Выборы: исправление ошибок
Публикации | Нана ДЕВДАРИАНИ | 29.11.2011 | 13:56
Каждые выборы в Грузии напоминают домашние задания первоклашек, которые они выполняют (по крайней мере, так было в моем детстве) после классных письменных работ; это называлось «Исправлением ошибок» и детишки исправно переносили на чистый лист исправленную учителем работу. В случае выборов картина точно такая же, с тем отличием, что «Национальное движение» после проведенных выборов тщательно анализирует допущенные промахи или возникшие проблемы и не откладывая дело в долгий ящик, принимается за исправление ошибок в избирательном кодексе.
Как правило, оппозиция каждый раз бывает неготова к подобным исправлениям и реагирует слишком поздно. Впрочем, даже если бы они реагировали мгновенно, изменить что-то, скорее всего не удалось бы; у правящей партии в парламенте конституционное большинство, которое исправно голосует по команде президента. Но заботясь об имидже, «Национальное движение» не ленится заручиться поддержкой части оппозиционных партий, которых множество и всегда найдется несколько, которые в обмен на обещание подсобить наследующих выборах, охотно подписывают «непристойные предложения» правящей партии.
Примером подобных «соглашений» является последний проект изменений в избирательный кодекс, который является прямым следствием проблем, возникших у «Нацдвижения» на последних выборах. В частности, Народный защитник Грузии (Ныне лидер партии Окруашвили - Созар Субари) после местных выборов 2010 года вытребовал записи «видеоглаза», которые были установлены на каждом участке. В нарушение закона ему эти записи не предоставили, т.к. они содержали вопиющие нарушения избирательных процедур. Дабы избежать подобных неприятностей на следующих выборах, правящая партия в сентябрьском проекте поправок в избирательный кодекс уточнила: видеоглаз на участках не будут устанавливать.
При этом они искусно воспользовались обеспокоенностью Венецианской комиссии двухлетней давности по поводу возможного нарушения принципа тайны голосования. Этот хрупкий аргумент основывался на том, что выбор избирателя должен быть тайным, а присутствие камеры у них может вызвать подозрения, что их можно контролировать. Оставим разговоры о том, что контролировать избирателя правящая партия умудряется и без видеоглаза, - тут важно то, что кроме видеоглаза, отказываются и от процедуры маркировки избирателя, при помощи которого должны были быть исключены случаи повторного голосования. Также Центральная избирательная комиссия более не отвечает за составление списка избирателей и даже не обязана публиковать его.
Проект изменений насчитывает 140 листов. Проблема в том, что в отличие от правящей партии, оппозиция не обладает ни человеческим ресурсом, ни хотя бы систематически работающей группой экспертов или специалистов, которые анализировали бы результаты очередных выборов, допущенные ошибки и просчеты, выявляли бы слабые звенья избирательных штабов и комиссий всех уровней. Серьезно анализировать проект поправок им тоже недосуг, - политические процессы не оставляют времени для работы над документами. Международные организации, словесно поддерживая политические партии, в отличие от «революционного» 2003 года, не находят нужным финансировать такие проекты, как тренинг по избирательным процедурам и анализ избирательного законодательства.
Преимущества правящей партии закрепляются на законодательном уровне. Сокращается перечень тех должностных лиц, которые обязаны подать в отставку, если баллотируются в парламент (от этого обязательства, в частности, освобождаются члены Комиссии стандартов бухгалтерского учета и всех государственных регулирующих комиссий), Проект более не содержит обязательной нормы для окружной комиссии - пересчитать бюллетени избирательного участка, если результаты этого участка могут повлиять на исход выборов. Что уж говорить о видеоглазе, если лицо, находящееся на избирательном участке, по новому проекту не имеет права на фотосъемку! Ведь многие нарушения были преданы гласности при помощи снятых кадров с мобильного телефона! Расширяется список тех должностных лиц, которые могут вести агитацию (не следует уточнять, в пользу какой политической силы они будут агитировать).
Так как о незаконности увеличения количества членов парламента со 150 до 190 (в нарушение результатов референдума 2003 года, которые находятся в законной силе) я уже писала, не буду повторяться. Чисто политическое решение было принято в результате сговора правящей партии и нескольких политических партий, зовущихся оппозицией и в проекте поправок из предполагаемых 190 мандатов распределяются следующим образом: 83 - мажоритарные, а 107 - пропорциональные. Кстати, эта поправка требует и поправки в конституции. В нынешней редакции кодекса 150 мандатов распределялись поровну - 75 на 75. Учитывая то, что в Грузии выборы на сегодняшний день проводятся в 75 избирательных округах, увеличение количества мажоритариев вызвало еще одну поправку: округа, в которых количество избирателей превышает 100 тысяч, будут разделены и будут добавлены еще 10 одномандатных округов. По одному мандату будут добавлены в городах Рустави, Гори, Кутаиси, Зугдиди и Батуми, атакже в тбилисских районах - Сабуртало, Исани, Самгори, Надзаладеви иГлдани. Существующая разница, скорее всего - за счет упразднения округов Лиахви и Ахалгори, в которых выборы проводились вплоть до войны 2008 года.
По новой конституционной модели, которая вступает в силу с конца 2013 года, кандидат в премьер-министры должен получить поддержку более половины членов парламента, т.е. - 96 депутатов. По новой же конституции необходимо две трети голосов для преодоления вето президента. В случае 190 депутатов это 127 голосов, а для преодоления вето президента по кандидатуре премьер - министра необходимо три пятых голосов, что составляет 114. В нынешнем парламенте правящая партия имеет 119 мандатов, 71 из которых - мажоритарии, прошедшие в парламент по системе «победитель получает все». 48 мандатов правящей партии- получены по пропорциональной системе с поддержкой 59, 18 % избирателей.119 мандатов составляют 79,3 % состава парламента, т.е. правящая партия получила на 20 % мандатов больше, чем получила голосов на выборах.
Если взять за основу эти результаты парламентских выборов 2008 года, то в следующих выборах 2012 года, при количестве 190 мандатов «Национальное движение» будет контролировать 70 % парламента. Это, конечно, меньше, чем сейчас (79,3 %), но по-прежнему превышает количество полученных голосов в пропорциональных выборах. Поэтому и требовали оппозиционные партии поднять барьер в мажоритарных округах с 30 % до 50 %, но правящая партия на это, разумеется, не пошла.
Проект поправок не содержит ни одного пункта, который должен был обеспечить улучшение избирательной среды. А ведь именно для этого и начались переговоры между правящей партией и «оппозиционной восьмеркой». Две политические партии из восьмерки пошли на сговор и тем самым обеспечили демократический фасад «Национальному движению» в глазах международной общественности; в конце концов, никто не обязан досконально знать подоплеку политических процессов в Грузии. Достаточно и того, что несколько «оппозиционных» партий подписали соглашение с правящей силой.
Правящая партия сдержала обещание и кроме перечисленных выше поправок внесла следующие: верхний предел пожертвований в избирательные фонды для физических лиц увеличивается с 30.000 лари до 60.000, а для юридических - с100.000 до 200.000 лари. Но ведь вся проблема в том, что бизнесмены боятся финансировать оппозицию из-за возможных притеснений, у правящей же партии были проблемы с легализацией обильного финансирования. Таким образом она улучшила собственное положение, а не оппозиции, которой из страха сейчас уже не перечислят сумму в два раза больше. К примеру, на местных выборах 2010 года 5 партий, которые преодолели 5 %-ый барьер, затратили на предвыборную кампанию приблизительно 16 миллионов лари, из которых 90 % потратила правящая партия. Кому станет легче от увеличения предела пожертвований, ясно по эти цифрам.
Каждая партия, преодолевшая 5 %-ый барьер, получит 1 миллион лари, из которых 300.000 должно быть направлено на оплату телевизионной рекламы. Ввиду того, что парламентские выборы проводятся по всей стране, реклама нужна на тех каналах, которые покрывают всю страну, т.е. национальных. А они «национальны» не только по распространению сигнала, но и по идеологии. Это целевое финансирование является дополнительным вливанием для телекомпаний, контролируемых правящей партией.
По новому проекту создается специальная комиссия, в которую войдут представители власти, оппозиции и неправительственного сектора на паритетных основах. Руководить комиссией будет представитель оппозиции. Финансироваться комиссия будет из государственного бюджета. Комиссия до 1 июля 2012 года должна перепроверить списки избирателей, а ЦИК должен обеспечить необходимые поправки «на основе юридически обоснованных предложений». Еще один пункт - о медиамониторинге явно вставлен в текст соглашения для увеличения его объема; эта норма устанавливается действующим избирательным кодексом. Однако ранее медиа-мониторинг осуществляли и местные организации, а отныне это будут делать «компетентные иностранные или международные организации».
Сроки внесения исков избирательными субъектами в суд будут увеличены с 2 до4 дней. Субъекты шутят по этому поводу, что разница небольшая - откажет тебе «независимый» суд через два дня, или через четыре.
Невозможно проанализировать документ в 140 листов в одном докладе, но во- первых, жизнь всегда вносит свои поправки в любые намерения, а во-вторых, можно принимать идеальные поправки, но избирательная практика дело совершенно другое. Не теоретизируя, мы можем обратиться к примеру Бидзины Иванишвили, который в день официального визита президента Франции Николя Саркози объявил о своем намерении прийти в политику. Через несколько дней президент Грузии лишил его гражданства, якобы по причине того, что тот оказался (!) гражданином Франции. Однако, в том же заявлении, из которого власти Грузии узнали о его «тайном» гражданстве Франции, Иванишвили внятно сказал, что он отказывается от гражданства России и Франции.
Это политическое решение было вызвано той паникой, которая охватила политическое руководство Грузии, увидевшего, что вместо дискредитированной оппозиции на политической арене появился миллиардер, меценат, четко заявивший о том, что более не намерен мириться с режимом. «Когда видишь, что теряешь родину, все теряет цену, - и имущество, и деньги, и привилегированное положение», - сказано в его заявлении.
Выход из тени Бидзины Иванишвили вызвал эмоциональный подъем в грузинском обществе. Политическая оппозиция потянулась к нему. Саакашвили почувствовал реальную угрозу и стал делать судорожные движения. Он лишил гражданства не только самого Иванишвили, но и его жену Екатерину Хведелидзе, которой он же и предоставил двойное гражданство в июле 2004 года, когда она уже являлась гражданкой Франции и России. Судебные процесс по этому делу еще впереди. Арестовали несколько человек из ближнего круга семьи Иванишвили, разоружили его охрану, изъяли крупную сумму денег из его банка, обвинив в отмывании денег, начали запугивать людей, которые вот уже многие годы получают солидные стипендии от Иванишвили и т. д. (1)
Рассуждать после всего этого, насколько полезны новые поправки в избирательный кодекс для грузинской демократии - смешно. Если у власти находятся люди, не желающие от него отказываться никоим образом, включая выборы, подобные обсуждения теряют всякий смысл. Не случайно представители правящей партии по-своему трактуют высказывание Хилари Клинтон о том, что власть в Грузии должна быть передана демократическим путем. Они утверждают. что передача произойдет и в том случае, если у власти останется та же команда. Прошлогодние поправки в конституции тому и служат: Саакашвили, исчерпав президентский лимит, станет премьер-министром, но в отличие от Путина у него будут полномочия сегодняшнего президента и это «Национальное движение» пытается преподнести, как демократическую передачу власти!
Грузия на пороге больших перемен, но так или иначе, нормальная избирательная среда и избирательный кодекс будут необходимы любой власти, кроме той, которая собирается править страной вечно. Это мы уже проходили. Ничто невечно под луной, а тем более, принятые людьми законы. Завершу тем же, с чего начала: обсуждать и строить избирательный кодекс нужно не перед выборами, а постоянно. Меняется обстановка, политический климат, в конце концов, меняется время и запрос избирателя. До сих пор избирательное законодательство было служанкой правящей силы. Пора вернуть ему свою функцию: оно должно служить избирателю, чтобы он мог воздействовать на власть и менять его без больших потрясений.
______________________________
(1) Два письменных заявления Иванишвили были сделаны 7-ого исоответственно, 12-го октября, а последующие события произошли уже после нашей конференции, но на мой взгляд, они слишком красноречиво иллюстрируют политический процесс и избирательную среду. Поэтому я и предложила этот пример, дополнив мой доклад на семинаре пост фактум.
Источник: Грузия накануне выборов: правила игры (материалы семинара). Тбилиси, 2011
Грузия политика и право