка), Судакском (Грушевка, Холодовка), Джанкойском (Орденоносное), Первомайском (Кормовое), а также в Кировском, Красноперекопском, Красногвардейском, Ленинском, Нижнегорском, Алуште и Большой Ялте. Среди приверженцев организации «Хизб-ут-Тахрир» в Крыму есть и турки-месхетинцы.
Среди лидеров «Хизб-ут-Тахрир» в Крыму известен проживающий в посёлке Октябрьский некий Мурад М., турок-месхетинец, гражданин России, проживающий нелегально на Украине с 2003 года [25]. Он активно занимается пропагандой создания всемирного халифата как среди местного крымско-татарского населения, так и среди приезжающих из России с целью «духовного просвещения» турок-месхетинцев. Среди проживающих в Крыму турок-месхетинцев есть и приверженцы собственно ваххабитской идеологии. Приверженцы разных течений исламского радикализма легко находят общий язык между собой для достижения общей цели - построения всемирного халифата. Крымские приверженцы радикального ислама поддерживают связи с членами молодёжных «джамаатов» действующих на территории Российской Федерации.
Турки-месхетинцы Чаплынского района Херсонской области Украины поддерживают связи не только со своими родственниками в Краснодарском крае и Ростовской области, но и с месхетинцами, проживающими в Казахстане и Киргизии [24]. По данным Н.Курбановой, в рядах движения «Хизб-ут-Тахрир» в Киргизии около 15 тыс. человек, из которых 20% составляют наряду с кыргызами и узбеками представители не местного населения - татары, русские, курды, чеченцы, турки-месхетинцы) [26]. По данным Р.С. Саидова (2010 г.), среди членов «Хизб-ут-Тахрир» в Казахстане и Киргизии не менее 300 турок-месхетинцев [1].
В целом, с точки зрения отношения к исламской религии, в среде турок-месхетинцев России целесообразно выделить три группы: а) формальные мусульмане, которые плохо знают основы ислама, зачастую даже не читали Коран, мечеть посещают крайне редко либо не посещают вообще (к мусульманам они себя причисляют по факту принадлежности к этносу турок-месхетинцев; б)практикующие мусульмане-традиционалисты; в) приверженцы идей «радикального ислама» («чистого ислама»), сторонники идеи всемирного халифата.
В настоящее время среди проживающих в России турок-месхетинцев носители идей «радикального ислама» составляют пока незначительное меньшинство, но ситуация неизбежно будет меняться и уже меняется: в случае отсутствия противодействия всё больше турок-месхетинцев (прежде всего из числа молодёжи) будет вовлекаться в орбиту радикально-исламистской антигосударственной деятельности на территории Российской Федерации.
_____________________________
1. Саидов Р.С. Турки-месхетинцы: современное социально-политическое положение // Современные евразийские исследования. – СПб, 2010
2. Скобенников А. Экспансия турецких спецслужб на территории России (2005) // http://www.segodnia.ru/?part=article&id=366
3. Джерелиевский Б. Кубань: призрак Косово // Спецназ России N 06 (68) июнь 2002г.
4. Патеев Р.Ф. Мусульмане в Ростовской области (2004) // http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-2747.html
5. Давыдов М.Н. Деятельность турецкой религиозной секты «Нурджулар» (2007) // http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/03-11-07b.htm
6. Слепцов С. Мечеть на продажу? // Наше время (Ростов-на-Дону). - 12.04.2007
7. Беженцы, переселенцы... Сегодня их миллион, а завтра?.. // Кубанские новости (Краснодар). - 21.06.2000
8. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 8 декабря 2004 г. № 1134-П "Об утверждении краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год".
9. Патеев Р.Ф. Современное мусульманское духовенство и основные проблемы реформирования системы исламского образования на Северном Кавказе // Кавказские записки. - №2 (3), 2010
10. Хизриева Г.А. Доклад на конференции "Влияние Саудовской Аравии на мусульманскую умму Татарстана и России" // Умма (Казань). - № 2 (декабрь). - 2011
11. Ордынский В. Ваххабизм в России: вопросы исламского образования (19.01.2011) // http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/14/217/
12. Ваххабизм за ширмой ислама? (19.10.2011) // http://salsknews.ru/novosti/mezhnatsionalnye_otnosheniya/vahhabizm_za_shirmoy_islama_.html
13. Полевые материалы автора.
14. Личные наблюдения автора.
15. Информация получена автором в 2006 г. в ходе беседы с офицерами частей Минобороны и внутренних войск МВД РФ.
16. Обсуждение на форуме www.elbrusoid.org/forum/forum3/topic8264
17. Ярлыкапов А.А. Северокавказские молодежные джамааты // Новые этнические группы в России / Под ред. В.В.Степанова, В.А.Тишкова. - М., 2009
18. Сулейманов Р.Р. Нетрадиционные для коренных мусульманских народов России течения зарубежного ислама: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия: доклад на конференции "Духовная безопасность России и нетрадиционные религиозные движения" (27.01.2011) // http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/16/226/
19. Слепцова Е. Наших вербуют // Наше время. - № 280. - 26.07.2011
20. Обсуждение в социальной сети vkontakte.com/topic-83_22869966
21. Обсуждение на форуме www.kavkazweb.net/forum/lofiversion/index.php/t47615.html
22. Обсуждение на форуме http://circassia.forumieren.de/forum
23. Амелина Я. А. Религиозно-политические искания радикальной части татарского национального движения и внешний фактор // Проблемы национальной стратегии». - №3. - 2011
24. Александрова Н. Современная история ислама на территории Украины // Современные евразийские исследования. – СПб, 2010
25. Язвицкая В. До халифата недалеко? // Крымский ТелеграфЪ. - № 161. - 16.12.2011
26. Курбанова Н. Особенности проявления политического ислама в Кыргызстане (28.04.2009) // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1240897920
ислам Кавказ Россия турки-месхетинцы