Сегодняшняя Грузия напоминает «Титаник»...
ИНТЕРВЬЮ | Хвича ТОЛОРДАВА | 07.11.2011 | 15:23
Одна из печальных примет нашего времени состоит в том, что бывшие братские республики СССР, ставшие в свое время «независимыми» государствами, все чаще и методичнее огрызаются в сторону России. Припоминают «старые обиды», выдумывают новые претензии, иногда даже вопреки здравому смыслу и международному праву, пытаются претворить в жизнь совершенно абсурдные идеи. К флегматичным выпадам прибалтийских республик мы уже вроде бы привыкли, но несколько лет назад с кавказским темпераментом за дело взялась Грузия. Мы успели повоевать друг с другом в Южной Осетии, ввели дипломатические и экономические санкции, время от времени вылавливаем грузинских шпионов. При этом тамошний президент Саакашвили даже и не думает снижать градус критики в адрес России. Более того, недавно была озвучена информация о размещении на территории Грузии военной базы США.
СКАЖЕМ откровенно, большинство наших соотечественников наблюдает за всем этим с досадой. Как же так, сотни лет мы жили в мире и дружбе, а тут нас всех разом записали в стан врагов? Думаю, у простых граждан Грузии возникает точно такое же ощущение. А еще нас не покидает мысль, что кто-то нарочно стравливает наши страны. Но будем рассуждать объективно, и, чтобы разобраться в том, что же происходит на самом деле, зададимся вопросом: как живет и о чем думает грузинский народ? Ответ на него мы нашли в Твери. Здесь живет и работает вице-президент Всемирного конгресса народов Грузии, доктор психологических наук, академик МАПН Хвича ТОЛОРДАВА. Он считает, что российско-грузинские отношения не испортились сами по себе. Их кое-кто испортил.
- Хвича Гурамович, для начала расскажите пожалуйста о Всемирном конгрессе народов Грузии, что это за организация, зачем она была создана и чем занимается?
- Наш конгресс объединяет представителей многонационального грузинского народа, живущих за пределами Грузии, а это практически полтора миллиона человек, и более 400 тысяч проводят активную работу в конгрессе. Наша основная задача - осуществлять коммуникацию, объединять выходцев из Грузии, сохранять нашу национальную и культурную идентичность. Ну и, наконец, отстаивать наши политические права, а с этим в Грузии сейчас большие проблемы. Выходцы из Грузии практически лишены возможности принимать участие в политической жизни своей родины. Все потому, что нынешнее руководство страны очень сильно политизирует ситуацию, члены конгресса, независимо от пола, возраста и социального положения занесены в «черный список», и въезд на родину им запрещен. Это просто возмутительно! Режим Саакашвили осложнил жизнь не только своим согражданам, но и испортил складывавшиеся веками отношения с Россией. История нагло и беспардонно переписывается. Я по образованию историк и с полной ответственностью заявляю (если взять временной промежуток между правлением Давида-строителя и царицы Тамары – XII век), что грузинские княжества были объединены в единое государство только после вступления в состав Российской империи. Это произошло на рубеже XVIII-XIX веков. К тому моменту народы Грузии стояли на грани исчезновения, поскольку на протяжении примерно пятисот лет весь регион выполнял функции буфера между исламской и христианской цивилизациями. Вхождение в состав империи спасло Грузию, укрепило ее, оформило как самобытную, автономную государственную единицу. С тех пор Грузия была основным форпостом российских интересов на Кавказе. Любой образованный человек это знает, но сейчас в умы внедряется совсем другая идеология, которая переворачивает все с ног на голову, свергает непререкаемые авторитеты. Например, один из великих грузинских царей Ираклий II, при царствовании которого был подписан знаменитый Георгиевский трактат о присоединении Грузии к России, нынче объявляется чуть ли не врагом нации. Все это очень печально.
- Как вы оцениваете заявления сената США о размещении на территории Грузии военных объектов?
- То, о чем вы говорите – есть беда всего грузинского народа, всей Грузии. Причину нужно искать не столько в самой Грузии, а рассматривать ситуацию более глобально. Причина в США. Раньше у Америки был один противник – СССР. Соперничество между нашими странами проходило в разных плоскостях: политической, экономической и, конечно, идеологической. После того, как Советский Союз распался, идеология явного и открытого противостояния отошла на второй план, но соперничество никуда не исчезло. Соединенные штаты вряд ли можно назвать нацией в полном смысле этого слова. А «национальная идея», которую США стремятся навязать всему миру в качестве набора универсальных ценностей, базируется всего лишь на стремлении к обогащению, финансовому могуществу, а не на объективных этнокультурных предпосылках. Россия все равно вернет себе звание сверхдержавы, но США видят в этом угрозу своим интересам и будут использовать любую ситуацию, чтобы нам насолить. На сегодняшний день эти задачи выгоднее и удобнее решать с помощью Грузии, которая с геополитической точки зрения представляет для США огромный интерес.
- Почему?
- Кавказ в целом сложный регион, а Грузия в особенности. США удалось дестабилизировать обстановку и, что называется, начать «ловить рыбу в мутной воде». Еще во время правления президента Шеварднадзе США сделали все, чтобы привести к власти своего человека. И им это удалось. Президентом стал Михаил Саакашвили, который, полагаю, «выполнил и перевыполнил» все планы Госдепа по осложнению отношений с Россией. Если рассматривать грузинско-американские отношения, то невольно возникает аналогия с Древним Римом, где, наверное, впервые в истории оформился институт «союзничества». Рим предпочитал расправляться с врагами руками союзников – государств или племен, которые располагались у границ империи. В наши дни США делает, по сути, то же самое. Решает стратегические задачи руками «союзников». Как правило, небогатых и небольших стран, которым оказывается финансовая помощь взамен лояльности. И это не только Грузия, но практически вся Восточная Европа.
- А как грузинский народ относится к политике охлаждения официальных отношений с Россией?
- Хочу подчеркнуть, что Саакашвили и его команда – это еще не грузинский народ, который, кстати, великолепно относится и к русским, и к России. Выскажу свою мысль аллегорией. Сегодняшняя Грузия напоминает мне «Титаник». Как вы знаете – это был самый передовой с технической точки зрения корабль своего времени. Среди его пассажиров были люди разного социального положения: аристократы занимали шикарные каюты на верхних палубах, а народ попроще располагался внизу. Так вот, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом и начал тонуть, то спастись удалось в основном тем, кто находился наверху. Они расхватали спасательные средства и остались живы. Те, кто находился на нижних палубах – погибли. Так вот, команда Саакашвили напоминает мне как раз ту самую аристократию с верхних палуб. Более того, эта «аристократия» не просто путешествует, но управляет кораблем и держит курс прямиком на «айсберг».
- Чем можно объяснить политику, выбранную грузинскими властями?
- Нужно понимать, что нынешний президент Грузии отрабатывает вложенные в него деньги, в том числе и в военном направлении. Дело в том, что Грузия давно хотела бы вступить в НАТО, но ее не принимают в альянс по целому ряду требований. Например, из-за недоразвитости демократических институтов. По сути, Саакашвили диктатор, усиленно борющийся с реальной оппозицией. Но даже не это останавливает НАТО. Нынешний правящий режим Грузии слишком неадекватен, а значит, непредсказуем и может наворотить таких дел, за которые придется нести коллективную ответственность. В Брюсселе это хорошо понимают, потому и не спешат принимать Грузию «в друзья». США, в свою очередь, преследуют свои «узкокорпоративные» интересы и решили обойтись собственными силами: предложили разместить в Грузии свою военную базу.
- Если говорить о целях, то для чего конкретно будет создана военная база?
- Дело даже не в конкретной военной базе, а в масштабной милитаристской политике Грузии. И здесь у всех сторон есть свои интересы. Во-первых, США ведут экспансивную военную политику, согласно которой появление военной базы в столь интересной для «штатов» стране – вещь полезная и нужная. Во-вторых, насколько мне известно, это будет не слишком мощное армейское формирование, которое нельзя использовать, например, для агрессии в отношении России. С другими соседями Грузия также вряд ли будет вступать в вооруженный конфликт. С интересами США в данном вопросе все вроде бы ясно, но не до конца. Строительство и содержание военной базы - дело очень затратное и простого желания присутствовать пусть даже в важном регионе недостаточно. Саакашвили должен был убедить Вашингтон выделить большие деньги на столь масштабный проект. И если он не собирается воевать с соседями, то военная мощь наращивается для «внутреннего применения». Тем более что повод для этого Саакашвили в настоящий момент создает сам. Речь идет о больших проблемах межэтнического характера, связанных с переселением турков-месхитинцев, которые являются неотъемлемой частью многонационального народа Грузии. В советское время этот народ подвергся депортации и уже в новое время ЮНЕСКО признало турков-месхитинцев репатриантами. Согласно международному законодательству их нужно вернуть на историческую родину и обеспечить им достойные условия проживания. На эти цели выделяются солидные деньги. Однако Саакашвили не торопится с переселением турков. Очень похоже, что в этой ситуации он стремится побольше выгадать. Дело в том, что турков-месхитинцев планируется переселить в районы, традиционно населенные армянами. Как известно, отношения между турками и армянами сложно назвать теплыми. Армяне требуют признать факт геноцида со стороны турков, последние категорически против. Ясно, что с такими вводными, было бы верхом идиотизма смешивать два народа, находящихся в состоянии перманентного этнического конфликта. Но грузинский президент решил сделать именно так. И, поверьте, не из-за собственной глупости. Напротив, искусственно создавая очаг напряженности в своей стране, он сможет потребовать у Евросоюза еще больших ассигнований для устройства репатриантов, а у США попросить денег на устройство их военной базы на грузинской территории и увеличение финансирования для содержания, модернизации и обучения грузинской армии. Таким образом, он не просто пытается оправдать вложенные в его режим деньги, но и старается получить в свое распоряжение еще большие бюджеты. Грузинская армия для Саакашвили – объект для списания денег, миллиардов долларов.
- Как известно, США - большие поборники «демократических» ценностей, почему Вашингтон не смущают проблемы с демократией в Грузии?
- Такова большая политика «двойных стандартов». Как говорится, «это негодяй, но это наш негодяй». К тому же, если это выгодно, можно рассматривать ситуацию в любой стране исключительно с формальной точки зрения. Например, в современной Грузии зарегистрировано более 100 политических партий, но все они, так или иначе, аффилированы с властью. Например, какой-нибудь бизнесмен не может рассчитаться по кредиту, ему предлагают решить проблемы, но за это он должен стать «оппозицией»: зарегистрировать партию и немного покритиковать власть. Все для того, чтобы создать внешнюю видимость неких гражданских процессов, проходящих в грузинском обществе. Что касается известных в народе грузинских политиков, то их в большинстве своем тоже нельзя воспринимать всерьез. Раскрученная оппозиция вся состоит из бывших соратников Саакашвили и если между ними и есть какие-то разногласия, то уж точно не политического, а финансового плана.
С другой стороны, те, кто реально оппонировал Саакашвили и мог составить ему политическую конкуренцию, давно подверглись гонениям и в большинстве своем вынуждены были покинуть страну. Тем не менее в Грузии еще есть люди, способные противопоставить свою позицию нынешней тупиковой политике грузинских властей. Наш Всемирный конгресс народов Грузии поддерживает именно такую оппозицию.
- Спасибо за интересный разговор.
По материалам: Тверская Газета
Грузия Россия США