Об освещении западными СМИ процесса подготовки к сочинской Олимпиаде и «черкесского вопроса» (сентябрь – ноябрь 2011 г.)
МЕРОПРИЯТИЯ | 24.11.2011 | 22:58
Западные СМИ традиционно уделяют достаточно большое внимание так называемому «черкесскому вопросу». Во многих публикациях соответствующая проблематика практически напрямую связывается с вопросами обеспечения безопасности запланированных на 2014 год Олимпийских игр в Сочи, который был «последней столицей независимой Черкесии перед тем, как Россия её завоевала». Так, со ссылкой на местные источники утверждается о причастности адыгских националистов к имевшему место год назад теракту на железной дороге в районе Сочи, причем этот факт непосредственно увязывается с недовольством по поводу проведения Олимпийских игр. В западных материалах подчеркивается негативное влияние Олимпийского строительства на экологическую ситуацию в регионе, а также обращается внимание на неофициальный запрет на участие компаний с Северного Кавказа в тендерах на строительные работы в районе Сочи. Видимо, из страха перед проникновением террористов рабочая сила из этнических автономий региона не будет привлекаться к реализации олимпийских объектов, что может не только вызвать рост межнациональной напряжённости, но и стать предметом пропагандистских наскоков.
Также отмечается активность так называемого «Имарата Кавказ» и его западного крыла, которое, по всей видимости, будет рассматривать Олимпийские игры 2014 года в качестве уникальной возможности для получения более широкой известности, и, возможно, выхода в глобальные масс-медиа. Подчеркивается, что «западное крыло» состоит из представителей адыгских народностей, которые постепенно становятся все более активными в так называемом «повстанческом движении», что создаёт предпосылки для сплочения воинственных исламистов и адыгских националистов (уже сейчас о вероятности подобного сотрудничества упоминается в контексте происходящего в Кабардино-Балкарии, где возможны рецидивы событий 1991, 1992-93 и 2005 гг.).
Называется и наиболее вероятная тактика – суицидальные самоподрывы, способные вызвать многочисленные жертвы среди гражданского населения. Способность российских властей гарантировать безопасность Игр расценивается как «крайне сомнительная», что подаётся в качестве весомой причины для возможного бойкота данного мероприятия со стороны США и Запада в целом. Более того, высказывается предположение, что, сосредоточив основные усилия на обеспечении безопасности в районе Сочи, российские власти ослабят внимание к «флангам» – таким городам, как Москва, Санкт-Петербург, а также к другим городам Северного Кавказа и остальной России. Поскольку за играми будет наблюдать весь мир, любой инцидент на российской территории вызовет негативную реакцию глобальных медиа и положительный пропагандистский эффект для так называемых «повстанцев», которые в очередной раз «докажут» неэффективность федерального контроля за внутренними районами российской территории.
Авторы ряда публикаций обратили внимание на перемещение 33-ей горной бригады, ставшей частью недавно сформированной 49-ой армии, из дагестанского Ботлиха в центр Адыгеи Майкоп. Приводится штатная численность данной бригады – 2300 чел. (при фактической 75-процентной укомплектованности – 1725 чел.). В качестве возможной причины данной передислокации называется потребность усилить присутствие российской армии на северо-западном Кавказе в целях защиты олимпийского Сочи от возможных нападений. Отсюда следуют вполне понятные сомнения относительно эффективности привлечения армейских подразделений к борьбе с террористическим подпольем. Делается прогноз о возрастающей неустойчивости ситуации, усугубляемой якобы нежеланием Москвы идти на некий «компромисс» и встречным отчуждением со стороны черкесских активистов (1), которые выдвигают достаточно широкий спектр требований – от официального признания «геноцида черкесов» до «возвращения территорий» и «признания суверенитета». Приводятся данные Kafkas Associations Federation, согласно которым от 400 до 500 турецких граждан черкесского происхождения уже вернулись на свою историческую родину. В рамках требований по сохранению национальной и культурной идентичности говорится о предоставлении возможности черкесам давать национальные имена своим детям, а также тем местностям, которые они населяют (очевидно, что данное требование актуально применительно к турецким, а не к российским реалиям).
Черкесская проблематика последовательно вписывается в контекст событий на Ближнем Востоке, которые, как известно, предельно обострили межнациональные и межконфессиональные отношения в регионе. Нальчик является одним из тех мест, где почувствовали отзвук событий «арабской весны». Ливийские черкесы, проживающие в Мисурате и Бенгази (около 35 тыс. чел.), выступили против режима М. Каддафи; в разгар гражданской войны в стране представители нескольких черкесских организаций написали открытые письма Д. Медведеву с просьбой помочь ливийским черкесам, оказав содействие в их возвращении на Северный Кавказ. Отсутствие реакции на эти обращения стали поводом для воспоминаний о «косовском прецеденте», вообще-то не очень удачном (переселение примерно 200 косовских адыгов в 1998 г.) и обвинений России в «двойных стандартах» со стороны черкесских интернет-активистов.
Черкесская диаспора играет важную роль в ряде арабских государств. В Сирии черкесы (от 50 до 80 тыс. чел.) остаются нейтральными или находятся на стороне правительства президента Башара Асада (как и представители других меньшинств). По некоторым сообщениям, сирийские мятежники, стремясь вовлечь в свои действия жителей черкесских деревень (а их около 20), угрожали их жителям, предупреждая, что в случае прихода к власти «отправят [черкесов] обратно на Кавказ». Попытки черкесских активистов добиться на уровне российского правительства решения о приёме беженцев из Сирии, и ранее из Ливии остались безуспешными, что негативно влияет на имидж России, особенно на фоне того, что «Турция предприняла практические шаги, чтобы помочь черкесам в Сирии». Однако в случае обострения ситуации (а оно представляется практически неизбежным) нельзя исключать никаких сценариев. Можно вспомнить, например, недавнюю историю с косовскими сербами, обратившимися с призывом дать им российское гражданство (2).
Утверждается, что разрешение ситуации в Кабардино-Балкарии и содействие репатриации черкесов из Сирии и Ливии поможет изменить отрицательное отношение «черкесского мира» к Олимпийским Играм в Сочи и создать новый имидж России как современного и прогрессивного государства.
Прогнозируемое отсутствие реакции на соответствующие обращения со стороны сирийских черкесов (потомков «мухаджиров») может стать еще одним (пусть и косвенным) фактором экспорта ближневосточной нестабильности на Северный Кавказ, равно как и окончательной легитимации «черкесского вопроса» в качестве международного, а не сугубо внутрироссийского. Информационный акцент будет ловко смещен с действий поддержанных Западом «постанцев» в Сирии против этноконфессиональных меньшинств в этой стране на якобы имеющее место нежелание России «восстановить историческую справедливость»…
* * *
Таким образом, по мере приближения к 2014 году будут все более активно действовать тесно переплетающиеся друг с другом внутренние и внешние факторы. При этом роль внешних сил, стремящихся задействовать эффективные рычаги воздействия на Россию по различным вопросам, представляется если не определяющей, то чрезвычайно важной. Соответственно, без чёткой программы действий (не только в сфере безопасности, но и в сфере межнациональных отношений и гуманитарной политики) предстоящие Олимпийские игры могут обернуться достаточно существенными издержками.
Примечания
(1) Не остался незамеченным и факт смерти в Москве Назира Хапсирокова, занимавшего ряд ответственных постов в российском правительстве. Подчёркивается важное значение этой потери для черкесского сообщества на Северном Кавказе, поскольку она способна ослабить каналы связи между Кремлём и черкесскими активистами, стремящимися получить от Москвы уступки в обмен на спокойное проведение Олимпийских игр в Сочи.
(2) Реакции со стороны Москвы на это обращение нет и не будет, что станет для Запада, стремящегося ухудшить российско-сербские отношения, еще одним хорошим поводом поговорить об уходе России с Балкан и предательстве ею своих союзников.
Некоторые источники
North Caucasus Islamist Insurgency And Security Of Sochi Winter Olympic Games – Analysis // http://www.eurasiareview.com/04112011-north-caucasus-islamist-insurgency-and-security-of-sochi-winter-olympic-games-analysis/
Circassia: The Path to Peace and Reconciliation in the Caucasus // http://www.unpo.org/article/13522
Сочи-2014: когда Россия встанет с колен // http://www.voanews.com/russian/news/Sochi-Olympic-conflicts-2011-10-14-131843498.html
The influence of the Arab Spring on the Circassian World. PONARS Eurasia Policy Memo No. 180. September 2011 // http://www.gwu.edu/~ieresgwu/assets/docs/ponars/pepm_180.pdf
The Jamestown Foundation // http://www.jamestown.org/ (материалы по черкесской проблематике)
Genocide claims complicate Russian Olympics plans // http://www.reuters.com/article/2011/10/13/us-russia-caucasus-olympics-idUSTRE79C2ST20111013
По материалам: bs-kavkaz.org
Ближний Восток Россия Сочи-2014 черкесы этничность / этнополитика