Неожиданные итоги выборов в Южной Осетии: к руководству кавказской республикой может прийти женщина
ИНТЕРВЬЮ | Александр КРЫЛОВ | 15.11.2011 | 15:41
13 ноября в Южной Осетии состоялся первый тур президентских выборов. Во второй тур, который назначен на 27 ноября, прошли кандидат Анатолий Бибилов, поддерживаемый Москвой, и оппозиционный кандидат Алла Джиоева. Несмотря на наличие среди кандидатов значительного числа высокопоставленных чиновников – "кандидатов от власти", бывший министр образования республики Алла Джиоева смогла показать весьма достойный результат. О втором туре президентских выборов, репутации Эдуарда Кокойты и развивающейся демократии в Осетии рассказал Накануне.RU президент Научного общества кавказоведов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Крылов.
Эдуард Кокойты, бывший 10 лет президентом Южной Осетии, не смог принять участие в выборах, поскольку это был бы уже третий срок. В его отсутствие выборы пошли по весьма неожиданному пути. Конкуренцию главе осетинского МЧС Анатолию Бибилову, которому открыто оказывали поддержку высокопоставленные российские чиновники и которого называли преемником Кокойты, составила бывший министр образования, которая ранее была осуждена по обвинению в превышении полномочий и мошенничестве.
Набрав примерно равное количество голосов, они оставили за бортом политической гонки еще 9 кандидатов, среди которых были не только "технические" фигуры, но известные чиновники, парламентарии и силовики. По мнению экспертов, результаты второго тура прогнозировать очень сложно, поскольку поддержка Москвы и руководства страны не имеет в Осетии решающего значения.
На прежних выборах Москва поддерживала бывшего президента Южной Осетии Людвига Чибирова, а Кокойты выиграл вопреки этой поддержке, поэтому и здесь результат может быть весьма неожиданным, считает Александр Крылов.
Вопрос: В Южной Осетии состоялся первый тур президентских выборов. Как можно оценить их результаты, было ли ожидаемо, что именно эти кандидаты окажутся победителями первого тура?
Александр Крылов: Прежде всего, конечно, ожидаемо было то, что Бибилов получит хорошую поддержку, все-таки он считался фаворитом и избранником нынешнего президента. В Москве его поддерживали, причем поддерживали подчеркнуто – туда ездил глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин и высказывался в поддержку Бибилова. Не было никаких сомнений в том, кого поддерживают в Москве и кого поддерживает нынешний президент Южной Осетии. Он был преемником, хотя на эту тему было много рассуждений, в основном со стороны соперников Бибилова, которые пытались представить все в таком свете, что не совсем он преемник, а ситуация гораздо сложнее. А насчет второго победителя, Аллы Джиоевой, могу сказать, что это, конечно, достаточно неожиданно, потому что было несколько таких фигур, вполне сравнимых с ней по рейтингу, и то, что победила женщина в кавказском обществе, когда были более влиятельные политики-мужчины, которые не получили такой поддержки – это достаточно неожиданно.
Вопрос: По предварительным данным оба кандидата - и Анатолий Бибилов, и Алла Джиоева - набрали примерно равное количество голосов, около 24%. Какой прогноз на второй тур выборов можно сделать?
Александр Крылов: Здесь можно сказать, что второй тур выборов будет весьма интересен, потому что результат первого тура показывает, что реальная борьба идет. При этом, здесь итог не определяет то, кого поддерживает нынешняя власть югоосетинская, кого поддерживает Москва. Избиратель Южной Осетии учитывает мнение разных сторон, но, тем не менее, делает свой выбор. Нужно сказать, что и второй тур будет драматичным и борьба будет реальной. Это говорит о том, что демократия в Осетии развивается и это большое достижение югоосетинского общества. Надо сказать, что и на прошлых выборах Москва поддерживала Людвига Чибирова, а Эдуард Кокойты как раз победил вопреки мнению Кремля. Так что здесь могут быть самые разные варианты. Это говорит о том, что югоосетинское общество и республика достаточно самостоятельны и все попытки представить, что Южная Осетия – это просто "оккупированная территория" и Москва может там делать все, что хочет, не отвечают реальной действительности.
Вопрос: Эдуард Кокойты был Президентом два срока подряд. Как Вы считаете, чем он будет заниматься сейчас, останется ли в политике?
Александр Крылов: Тут сложно сказать. Его выражение на этот счет было достаточно туманным, он сказал, что "готов служить свое Родине". У меня такое впечатление, что благодаря этой предвыборной гонке и тем не очень чистым технологиям, которые использовались, рейтинг Кокойты может вырасти. Все-таки, очень большой упор был сделан на компрометацию своих соперников, а не на представление конструктивной программы, все программы были более или менее похожи и мало друг от друга отличались. А вот эта компрометация новых кандидатов, она послужила, по-моему, на пользу Эдуарду Джабеевичу (Кокойты, – прим. Накануне.RU ), потому что одно время на него был сделан очень сильный пропагандистский накат со стремлением максимально его скомпрометировать, но после этих выборов, я думаю, отношение к нему может сильно улучшиться, потому что на фоне этой войны компроматов он стал выглядеть как вполне достойный лидер своей республики.
Вопрос: Какие итоги можно подвести после 10-летнего президентства Эдуарда Кокойты? Для многих его имя связано с событиями 08.08.2008.
Александр Крылов: Самым главным достижением стало то, что Южная Осетия была признана Россией, что обеспечило ее выживание. Просто для югоосетин появилась гарантия их физического выживания. Все-таки, в течение 18 лет после распада Союза само существование югоосетин и Южной Осетии было под вопросом. Поэтому, то, что была одержана победа и Южная Осетия получила признание России – заслуга президента, и говорить о том, что он тут никакой роли не сыграл, просто глупо. Конечно, он сыграл большую роль, историческую. Результаты его правления могут оцениваться очень по-разному, но здесь важно понимать степень возможностей. Сейчас большинство кандидатов, да практически все кандидаты построили свою предвыборную кампанию как раз на том, что в Осетии сегодня все очень плохо, а мы, мол, придем и сделаем все хорошо. Это обычная логика кандидатов, но представлять себе ситуацию только на основании этой логики было бы неправильно. Все-таки, в Осетии есть большие достижения, самое главное – это то, что безопасность обеспечена и сейчас открылись все возможности для быстрого решения социально-экономических проблем. Надо просто создать механизм, который позволит эти проблемы решать. Пробуксовывание в решении этих проблем и вызывало главное раздражение в обществе, это раздражение во многом повлияло на окраску этой предвыборной кампании, когда все старались критиковать, но очень мало кто-то мог что-то предложить от себя по решению имеющихся проблем.
Вопрос: Параллельно с выборами состоялся референдум о статусе русского языка. Для чего он был нужен и почему оказался совмещен с президентскими выборами?
Александр Крылов: Можно сказать о том, что это могло быть направлено на повышение явки избирателей. Проблема русского языка касается каждого в республике, тем более, что республика многонациональна. Несмотря на все те события, которые уже произошли за это время, несмотря на массовый уход грузинского населения, тем не менее, республика многонациональна, а то, что русский язык может стать вторым государственным, гарантировало участие неосетинского населения. Но, все-таки, проблема здесь не только в том, что нужно было обеспечить явку, это еще и демонстрация курса Осетии на тесные отношения с Россией. И не зря один из вопросов, по которому были разногласия среди кандидатов, это вопрос о том, что главное для Осетии определиться с планами на будущее: будет ли это курс на вступление в состав России и объединение двух Осетий или же это будет период независимости, а может быть, переходный период к вступлению в Россию и объединению Осетий в рамках единой республики. Тут полного единомыслия не было, но то, что эти выборы прошли столь активно и население проголосовало и явка была высокой – все это показывает, что проблема языка, проблема будущего развития Осетии вызывает большой интерес. Народ хочет влиять на будущие перспективы Южной Осетии, и у избирателей действительно есть реальная возможность влиять, собственно, об этом говорят результаты выборов и то, что будет второй тур.
Сергей Табаринцев-Романов, по материалам: Накануне.ru
Южная Осетия