Карахач. Безжизненная дорога жизни
Публикации | Лусине КЕСОЯН (Армения) | 30.11.2011 | 17:18
Самая короткая дорога, ведущая из второго города Армении Гюмри в столицу Грузии, сегодня закрыта. Закрыта она вовсе не вследствие блокады, ее не закрывали ни азербайджанцы, ни тем более турки: дорога эта проходила через горный перевал Карахач (в народе больше распространена форма Гарахач или Гарагач), который сегодня бесхозен и забыт.
Карахачская дорога, однако, имела не только межгосударственное, но и исключительное внутриреспубликанское значение. С ее помощью поддерживали связь северные села двух опять же северных областей Армении – Ширака и Лори. Сегодня они лишены сообщения: чтобы поехать друг к другу в гости, жители двух сел - Ашоцка и Ташира, расположенных на расстоянии 20 километров, вынуждены ехать не 15-20, а почти 120 километров (чтобы попасть в Какавасар, житель Мецавана должен проехать через Степанаван в Ванадзор и Спитак, оттуда в Гюмри и только потом – на север). Карахачская дорога была лучшей альтернативой - так сказать, прямым путем.
Эту дорогу издавна называют дорогой Карахача (народ объясняет этимологию слова так: Карахач – Черный крест, кара – черный, хач – крест) или Гюрджи йол (от слов Гюрджи – Грузия и йол – дорога). Карахач представляет собой перевал, пронизывающий горные хребты Джавахк и Базум, и находится на высоте 2273 метров над уровнем моря. С древних времен из Ширака в столицу Грузии ездили по двум дорогам: одна проходила через Джаджурский перевал и вела в Тифлис через нынешний Спитак и Ванадзор, а другая пролегала через Ашоцк-Ташир. Как известно, северные районы Армении в торговых и иных целях больше контактировали с Грузией, предпочитая решать свои вопросы в южных населенных пунктах соседнего государства или в Тифлисе, а не добираться до Еревана. Это и сегодня так. И поскольку через Карахач Тбилиси ближе, чем через Ванадзор, то до открытия в конце 1890-х железной дороги Тифлис-Александрополь сообщение осуществлялось главным образом через Карахачскую дорогу.
При всех своих преимуществах эта дорога имела один недостаток, сыгравший немалую роль в ее закрытии: именно оттого что карахачская местность находится на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря, там постоянно дуют ветры, да и зима наступает быстро. Бывало, снег там выпадал даже в июне. Из-за обильного снега дорога становилась непроходимой, что и стало главной причиной того, что ее предали забвению. В советские годы там проходила дорога республиканского значения Ленинакан-Калинино.
КАРАХАЧ И ФРАНКИ
Помимо важного межгосударственного и внутриреспубликанского, Карахачская дорога имеет еще одно гораздо более существенное значение: она связывала «франков» Армении и Джавахка. «Франками» в Армении называют армян, обращенных в католичество, которые составляют значительную часть населения северных областей страны. Так, по одну сторону Карахача находится одна часть франкских сел (гукасянских), по другую – другая (таширских).
Самыми крупными франкскими общинами Ташира являются Шахназар (в настоящее время – Мецаван) и Сарчапет. Самые богатые франки Армении – Самвел Карапетян (Калужский Само) и его брат Карен Карапетян, руководитель президентской администрации, – родом из Шахназара. Здесь же родился и один из видных представителей армянского языкознания академик Геворг Джаукян. А Сарчапет – малая родина владельцев компании «Сигарон» Погосянов и заслуженного артиста РА, профессора Товмаса Погосяна.
В райцентре Ташира тоже есть армяне-католики, однако основную часть населения здесь составляли молокане, в течение последних двадцати лет в массовом порядке выезжающие в Россию. Раньше здесь находились так называемые лесные угодья царского двора, где в 1830-40гг. заселили русских сектантов-молокан. Для молокан Калинино карахачская дорога также имела жизненно важное значение: она помогала им поддерживать связь с проживающими в Грузии представителями другой русской религиозной общины – духоборами.
В вышеназванных северных районах Армении приверженцы Армянской апостольской церкви составляют меньшинство. Франкские села являются как бы закрытыми зонами: здесь исповедуют свою веру, живут по своим правилам и обычаям, а с армянами-григорианцами общаются постольку, поскольку... К примеру, в Калинино-Ташире много лет не было апостольской церкви. В последние годы ее построили, однако церковь, можно сказать, практически не действует, поскольку франки не ходят в апостольскую церковь, они собираются в Доме культуры бывшего райцентра. А молокане решают связанные с религией вопросы по-своему, так что апостольская церковь здесь отодвинута на задний план. Кстати, после крушения советского строя католики здесь активизировались: исповедовавшее атеистическую идеологию советское государство притесняло как григорианцев, так и католиков, однако интересно, что в советский период ни одна католическая церковь не была разрушена: священнослужителей перебили, а церкви не тронули. В годы независимости одновременно с вторжением сектантов в Армению проникли и католики. Сегодня они осуществляют в Ташире довольно активную деятельность, претворяют в жизнь различные социальные программы, раздают пособия, вследствие чего местное население постепенно отказывается от животноводства, продает или режет скот, предпочитая жить на предоставляемые католиками пособия. Здесь, как и во многих других селах Армении, главная надежда – гастарбайтерство. И это при том, что Ташир был лидером сыроделия Советской Армении, - знаменитый сыр «Лори» создали именно калининские сыроделы.
В западной части Карахача, в Ашоцком районе Ширакской области (бывший Гукасянский район), находятся села франков – Мец Сепасар (отсюда родом руководитель Военной академии имени В.Саркисяна, генерал Мартик Карапетян), Казанчи (уроженцами этого села являются некоторые видные ученые – академики В.Микаелян, С.Арутюнян, а также бывшие министры Меружан Микаелян и Акоп Мовсес), Сизавет, Бавра, Арпени, Тавшут и другие.
Итак, жители франкских сел, основанных в восточной и западной частях Карахача еще в 30-е годы 19 века, поддерживали друг с другом связь посредством карахачской дороги. Именно по ней они ходили друг к другу в гости, забирали невест, отправляли приданое и так далее. А франки, как известно, не создают браков вне своей общины, - они родняются только с франками, а армян-григорианцев считают людьми иной веры. Впрочем, приверженцы Армянской апостольской церкви также считают франков иноверцами. Межконфессиональных браков практически не заключалось. Исключения, конечно же, были. Так, есть одна любопытная история, связанная с родом генерала, героя афганской войны, бывшего военкома Артюши Арутюняна. Арутюнян принадлежит к роду известного Арутика из села Гетк (Дарли) бывшего Ахурянского района, однако до генерала Арутюняна главным героем этого рода была бабушка Вардитер.
Между Сепасаром и Красаром, на равнине, неподалеку от места слияния речки Ашоцк и реки Ахурян, есть святое место под названием Джермукнер. В праздник Вардавар здесь собирались все армяне Ширака – католики и григорианцы. Они весело справляли праздник: пели, танцевали, сплетали венки. И вот в один из таких дней прибывшая из Дарли Вардитер увидела, как танцует внук Крут Арутюна из Сепасара, красавец Мкртыч. Молодой человек понравился девушке. Вардитер была помолвлена с другим. Однако она сообщила своей сестре, вышедшей замуж в селе Кзлхоч (бывший райцентр Ашоцка), что ей понравился Мкртыч. «Можешь сделать так, чтобы этот красавец похитил меня?» - спросила она у сестры. Та ответила, что, мол, дело это нехитрое. И Вардитер добилась своего: ее выкрали.
Родители девушки не могли смириться с тем, что их дочь похитил франк, и вместе с приставом отправились в дом молодого человека. Поднялся большой шум, жених, дабы не быть схваченным, спрятался в сеннике. Вардитер же, видя что дело плохо и любимого могут схватить и наказать, выходит к прибывшим и заявляет: «Я сама так пожелала, приняла католичество, это мое решение. Вам-то что?» В роду сепасарских крутов эта история передается из поколения в поколение, а Вардитер стала героем рода.
Так, на протяжении десятилетий у франков укоренилась традиция воздерживаться от смешанных браков. Причем в этих селах издревле установилась достаточно интересная схема выдачи девушек замуж и приема в своих домах невесток. Схема эта не нарушалась. Жители одного села выдавали девушку замуж за жителя другого, но не приводили оттуда невест. Схема эта действовала не только в селах, лежащих к востоку и западу от Карахача, - к ней прибегали и франкские общины Ширака, находящиеся к югу от Гюмри. Аревикцы приводили невесток в основном из Мец Сепасара, между тем своих девушек выдавали замуж только в Панике или Ланджике. Паникцы могли приводить невесток из своего главного села, к примеру, из общины Хештиа Богдановки (ныне – Ниноцминда). Это было самое крупное село тамошних франков, жители которого пришли из Мушского Джодж Кара, Кюлли, откуда происходят и паникские Кушкяны (род нынешнего министра здравоохранения). Так что между франками Джавахка и Ширака существовала прочная вековая связь: общими были как язык (мушский или алашкертский диалект), так и вера.
В схему заключения браков входили также франкские села Ташира. Порядок заключения браков исключительно между собой и стал основой постоянной прочной связи между франкскими селами. Правило, по которому девушек выдавали замуж в том или ином селе, но невесток оттуда не приводили, также строго соблюдалось, так как в этом случае одно из сел становилось главным, а нарушение установленного порядка могло привести к деградации поколения. У франков все было рассчитано, а порядок установления родственных связей объяснялся присущим армянам стремлением не заключать браков между собой вплоть до «седьмого колена».
Итак, главным свидетелем на всех свадебных церемониях франков был Карахач. Даже угроза не выбраться из бурана не останавливала людей, и хотя таких случаев было немало, тем не менее, дорога была одна и проходила она через Карахач.
С окончательным закрытием Карахача франкские села оказались в катастрофическом социально-культурном положении. Прервалась связь между селами. Родители, выдававшие своих дочерей замуж в другие села, не имели возможности их навещать, дедушки и бабушки не могли видеть своих внуков. В таком же положении оказались и молодые невестки. Закрытие Карахача окончательно прервало связи между франками на севере Армении, ведь преодолевать 120 километров (вместо 15-20-и) - они были не в состоянии.
ПОЧЕМУ ЗАБЫТ КАРАХАЧ?
Проходимость карахачской дороги ухудшилась в 80-е, но окончательно она закрылась в 90-ые. Наряду с социально-экономическими трудностями независимость ввергла северные села Армении еще и в социально-культурный кризис. По мере того как государство постепенно становилось на ноги, восстанавливались и разные коммуникации. Многие дороги были отремонтированы на средства корпорации «Вызовы тысячелетия – Армения» и фонда «Линси». Государственные структуры указывали на подлежащие восстановлению и требующие финансирования дороги, а международные организации предоставляли средства. Так были восстановлены дороги Гюмри-Апаран, Гюмри-Армавир, многочисленные дороги муниципального значения, между тем как карахачская осталась в прежнем состоянии, а ведь она не менее важна, чем дорога Гюмри-Армавир.
Интересно, что думают об этой дороге в министерстве транспорта и связи? На наш запрос, адресованный министру транспорта и связи Мануку Варданяну, в министерстве отреагировали достаточно оперативно, однако в его ответе не было ничего обнадеживающего для жителей этих районов. Пресс-секретарь министра сообщил, что в программы этого года дорога не включена, тем не менее, однако, сказал кое-что внушающее оптимизм: в министерстве разработана программа восстановления дорог, в соответствии с которой планируется отремонтировать грунтовым методом порядка 2000 километров. Работа в рамках этой программы начнется уже в этом году, так что, возможно, в будущем очередь дойдет и до Карахача. Ну а пока этот желанный момент не настал. Напомним ответственным должностным лицам о следующем:
1. Дорога Гюмри-Ташир имеет важное стратегическое значение как параллельная магистрали Север-Юг транспортная артерия, ибо участок Гюмри-Бавра этой магистрали находится очень близко к армяно-турецкой границе и путь через Карахачский перевал при необходимости может принять транспортный поток в северном направлении;
2. Карахачский перевал расположен намного ниже, чем, скажем, Хачский на Военно-грузинской дороге (2384 м.) и уж тем более Селимский (2410 м.), который постоянно ремонтируется и эксплуатируется;
3. Использование карахачской дороги позволит в определенной степени облегчить бедственное положение сел так называемого «Ущелья» в Ашоцком районе, которые больше других пострадали от землетрясения и сегодня находятся на грани вымирания. Причина – тупиковая ситуация: с годами эти села все больше изолировались от внешнего мира, были брошены и забыты всеми, не говоря уже о множестве самых разных проблем – от оползней до неспособности решить тот или иной вопрос.
СТОИТ ЛИ ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ НА РЕМОНТ ДОРОГИ?
Из-за отсутствия дороги в упадок пришла и сама территория, и это при том, что мы имеем дело с неповторимым природным и историческим памятником. Каким образом эта местность до сих пор осталась девственной и нетронутой, остается необъяснимым. Она не просто богата, а сверхбогата минеральными водами. В советские годы здесь проводились интенсивные буровые работы, пытаясь найти нефть, а находили лишь минеральные источники.
Эта территория не только обогатит и пополнит отечественные бренды минеральных вод – «Джермук», «Дилижан», «Бжни» и т.д., – но и станет настоящей находкой для сферы туризма, объявленной правительством приоритетной. Тут есть все условия для создания зимнего курорта. Летом здесь также неописуемо красиво. Тянущиеся на километры альпийские луга – это не только красота, радующая взор и привлекающая туристов редчайшими видами цветов, но и настоящая мечта фермера. Не так давно Всемирный банк предоставил нашему правительству 16млн долларов якобы на восстановление пастбищ. Между тем эти девственные луга, не требующие ни одного доллара, не используются, ибо недоступны местным жителям.
На одном из последних заседаний правительства исполнительная власть предоставила министерству территориального управления РА 550.590.7 тысяч драмов в целях благоустройства коммуникаций межобщинного значения. Эти дороги будут ремонтироваться грунтовым методом, однако Карахач, по всей вероятности, не попадет в их число. Как этой дороге «удается» быть до такой степени проигнорированной и забытой, просто диву даешься. Удивляет и безразличие к ней со стороны бывших сельчан - сегодняшних богачей, когда-то не раз проезжавших этой дорогой. Из названных нами сел вышли немало богатых людей, которые как никто другой хорошо знают, что значит карахачская дорога для местного населения. Но странно, что за все эти годы ни одному из них не пришла в голову мысль о том, чтобы привести в порядок хотя бы километровый участок этой дороги. На недавней церемонии вручения национальной премии «Ташир», наделавшей столько шума, с легкой руки шахназарца Самвела Карапетяна квартиры получили «яркие звезды» армянского шоу-бизнеса, отнюдь не нуждавшиеся в жилье. Конечно, никто не вправе судить Самвела Карапетяна, ибо человек может тратить свои деньги так, как ему хочется. Однако нельзя не сказать о том, что на эти деньги Карахач скорее всего можно было бы привести в порядок. Нельзя не отметить и то, что Карахач можно было бы реанимировать и на средства, распыляемые под видом восстановления пастбищ. Однако, как видим, у Армении (как и у ее уроженцев) несколько иные приоритеты...
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Ситуация, которая создалась с закрытием карахачской дороги, является ярким доказательством дефицита интеллектуальных и трудовых способностей у властей РА. В любом хозяйстве, будь то государство или маленький бизнес, есть золотое правило: планировать расходы по мере необходимости и степени важности. Иными словами, сперва следует позаботиться о питании, оплате света, газа и других коммунальных услуг и только потом, в случае излишка денег, можно думать о казино, борделях и других не столь необходимых расходах. Если же происходит обратное, значит, хозяйствующего субъекта можно назвать бездарью. Начиная с 1991г. в Армении мы не видим никакой продуманности и целенаправленности, в противном случае карахачская дорога давно бы функционировала, не были бы прерваны вековые межобщинные и межличностные отношения, духовная связь, экономические отношения. Если же кто-то считает, что карахачская дорога менее важна для Армении, чем, скажем, пастбища, якобы восстанавливаемые на средства Всемирного банка, или ремонт ереванских улиц (за счет фонда «Линси»), или другие многомиллионные, далеко не первоочередные расходы, то его место – в правительстве Тиграна Саркисяна, рядом с Тиграном Давтяном, Ваче Габриеляном, Нерсесом Ерицяном и другими вундеркиндами, «вселенские» мысли которых способны не удивить или восхитить, а напротив, - вызвать желание в отчаянии наложить на себя руки...
Лусине КЕСОЯН - политический обозреватель портала www.nationalidea.am
Опубликовано: Национальная идея (Ереван). – 2011. - № 5.
Армения коммуникации