Прагматизм и предсказуемость. Динамика и перспективы развития армяно-российских отношений
Публикации | Сергей МИНАСЯН (Армения) | 31.12.2011 | 11:48
Наверное, вряд ли какой-то другой вопрос армянской внешней и оборонной политики имеет такое значение, как многоуровневые отношения Армении и Российской Федерации. Какова динамика и основные параметры развития армяно-российских отношений в обозримой перспективе?
И сразу же, без всякой формальной интриги в тексте, попытаемся охарактеризовать двусторонние отношения в первую очередь как прагматичные и предсказуемые. Армяно-российские отношения за весь период постсоветской истории демонстрируют стабильную динамику, без значительных взлетов и падений. Спустя два десятилетия развития в статусе отношений между двумя самостоятельными государствами основные сферы взаимодействия двух стран все те же – политическое, военное и военно-техническое, экономическое, культурное и гуманитарное сотрудничество, а также согласование позиций двух стран в рамках различного рода международных организаций и многосторонних форматов как на постсоветском пространстве, так и на глобальном уровне.
При этом и для Еревана, и для Москвы немаловажную роль играет также участие России в процессе мирного урегулирования карабахского конфликта в силу значимости российского фактора для региональных процессов на Южном Кавказе и сопредседательства России (наряду с Францией и США) в Минской группе ОБСЕ, с 1992 г. занимающейся данным конфликтом.
И, наконец, особую роль играет фактор России, как приграничного с Южным Кавказом государства, ядерной державы, главного игрока всех интеграционных процессов на пространстве бывшего СССР, а также просто как очень большой и влиятельной страны. Размер всегда имеет значение, а в политике – тем более, хотя иногда во взаимоотношениях государств асимметричность и непропорциональность потенциалов может скорее играть не отрицательную, а положительную роль, что мы и видим за два десятилетия армяно-российских межгосударственных отношений.
Если анализировать динамику отношений в конкретных сферах деятельности, следует особо отметить, что в политической и военно-политической сфере наиболее важным событием последних лет стало подписание в августе 2010 г. в ходе государственного визита президента Д. Медведева в Армению дополнительного протокола к Договору 1995 г. о порядке функционирования российской военной базы на территории Армении. Согласно этому документу расширилась географическая сфера ответственности дислоцированной в Армении 102-й российской военной базы, включающая уже всю территорию Армении (а не только вдоль периметра бывших границ СССР с Турцией и Ираном, как в прежней редакции договора), а также увеличилась длительность ее нахождения. Кроме того, в соответствии с протоколом Россия взяла на себя обязательство обеспечивать Вооруженные силы Армении современным и совместимым вооружением и военной техникой. В Армении склонны интерпретировать подписание этого документа как гарантии безопасности и военной помощи со стороны России в случае войны с Азербайджаном.
В целом в связи с карабахским урегулированием надо напомнить, что Россия начиная с 2008 г. взяла на себя инициативу (по согласованию с другими сопредседателями Минской группы) по организации встреч и переговоров между президентами Армении и Азербайджана, последняя из которых состоялась 24 июня 2011 г. в Казани. В итоге все эти встречи закончились без видимых результатов, однако однозначно способствовали продолжению переговорного процесса, несмотря на бескомпромиссность конфликтующих сторон (например, провал казанской встречи был обусловлен тем, что президент Азербайджана И. Алиев отказался подписать базовые принципы, разработанные при участии МГ ОБСЕ, предусматривающие в том числе урегулирование конфликта на основе проведения референдума среди населения Нагорного Карабаха относительно его будущего статуса).
В финансово-экономической сфере Россия является крупнейшим инвестором в экономику Армении, объем сделанных инвестиций приближается к 3 млрд долларов, товарооборот между Арменией и Россией по итогам 2011 г. приближается к цифре в 1 млрд долларов. В ходе последнего государственного визита президента Армении в Россию в октябре 2011 г. была достигнута договоренность о более активном экономическом сотрудничестве двух стран, особенно в развитии транспортной и энергетической инфраструктур. Приоритетные в перспективе сферы сотрудничества – содействие России в строительстве новой АЭС в Армении, участие российских фирм в модернизации и строительстве новых веток автомобильных и железных дорог, в том числе из Армении в Иран, сдача в эксплуатацию нового 5-го блока Разданской ТЭС, которая позволит осуществлять масштабный экспорт армянской электроэнергии в Иран и в другие страны региона, проекты в сфере ИТ и высоких технологий, развитие военно-промышленного комплекса Армении.
Культурное и гуманитарное сотрудничество двух стран является существенным фактором, сказывающимся на политических и экономических отношениях двух стран. В Армении действует совместный Армяно-Российский (Славянский) университет, который играет активную роль в системе высшего образования страны. Ввиду общего исторического прошлого важную роль в армяно-российских гуманитарных контактах играет также многочисленная армянская диаспора, проживающая в России (в настоящее время, по экспертным оценкам, эта цифра может приблизиться к 1,8 млн человек).
Сотрудничество в рамках действующих на постсоветском пространстве организаций (СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС), а также международных структур (ООН, ОБСЕ, Совет Европы и др.) также является существенным элементом двустороннего сотрудничества. Ввиду доверительных и даже союзнических военно-политических отношений между двумя странами Армения и Россия стремятся координировать свои действия на международной арене по важнейшим вопросам, начиная с трибуны ООН и кончая форматом ОБСЕ.
В ближайшей перспективе, как нам представляется, и в политической сфере, и в вопросах сотрудничества на международной арене особых изменений в армяно-российских отношениях не ожидается. Возможно уточнение позиций в вопросах отношений двух стран с ЕС, а также с региональными странами (Иран и Турция). Предполагается, что по итогам президентских выборов в России в 2012 г. Москва в целом сохранит преемственность своей политики на Южном Кавказе, хотя возможно некоторое ужесточение позиции России в регионе, в частности, в отношениях с Грузией.
Кстати, большее вовлечение Москвы в политические процессы на Южном Кавказе с учетом предсказуемого стиля ожидаемой новой администрации вполне исходит из интересов самой Армении – и как военно-политического союзника Армении, и исходя из приоритетов сохранения баланса сил в регионе на фоне неизбежного снижения американского влияния в регионе. Как известно, «свято место пусто не бывает», а так как Европейский союз вряд ли сможет своей «мягкой силой» в обозримом будущем играть роль гаранта региональной безопасности, особенно на фоне усиления Турции, то Москва при некоторых обстоятельствах, вероятно, сможет активизироваться на Южном Кавказе, обеспечивая характерный военно-политический баланс среди региональных игроков.
В сфере военно-политического сотрудничества важнейшим элементом станет продолжение военно-технического сотрудничества двух стран. Россия, как страна, не заинтересованная в возобновлении боевых действий в зоне карабахского конфликта, традиционно будет пытаться сохранять военный баланс между Арменией и использующим свои доходы от продажи энергоресурсов Азербайджаном в продолжающейся региональной гонке вооружений.
В переговорном процессе вокруг карабахского урегулирования может наступить некоторая пауза. Кроме факторов, которые влияют на это непосредственно из зоны конфликта (стабилизация статус-кво, начинающийся новый электоральный цикл как в государствах региона, так и в странах – сопредседателях МГ ОБСЕ), это связано также с возможной сменой приоритетов в самой России – главного локомотива переговорного процесса после осени 2008 г.
Новый президент России (предсказуемость очередных президентских выборов в России дает нам корректную и легитимную возможность даже не называть имя данного политика) скорее всего не захочет продолжать инициативы своего предшественника Д. Медведева по организации безрезультатных встреч своих армянского и азербайджанского коллег и не будет ставить под удар свою репутацию в заведомо безнадежном предприятии. Тем не менее, более чем очевидно, что и в 2012 г., и в последующий период Россия (совместно с США, Францией и ЕС) будет держать под пристальным контролем ситуацию в зоне конфликта для недопущения ее дальнейшей эскалации и возобновления нового витка насилия.
В экономической сфере продолжится реализация согласованных проектов, особенно в сфере инфраструктур, однако ее эффективность будет зависеть как от перспектив некоторой нормализации российско-грузинских отношений, так и финансово-экономических возможностей самой России в 2012 г., особенно в случае нового витка мирового кризиса.
Подводя итоги, можно констатировать, что в ближайшей перспективе отношения Армении и России не будут характеризоваться особыми переменами и форс-мажорными ситуациями с сохранением преемственности сотрудничества по традиционным сферам взаимного интереса. Прагматизм и предсказуемость – основные характеристики межгосударственных отношений двух стран за предыдущие два десятилетия – будут сохраняться и в обозримом будущем.
Сергей Минасян - руководитель департамента политических исследований Института Кавказа, Ереван
Армения дипломатия Россия экономика