Осетинский эндшпиль
Публикации | Сергей МИХЕЕВ | 11.11.2011 | 21:34
Вопреки первоначальным ожиданиям многих экспертов, президентская кампания в Южной Осетии чем дальше, тем больше становится похожей на запутанную многоходовую шахматную партию. Острота противостояния растет по мере приближения даты самих выборов – 13 ноября. Именно в этот день жителям республики предстоит впервые после признания независимости Южной Осетии Россией в 2008 году избрать нового главу государства.
Важный нюанс нынешней президентской гонки: действующий президент Эдуард Кокойты, управляющий Южной Осетией с 2001 года в течение двух сроков подряд, согласно конституции, не имеет права баллотироваться в третий раз.
В этой ситуации естественным образом встал вопрос преемника. Для окружения югоосетинского президента, состоящего преимущественно из его родственников и давних соратников и, соответственно, стремящегося во что бы то ни стало удержать в своих руках рычаги управления республикой, оптимальным кандидатом на главный пост в стране представлялся генеральный прокурор Южной Осетии Таймураз Хугаев. И тому есть немаловажная в местных условиях причина – сестра главного прокурора республики замужем за братом президента Кокойты.
Одно время действующий глава Южной Осетии даже публично именовал Хугаева своим преемником. Однако, по информации из околовластных кругов в Цхинвале, после консультаций в Москве Эдуард Кокойты объявил о поддержке им совсем другого кандидата – главы МЧС Южной Осетии Анатолия Бибилова. Его же поддержала и правящая партия «Единство», выдвинув в качестве официального кандидата на президентских выборах.
Вскоре Бибилов стал лидером кампании, который пока опережает своих соперников, даже по собственному их признанию. Тому есть немало объективных причин. Одна из основных – кандидатура Анатолия Бибилова однозначно поддержана руководством России. Главный спасатель Южной Осетии был принят в Кремле и Белом доме, а в сентябре в Южную Осетию приехал руководитель администрации российского президента Сергей Нарышкин, который недвусмысленно продемонстрировал, на чьей стороне симпатии России.
Данное обстоятельство имеет для Южной Осетии весьма важное, если не решающее значение по вполне понятной причине – и для местного населения, и для российского руководства важно иметь здесь дело с новым ответственным и честным партнером в лице лидера республики, который сможет вывести Южную Осетию на путь устойчивого развития.
Однако интрига состоит в том, что Бибилов, судя по всему, не слишком устраивает окружение президента Кокойты. Точнее сказать, совсем не устраивает. Как не трудно догадаться, все по той же причине – он не член клана, а потому не пользуется доверием правящей группы.
Руководитель югоосетинского МЧС действительно заметно выделяется на фоне других представителей республиканской элиты. 41-летний кадровый военный, выпускник Рязанского училища ВДВ, однокурсник и друг главы Ингушетии Юнус-бека Евкурова, непосредственный участник всех грузино-югоосетинских конфликтов, Бибилов в 2008 году фактически с нуля сформировал министерство по чрезвычайным ситуациям только что признанной Южной Осетии. В условиях главного бедствия республики – тотальной коррупции – Бибилов смог сохранить репутацию человека некоррумпированного, чего не могут отрицать и его оппоненты. Известно, что, будучи министром, он до сих пор живет с семьей в обычной квартире в одном из районов Цхинвала. Предвыборная программа Бибилова «Осетинский прорыв» – едва ли не единственное представленное на суд избирателей в эту предвыборную кампанию четкое видение задач, стоящих перед республикой, и путей их решения.
В сумме – это не менее важная причина того, что Бибилов за короткое время стал фаворитом президентской гонки. В сегодняшних обстоятельствах, как говорят югоосетинские эксперты, поддержка действующего лидера мало что дает Бибилову, скорее наоборот.
В то же время ближайшее окружение президента Кокойты во главе с генпрокурором Хугаевым и родным братом югоосетинского лидера Робертом Кокоевым, по-видимому, решило так просто не сдаваться. Что и понятно, принимая во внимание ставки в этой игре: российские миллиарды, выделяемые на послевоенное восстановление Южной Осетии.
В связи с этим совсем не случайным выглядит появление в предвыборном шахматном раскладе в противовес официальному «кандидату от власти» Бибилову сразу нескольких новых фигур – первого вице-мэра Цхинвала Алана Котаева, главы госкомитета информации, связи и массовых коммуникаций Южной Осетии Георгия Кабисова и директора комбината хлебобулочных изделий Цхинвала Вадима Цховребова. Таких разных на первый взгляд людей объединяет одно – все они представители все того окружения действующего президента, его родственники или партнеры. Как предполагают наблюдатели, цель появления такого рода кандидатов на шахматной доске – оттянуть на себя голоса электората Бибилова с задачей максимум нанести ему поражение в первом же туре. Учитывая, что всего в президентском марафоне участвует 17 кандидатов (при 50 тыс. жителей республики), это способно серьезно осложнить положение лидеров.
Понимая исключительную важность российского фактора (как морального, так и материального), целый ряд претендентов на президентский пост объявляют именно себя «настоящими кандидатами Кремля». Их поддерживает ряд российских СМИ, намекая, что «не все так просто». Это должно создавать иллюзию того, что действительно все гораздо сложнее и «секретным кандидатом России» может оказать кто-то другой, а не тот, кого совершенно открыто поддерживает Москва.
В сентябре в Южной Осетии было инициировано создание «Осетинского народного фронта», выступающего за объединение Южной и Северной Осетий в составе России – понятно, тема сверхпопулярная в республике. Очевидна также параллель с Общероссийским народным фронтом, возглавляемым премьер-министром России Владимиром Путиным, также особо популярной фигурой в Южной Осетии.
Следующим шагом стала декларация о присоединении «Осетинского народного фронта» к ОНФ. О такого рода союзе в России никому ничего неизвестно, однако известно, что «Осетинский народный фронт» в середине октября вступил в ряды наспех созданной в Москве организации «Интернациональная Россия».
«Осетинский народный фронт» позиционирует себя как организацию сугубо аполитичную, однако действия ее руководителей говорят об обратном. Так, в начале ноября Народная партия Южной Осетии во главе со своим председателем Казимиром Плиевым заявила о поддержке кандидатуры Георгия Кабисова. К слову, Плиев является одним из главных лиц и соучредителей «Осетинского народного фронта», пытающегося, в том числе и через «Интернациональную Россию», прилепиться к образу российского премьера.
Вот только видимо Владимир Путин, судя по всему, ничего об этом не знает. 7 ноября он отправил в Цхинвал свое приветствие участникам Форума сторонников Анатолия Бибилова «Осетинский прорыв: единство, порядок, развитие», чем однозначно дал понять, кому именно из кандидатов он доверяет. Фурор произвело и сделанное на том же мероприятии официальное заявление первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам ветеранов и члена координационного совета ОНФ Франца Клинцевича о том, что создаваемые в Южной Осетии «фронты» никакого отношения к ОНФ Владимира Путина не имеют и используются в конъюнктурных предвыборных целях рядом кандидатов по пост президента республики.
Впрочем, надо заметить, что подобные игры стали уже традиционными для постсоветского пространства. В этом смысле до смешного показательной является ситуация с только что завершившимися президентскими выборами в Киргизии. С самого начала Кремль здесь ставил на премьер-министра Алмазбека Атамбаева. Однако его соперники – сначала их было 83 – дружно намекали, что «царь-то ненастоящий», а реальными фаворитами Кремля являются именно они.
Интересно, что в ключевой момент к команде одного из основных соперников Атамбаева, особенно активно убеждавшего всех в его поддержке Москвой, подключилась и группа российских интернет-СМИ. Кстати, примерно тех же, что и сейчас работают по Южной Осетии. Это обстоятельство тут же было преподнесено киргизскому обществу как однозначное доказательство российской поддержки.
Итог – 30 октября Атамбаев победил в первом же туре с результатом 63%. Два основных соперника набрали по 14%. Тайные покровители в Москве, если таковые были, так им и не помогли. Упомянутые российские сайты тихо свернули с этой темы – видимо, кончились деньги.
Как бы то ни было, очевидно, что югоосетинская партия входит в эндшпиль. Разобраться в ситуации избирателям будет непросто. В любом случае именно на предстоящих выборах будет положено начало новому этапу развития Южной Осетии. Каким будет это развитие зависит от выбора тех, кто придёт на избирательные участки 13 ноября.
Сергей Михеев - генеральный директор Центра политической конъюнктуры
По материалам: Трибуна
Южная Осетия