Без Нагорного Карабаха переговоры неэффективны
Публикации | Рубен ЗАРГАРЯН | 26.01.2012 | 09:33
23 января 2012 г. в Сочи состоялась встреча президентов России, Армении и Азербайджана. Следует отметить, что такая встреча была бы намного более эффективной, если бы соблюдался официальный трехсторонний формат урегулирования азербайджано-карабахского конфликта (Нагорный Карабах, Азербайджан, Армения), в соответствии с которым в таких встречах принял бы участие президент Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах). НКР, наряду с Азербайджаном, является основной стороной азербайджано-карабахского конфликта. Именно народ НКР является наиболее пострадавшей стороной конфликта, урегулирование которого должно быть направлено, в первую очередь, на обеспечение прав народа НКР на свободное, независимое и безопасное развитие.
Систематические агрессивные и бескомпромиссные заявления президента Азербайджана вынудили министра иностранных дел России С.Лаврова, по итогам встречи 23 января, подчеркнуть, что президенты Азербайджана и Армении на трехсторонней встрече с участием президента России в Сочи признали необходимость отойти от максималистских позиций, чтобы обеспечить дальнейший прогресс в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Думается, что прямое указание на Азербайджан без «дипломатического» упоминания Армении могло бы быть более эффективным для урегулирования конфликта и отрезвления бакинских поджигателей войны.
На встрече шла речь и об общих принципах урегулирования. Для экспертов давно очевидно, что т.н. Мадридские принципы не работают, т.к. не решают первоочередной и системообразующий вопрос урегулирования – окончательное признание независимости НКР, а также не пресекают попытки Азербайджана поставить под сомнение территориальную целостность НКР. В повестке дня стоит вопрос конструктивной трансформации базовых принципов урегулирования. Согласно нормам международного права, цивилизованное и прочное урегулирование азербайджано-карабахского конфликта должно основываться на следующих принципах: во-первых, определение статуса НКР (Республики Арцах) – исключительное право народа Нагорного Карабаха (Арцаха); во-вторых, окончательное признание международным сообществом государственной независимости НКР (Республики Арцах); в-третьих, взаимное признание независимости НКР (Республики Арцах) и Азербайджанской Республики; в-четвертых, восстановление территориальной целостности Нагорного Карабаха (Арцаха); в-пятых, мирное разрешение споров и неприменение силы или угрозы силой.
Нагорный Карабах, Армения, Россия серьезно обеспокоены постоянными военными провокациями азербайджанской стороны на границе с НКР. 16 января 2012 г. глава МИД Армении Э.Налбандян констатировал очередное несоблюдение Азербайджаном достигнутых на предыдущей сочинской встрече договоренностей о расследовании инцидентов на линии соприкосновения.
Россия последовательно выступает за меры доверия. Перед сочинской встречей пресс-служба Кремля отметила: «На достижение этой цели направлено принятое в Сочи 5 марта 2011 г. совместное заявление президентов России, Азербайджана и Армении, в котором зафиксировано стремление решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ».
Президенты Азербайджана, Армении и России приняли совместное заявление по итогам трехсторонней встречи 23 января в Сочи, в котором, в частности, говорится: «В развитие положения Совместного заявления, сделанного в Сочи 5 марта 2011 г., Президенты Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации приняли к сведению доклад сопредседателей о разработанном ими совместно с Личным представителем Действующего председателя ОБСЕ механизме проведения расследований вдоль линии прекращения огня и поручили продолжить эту работу. Президенты подтвердили, что одной из мер укрепления доверия в контексте нагорно-карабахского урегулирования является развитие гуманитарных контактов между сторонами. В этой связи президенты Азербайджанской Республики и Республики Армения заявили о своей готовности способствовать дальнейшему налаживанию диалога между представителями интеллигенции, научных и общественных кругов».
Возобновление диалога между представителями общественных кругов Нагорного Карабаха, Азербайджана, Армении, прерванного по инициативе бакинской администрации, будет одним из направлений мер доверия. В рамках мер доверия Азербайджан должен прекратить антиармянскую пропаганду в СМИ и системе образования, навсегда отказаться от враждебных действий и, прежде всего, от вооруженной интервенции, блокады и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных на уничтожение или ограничение суверенитета, изменение политических, экономических, культурных основ Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) и права ее народа свободно избирать формы своего национального существования. Давно назревшее признание Азербайджаном независимости НКР (Республики Арцах) засвидетельствовало бы то, что бакинская администрация в состоянии проводить ответственную независимую внешнюю политику, обеспечивающую суверенитет и жизнеспособность Азербайджана.
Сочинской встрече трех президентов предшествовало выступление президента Азербайджана И.Алиева 16 января на заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2011 г. и предстоящим задачам на 2012 г. Он заявил, намекая на азербайджано-карабахский конфликт, что «порой, справедливость нарушается, проявляется неуважение к нормам международного права, они не соблюдаются». Это могло и должно было бы быть самокритикой. Но, к сожалению, вся дальнейшая речь свидетельствует, что именно Азербайджан продолжает преступную политику затягивания с признанием Нагорно-Карабахской Республики, что Баку демонстративно нарушает нормы международного права, до сих пор не покаялся за военные преступления и политику геноцида, а, наоборот, планирует новую войну и угрожает новым геноцидом народу НКР.
Те, кто писал эту речь азербайджанскому президенту, здорово его подставили. Чего только стоит перл речи о том, что «в будущем в неопределенное время и в неопределенной форме будут выдвинуты предложения о статусе Нагорного Карабаха и что без согласия азербайджанского государства Нагорному Карабаху не может быть предоставлен никакой статус». Подобные нелепые заявления полностью оторваны от реальности. В философии такая позиция квалифицируется как «солипсизм», т.е. признание собственного индивидуального сознания в качестве единственной несомненной реальности и отрицание объективной реальности окружающего мира.
В экспертных кругах эту цитату речи азербайджанского президента уже перефразировали следующим образом: «в будущем в неопределенное время и в неопределенной форме Азербайджан может стать состоявшимся государством».
Все нормы международного права без исключений, современная международная правоприменительная практика урегулирования подобных конфликтов и историческая справедливость указывают на необходимость и неизбежность окончательного признания независимости НКР, причем никакого согласия Азербайджана на это не требуется.
Закономерно возникает вопрос, каким же образом бакинская администрация планирует урегулировать азербайджано-карабахский конфликт и собирается ли она вообще, если она отметает всякую возможность признания статуса НКР?
К сожалению, речь президента Азербайджана была выдержана в наихудших традициях азербайджанской пропаганды и пиара, производит впечатление заезженной пластинки. Однако подобные заявления отнюдь не безобидны. Они разжигают реваншистские настроения, присущие милитаристской политике бакинской администрации, оправдывают нежелание азербайджанской стороны взаимоуважительно и на равных разговаривать с НКР. Между тем, именно во взаимном признании НКР и Азербайджана и налаживании такого диалога – ключ к миру, стабильности и благополучию в регионе.
Сочинской встрече предшествовало и другое событие. 18 января 2012 г. МИД Нагорно-Карабахской Республики сделал заявление в поддержку позиции Великобритании по вопросу проведения референдума о независимости Шотландии. Отметим, что официальный Лондон заявил о том, что не будет возражать против проведения референдума о независимости до лета 2013 г., ранее планировавшегося на 2014 г. Премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон в начале текущего января заявил, что неопределенность с референдумом вредит экономике Шотландии. Еще 8 мая 2011 г. британский министр по делам Шотландии М.Мур заявил, что Лондон не будет препятствовать референдуму о независимости Шотландии. Это заявление последовало через три дня после выборов в парламент Шотландии, где победу одержала Шотландская национальная партия (SNP), главным пунктом программы которой является курс на независимость Шотландии от Соединенного Королевства. М.Мур подчеркнул: «Теперь это дело шотландского парламента, где SNP имеет большинство, и мы не будем препятствовать проведению референдума. Что мы будем делать – так это стимулировать обсуждение вопроса самой независимости как таковой». Примечательно, что, согласно проведенному в 2006 г. еженедельником «Санди Телеграф» опросу общественного мнения, 59% англичан высказались в пользу независимости Шотландии.
Великобритания придерживается в вопросе референдумом последовательной позиции. 8 ноября 2002 г. в Гибралтаре прошел референдум, на котором 98,97% жителей проголосовали против проекта создания в этой самоуправляющейся британской колонии модели «совместного суверенитета» Испании и Великобритании. Великобритания сослалась на результаты референдума, как основы для окончательного решения Гибралтарского вопроса в процессе переговоров. Заместитель главы МИД Великобритании Д.Макшейн подчеркнул, что народ Гибралтара единогласно высказался против каких-либо изменений в статусе этой территории. Д.Макшейн заявил, что мы теперь живем не в XVII или XIX вв., когда дипломаты могли подписывать договоры, а люди должны были им подчиняться. 16 декабря 2004 г. Испания дала согласие на изменение формата переговоров по Гибралтару. Испания впервые признала Гибралтар самостоятельным субъектом международного права и согласилась вести с ним переговоры в трехстороннем формате: Испания, Гибралтар, Великобритания. Эти примеры еще раз подчеркивают принципиальное отличие политической культуры Великобритании, Испании от Азербайджана.
Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел НКР
По материалам: «Новое Восточное Обозрение»
Азербайджан Армения Нагорный Карабах Россия