Осетинский ответ для Тбилиси
Публикации | Александр КЕЛЕХСАЕВ | 04.11.2011 | 18:07
1 комментариев
Согласие Грузии на вступление России в ВТО, данное в ответ на согласие России осуществлять обмен электронной информацией по движению грузов на российско-абхазской и российско-югоосетинской границах и разместить независимых международных наблюдателей на Псоу и Рокском перевале, вызвало неоднозначную реакцию в Южной Осетии.
Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что Южная Осетия не допустит международных наблюдателей на границы страны. Протест выразили в Сухуме.
Однако до окончательной расшифровки деталей договора, преждевременно делать выводы и утверждать о том, что суверенитет Южной Осетии поставлен под сомнение. Вопрос в том, какой механизм мониторинга на границах будет разработан. Ведь руководитель российской делегации на переговорах по вступлению в ВТО Медведков заявил, что решение принято «не в ущерб и в рамках нашей принципиальной позиции». А о ней, в свою очередь, еще раньше говорил Дворкович, заявляя, что Россия свое решение касательно Южной Осетии и Абхазии, применительно к требованию Грузии установить международный контроль на Посу и Рокском перевале - не изменит. И нет сомнений, что размещение европейских наблюдателей на Рокском перевале вызовет в Южной и Северной Осетиях протестные настроения, чреватые осложнением общественно-политической ситуации.
Предварительные договоренности России и Грузии уже прокомментировали российские эксперты. Причем не в самых радужных тонах. Так глава аналитического бюро AlteEtCerte (Москва) Андрей Епифанцев сказал, что международный удит границы России с Абхазией и Южной Осетией - сдача национальных интересов. Еще жестче выразился заместитель главного редактора еженедельника "Российские вести" Дмитрий Ермолаев. По его словам, оскорблена кровь абхазов, осетин и российских воинов.
Повторимся, до детализации нюансов соглашения преждевременно утверждать о сдаче национальных интересов. Однако, любой формат (даже электронный обмен информацией) международного контроля или любой механизм сам по себе - удивительный факт, противоречащий всеобъемлющему Договору о дружбе, сотрудничеству и взаимной помощи между Россией и Южной Осетией, где говорится, что стороны подтверждают и уважают территориальную целостность и нерушимость существующих границ Российской Федерации и Республики Южная Осетия.
Более того, недавно Госдума России ратифицировала соглашение между Россией и Южной Осетией о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. В соглашении говорится, что таможенные службы Сторон оказывают друг другу помощь и таможенная служба одной Стороны может образовывать на территории другой Стороны специализированный таможенный орган. Данный орган создается с целью, в частности - ускорение товарооборота между Сторонами, его увеличение путем снижения финансовых и временных затрат при таможенном оформлении и таможенном контроле; упрощение осуществления таможенного оформления и таможенного контроля.
В компетенцию органа входит: осуществление таможенного оформления, таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых с (через) территории одной Стороны на (через) территорию Стороны, создавшей специализированный таможенный орган, а также осуществление на территории государства пребывания мер, направленных на выявление и пресечение правонарушений, связанных с перемещением указанных товаров. Специализированный таможенный орган осуществляет функции таможенного оформления и таможенного контроля в соответствии с таможенным законодательством Стороны, образовавшей этот таможенный орган.
Т.е. никакой нужды в дополнительном, тем более, международном мониторинге и контроле на границах нет. Тем более, что МИД и властные структуры России неоднократно подчеркивали, что Россия вступит в ВТО без согласия Грузии. Вот и вступили бы.. Зачем держать всех в напряжении?
Как показывает практика взаимоотношений России с Грузией, любой компромисс, не говоря уже о пустяковых уступках России, оборачивается для Москвы дополнительным прессингом. ...Не успели высокие договаривающиеся стороны заявить о прогрессе по вопросу вступления России в ВТО, как сегодня же официальный Тбилиси, почувствовав слабинку Москвы, перешел в решительное наступление и потребовал от России прекратить милитаризацию Южной Осетии и Абхазии. Думается, этот случай станет для России очередным поучительным уроком. Но не всегда, стоит отметить, в России учитывают эту особенность Грузии - ковать железо пока горячо...и регулярно наступают на швабру.
МИД Южной Осетии, комментируя ситуацию по вступлению России в ВТО, основной удар нанес по политике Грузии, которая политизирует вопрос вступления РФ в ВТО. В этой ситуации, Южной Осетии следует рассчитывать не на «силу» заявлений, а на весь арсенал и инструментарий, имеющийся в распоряжении Южной Осетии, который в состоянии изменить повестку дня и создать для Грузии проблемы. У нас есть возможность отыграться на Грузии и нанести ей чувствительный удар.
Речь может идти о прекращении участия Южной Осетии в Женевском диалоге. Само собой, сворачивается любое общение в формате Механизма реагирования на инциденты. Грузия и так отказывается содействовать поиску без вести пропавших и задержанных граждан Южной Осетии, которые находятся в грузинских тюрьмах. Адекватной должна быть и политика Южной Осетии по отношению к гражданам Грузии, которые перманентно нарушают государственную границу Южной Осетии.
Далее! Раз и навсегда поставить точку в вопросе обеспечения приграничных районов Грузии питьевой и оросительной водой путем блокирования водных коммуникаций. Грузия независимое государство? Вот пусть и обеспечивает собственных граждан водой из источников на территории Грузии! Равно как нуждается в пересмотре решение о строительстве очистных сооружений на южной окраине Цхинвала. Сэкономленные средства впору пустить на благоустройство улиц Цхинвала.
Как правило, между государствами, у которых отсутствует договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи существуют определенные ограничения при пересечении госграницы. Тем более, между государствами, находящимися в состоянии войны при отсутствии мирного договора, существует визовый режим, ужесточение пограничного контроля. Введение визового режима с Грузией - диктует время и политические реалии. Динамичное развитие фермерского движения в Южной Осетии уже позволяет говорить об определенной экономической независимости с Грузией, на которой Южная Осетия была завязана еще два года назад. Но уже в этом году прилавки объектов торговли Цхинвала ломились от собственной, нашей сельскохозяйственной продукции. Причем по вполне приемлемым и доступным ценам! Поэтому ужесточение пограничного режима, бесповоротная демаркация границы с Грузией отразится негативно не на Южной Осетии, а на Грузии.
Есть смысл внести изменения в Конституцию республики и лишить грузинский язык статуса официального языка в местах компактного проживания грузинского населения. Равно как оскорблением здравого смысла является наличие в законе РЮО «О регламенте парламента» пункта, по которому депутату - представителю другой национальности, обеспечивается переводчик на сессиях парламента. Почему-то наши парламентарии, ратующие за усиление осетинского языка, не заметили этот позорный казус, который ущемляет осетинский язык и идет вразрез с Конституцией? Каким образом депутат другой языковой группы, выдвигается в парламент, не владея одним из двух языков - русским или осетинским? Можно ли представить такое в Тбилиси, чтобы депутаты - осетины, армяне, азербайджанцы, русские, евреи, греки обеспечивались переводчиком? И как человек, до депутатства и после оного, будет работать в органах государственной власти Южной Осетии, не владея русским или осетинским языком?
Зная на многочисленных примерах из древней, советской и новейшей истории Грузии склонность Тбилиси к переименованию негрузинской (армянской, азербайджанской, мегрельской, чеченской, дагестанской, осетинской, турко-месхетинской) топонимики на грузинский вариант, можно и в этом вопросе ответить взаимностью... Как и по вопросу отношения к грузинскому языку на территории Южной Осетии, на примере политики грузинских властей к осетинском языку.. Повторяем, этот инструментарий дозволительно применить исключительно после выяснения деталей согласия Грузии по вопросу вступления России в ВТО!
Александр КЕЛЕХСАЕВ, ОРТ, Цхинвал
Абхазия Грузия Россия Южная Осетия