Для России замороженное состояние карабахского конфликта куда предпочтительнее, чем война
ИНТЕРВЬЮ | Александр КРЫЛОВ | 30.10.2011 | 21:17
Свое видение событий на Южном Кавказе представляет президент научного общества кавказоведов, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Александр Крылов.
- Насколько Россия заинтересована в сохранении нынешнего статус-кво в процессе карабахского урегулирования?
- Тут не может быть однозначного ответа, все зависит от обстоятельств. Если появится реальная перспектива мирного урегулирования, то Россия, естественно, как и остальные посредники, не будет заинтересована в сохранении нынешнего статус-кво. Правда, подобные перспективы пока не просматриваются. Если же ситуация будет меняться в сторону обострения и возобновления военных действий, то понятно, что для России, как и для всех стран-посредников, нынешнее замороженное состояние конфликта куда предпочтительнее, чем его переход в горячую фазу.
Позиция России определяется ее заинтересованностью в стабильности и предсказуемости ситуации на ее границах, особенно на Южном Кавказе. Отсюда ее заинтересованность в том, чтобы карабахский конфликт был урегулирован исключительно мирными средствами.
- Возможно ли военное решение конфликта? Как вы думаете, существует ли вероятность того, что мировое сообщество выдаст Азербайджану карт-бланш на возобновление военных действий?
- В нынешней ситуации военное решение исключается. Все государства, включая Турцию, выступают против этого. К тому же Азербайджан не имеет подавляющего военного преимущества, которое позволило бы ему надеяться на успешный блицкриг.
В Баку это прекрасно понимают, поэтому сейчас усилия азербайджанского руководства сосредоточены на том, чтобы добиться от Армении односторонних уступок. Тут можно выделить два направления деятельности: лоббизм на международной арене с целью изоляции Армении как «агрессора и оккупанта» и попытки добиться изменения ситуации в зоне карабахского конфликта. Понятно, что в случае сдачи Азербайджану «пояса безопасности» ситуация для блицкрига станет куда более благоприятной. Это прекрасно понимают все стороны, и армянская прежде всего. Поэтому, несмотря на активность Азербайджана, статус-кво может продолжаться еще очень долго. Если, разумеется, не произойдут какие-то события, которые радикально изменят ситуацию и нарушат существующий баланс сил.
- Как вы считаете, что объединяет все конфликты ХХI века? Стремление отделиться от метрополии?
- Если рассуждать в контексте метрополия - колония, то мы должны вернуться к временам распада колониальных империй после Второй мировой войны. Тогда ответ был дан однозначный: только деколонизация и создание независимых государств.
Но нам ближе более поздний по времени опыт - когда во многих обретших независимость многонациональных государствах меньшинства стали требовать отделения и создания собственных государств. Часть этих попыток была успешной - так образовались Бангладеш, Эритрея, недавно - Южный Судан. Часть государств получила частичное признание (Турецкая Республика Северного Кипра, Западная Сахара, Косово, Абхазия, Южная Осетия). Другие - продолжают оставаться непризнанными государствами, на постсоветском пространстве к ним относятся НКР и Приднестровская Молдавская Республика.
Во многих случаях центральным правительствам удалось военным путем подавить борьбу за отделение, последний пример такого рода — разгром «Тигров освобождения Тамил-Илама» на территории Шри-Ланки. Получается, что контекст общий, а результаты - совершенно разные. Все зависит не от контекста, а от потенциала конфликтующих сторон и расклада сил на международной арене.
- Насколько опасен для России исламский фактор, и как он может влиять на отношения с христианскими государствами Южного Кавказа — Арменией и Грузией?
- В последнее время роль исламского фактора постоянно растет. Угрозы для России (и для ЕС, США, других стран) возникают в том случае, если ислам перестает быть религией и начинает использоваться в качестве политической идеологии для захвата власти и преобразования общества на основе собственных представлений. На Северном Кавказе это имеет место в виде провозглашенного «Кавказского амарата», объявленного частью будущего всемирного халифата.
Это направление ислама представляет опасность для всех светских государств, в том числе и для тех, где мусульмане составляют большинство. В Азербайджане, например, власти проводят весьма жесткую политику по отношению к радикалам и сторонникам всемирного халифата. Если мы хотим жить в светском обществе, где религия отделена от государства (а большинство мусульманских государств пока еще не являются теократиями), то нужно объединять усилия по противодействию политическому исламу. Противопоставлять же именно христианские государства исламу очень опасно, тут мы можем вернуться к временам религиозных войн, куда нас усиленно толкают приверженцы всемирного халифата.
- Есть ли будущее у российско-грузинских отношений?
- Разрыв межгосударственных отношений не может продолжаться вечно, да и нельзя все сводить к официальному уровню. Отношения между государствами, и тем более народами продолжаются, они никуда не исчезли. Об активной деятельности российского бизнеса в Грузии постоянно и с большим удовлетворением заявляет грузинское руководство. И нет никаких оснований ему не верить. Сохраняются связи в научной, культурной и других областях. Проблема в беспрецедентно низком уровне этих связей.
Нормализация двусторонних связей может произойти быстрее, чем мы можем ожидать. Многое будет зависеть от тех процессов, которые обусловлены нынешним глобальным экономическим кризисом. Очевидно, что в ближайшие годы Европу и США ожидают большие перемены, их характер окажет большое воздействие на Южный Кавказ и все постсоветское пространство. Собственно, это уже происходит: соглашение о зоне свободной торговли в СНГ тому наглядный пример. Будем надеяться, что ситуация будет развиваться в направлении объединения усилий в решении сложных и взаимосвязанных проблем современного мира. В этом случае нормализация отношений между Россией и Грузией станет велением времени.
По материалам: Собеседник Армении
Азербайджан Армения Грузия ислам Россия