Публикации
Религия и политика в Республике Южная Осетия: особенности национального и религиозного возрождения южных осетин
Публикации | Михаил РОЩИН | 25.10.2011 | 00:44
Рассматривая ситуацию в Южной Осетии, следует иметь в виду, что это самостоятельное частично признанное государство с небольшой территорией (3 900 кв. км) и небольшим населением. Реальное количество населения в данный момент, то есть на 2011 год, определить весьма сложно, и я даю его на основании собственной оценки, базирующейся на собственных наблюдениях, опросе специалистов и местных жителей. Если сопоставить данные различных переписей, то получается, что в советское время прирост населения в Южной Осетии был относительно незначительным. В 1926 г. там проживало 87 300 чел., из них: осетин – 69%, грузин – 27,6%. По данным последней советской переписи 1989 г. в Южной Осетии жило 98 527 чел., из них: осетин – 66,2%, грузин – 28,9%, в Цхинвале в то время проживало 39 800 чел. По данным кануна Августовской войны в 2008 г., население ЮО составляло примерно 72 000 чел., из них: осетин – 64,3%, грузин – 25%. 1/ Из приведенных сведений видно, что соотношение главных этносов на протяжении последних ста лет было в ЮО примерно одинаковым. Августовская война (7-12 августа 2008), начатая грузинской стороной, привела к серьезным демографическим изменениям и массовому оттоку грузинского населения в Грузию, особенно это касается грузинского анклава (села Тамарашени, Ачабети, Кехви и Курта), располагавшегося в непосредственной близости от Цхинвала. Другая ситуация существует в Ленингорском районе, который был возвращен в состав РЮО после Августовской войны. По данным переписи 1989 г., в Ленингорском районе проживало 12 100 чел., из них: осетин – 44,2%, грузин – 53,8%. 2/ Хотя имел место некоторый отток населения из этого района на территорию Грузии, тем не менее там и сейчас проживает много грузин наряду с осетинами. Как представляется, в настоящее время на территории РЮО живет примерно 50 000 чел., при этом надо иметь в виду, что часть местного населения постоянно перемещается между РЮО и Россией. Сегодня в республике есть только два города: столица Цхинвал, в котором проживает примерно 50% населения РЮО или даже чуть больше, и Квайса (количество жителей – около 1000 чел. 3/).
После Августовской войны РЮО находится безусловно в большей безопасности, чем раньше, но ее уязвимость в случае возникновения нового конфликта с Грузией сохраняется. Протяженность границы с Грузией составляет примерно 400 км, что достаточно много для небольшой и малочисленной республики. 4/ Столица республики Цхинвал находится практически у самой границы с Грузией. До ближайшего грузинского села Никози от города всего 3-4 км. Сегодня по договору с российской стороной югоосетинскую границу охраняют примерно 900 российских пограничников, для чего было создано Пограничное управление ФСБ России по Южной Осетии. Ленингорский участок границы с Грузией охраняется пограничниками из Дагестана. 5/ Обустройство югоосетинской границы, в основном расположенной в гористой местности, пока не завершено. Кроме того, в РЮО находится примерно 1 700 российских военнослужащих, территория под базу которых предоставлена в аренду на 99 лет по межправительственному соглашению. 6/
Процесс восстановления в РЮО после Августовской войны происходит, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но первые результаты уже заметны. Надо иметь в виду, что Цхинвал пострадал не только во время последней войны. Город находится в запущенном состоянии с 1990 года и лишь после официального признания РЮО Россией получил возможность приступить к настоящему восстановлению и реконструкции. Средства на восстановление поступают, хотя и с задержкой, из-за существующих противоречий между Министерством регионального развития России и Государственным комитетом по реализации проектов восстановления РЮО, возглавляемым Зурабом Кабисовым. В восстановительных работах активно участвуют строители из Северной Осетии и других республик Северного Кавказа (например, Дагестана, Чечни, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии). В феврале 2010 г. в Ленингорском районе после долгого простоя возобновил и вновь начал розлив пива пивоваренный завод «Алутон». 7/
Религиозная ситуация в РЮО отличается определенным своеобразием. Единственным культовым учреждением, пережившим советское время и всегда действовавшим в те годы, была цхинвальская синагога. Старая синагога, позднее превращенная в еврейский культурный центр, серьезно пострадала еще во время ракетно-артиллерийских ударов грузинских войск в 1991-92 гг. Здание новой синагоги неплохо сохранилось, но в виду массового выезда местных евреев, преимущественно в Израиль, оно сейчас используется осетинскими пятидесятниками, которые проводят свои богослужения в задней части здания, где раньше была столовая и помещение для нерелигиозных собраний. В передней части синагоги, где проводились иудейские богослужения, пятидесятники не собираются. Здание передано пятидесятникам последним раввином иудейской общины Цхинвала, покинувшим город в 1992-м г. Кроме того, в других населенных пунктах республики есть еще 6 общин пятидесятников. По моим личным наблюдениям, это – вторая по количеству последователей конфессия в РЮО после Православной Церкви. Среди пятидесятников довольно много представителей местной интеллигенции. Богослужение обычно проходит на двух языках: осетинском и русском. Официально пятидесятники в РЮО пока не зарегистрированы, но своей религиозной деятельностью занимаются свободно. Они, в отличие от местных православных, прочно включены в общероссийскую структуру пятидесятников и входят в Объединенную церковь христиан веры евангельской стран СНГ и Балтии во главе с начальствующим епископом Иваном Петровичем Федотовым, проживающим в Малоярославце. 8/
Сегодня единственной церковной организацией официально зарегистрированной в РЮО является Аланская епархия, которая входит в Греческую православную церковь противостоящего синода митрополита Киприана. 9/ Согласно конституции РЮО, православие является основой национальной культуры осетин. Как я уже отмечал, в советское время действующих православных приходов на территории Южной Осетии не было. В постсоветское время на территории грузинского анклава были открыты приходы Грузинской патриархии. (Московский патриархат до сих пор официально признает Южную Осетию канонической территорией Грузинской православной церкви, что, на мой взгляд, в основном связано с каноническими проблемами, существующими у РПЦ на Украине. 10/) Там же, где проживали осетины, стали возникать приходы Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Эта деятельность была, главным образом, связана с именем отца Георгия Пухатэ (Пухаева). Позднее отец Георгий становится епископом, в 1999 г. он подписал соглашение с правительством РЮО о взаимодействии и взаимной помощи. В 2005 г. Аланская епархия, сформировавшаяся в РЮО, вошла под омофор греческого митрополита Киприана. В настоящее время в составе епархии 5 приходов и монастырь Рождества Богородицы в Джавском районе. Богослужение совершается на церковнославянском и осетинском языках. 5 июня 2010 епископ Георгий взял годичный отпуск и покинул Южную Осетию (официально – по состоянию здоровья, неофициально – из-за разногласий с духовенством). После его отъезда Аланской епархией руководил благочинный, отец Яков Хетагуров. 11/ 19 мая 2011 г. синод митрополита Киприана отправил епископа Георгия Пухатэ в отставку, назначив временным управляющим Аланской епархией епископа Мефонского Амвросия Байрда. Эти действия греческого синода, спровоцированные интригами некоторых клириков Аланской епархии против бывшего правящего епископа, привели к протестам православных верующих. В поддержку отстраненного епископа Георгия было собрано свыше 1000 подписей. Заявление верующих было отправлено в греческий синод противостоящих и президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты. По их мнению, владыка Георгий «помог обращению народа Южной Осетии в православие, возродил христианские традиции крещения, венчания, отпевания, празднования православных праздников, как это принято во всем православном мире».12/
Из других религиозных конфессий в РЮО есть баптисты, которые в конце 2009 г., официально обратились с заявлением о подготовке своей регистрации в Горисполком Цхинвала; адвентисты и иеговисты. Проживает в Цхинвале небольшое количество мусульман, в основном, это – приезжие строители из республик Северного Кавказа.
Значительная часть населения Южной Осетии по-прежнему придерживается традиционных осетинских верований. Святилища и молельни (кувандоны) есть в разных селах республики. По мнению югоосетинского исследователя Юрия Дзиццойты, 15 кувандонов наиболее известны и почитаемы среди жителей. 13/ В годы противостояния с Грузией часть местных святилищ была заброшена. После Августовской войны началась работа по их восстановлению. В этом процессе важную роль играет североосетинская общественная организация «Реком», возглавляемая Славой Джанаевым (Джанайты). 14/
Возвращаясь к социально-политической обстановке в РЮО, следует остановиться на следующих моментах. В 2010 г. в республике продолжался сложный период восстановления и реконструкции. Минимальная зарплата составляла 907 руб. в месяц, средняя зарплата – примерно 3 700 руб. в месяц. Это, конечно, не являлось стимулом к возвращению для тех, кто покинул Южную Осетию. Последние опросы населения показывают, что 73-75% населения не удовлетворены социально-политической ситуацией в республике. 15/ Значительные сложности для РЮО возникают из-за того, что таможенная служба России работает на границе с Южной Осетией в том же режиме, как это было до Августовской войны, что создает трудности для транспортировки строительных материалов из России в республику и отправки возможных продуктов югоосетинского экспорта (яблок, груш, минеральной воды) в Россию. О наличии проблем на таможне 6 августа 2010 вынужден был говорить премьер-министр В.В. Путин: «Таможенные процедуры должны быть современными, они должны помогать участникам внешнеэкономической деятельности осуществлять свои операции, должны помогать бизнесу, помогать гражданам, не должны создавать ненужных проблем...» 16/
В РЮО существуют определенные ресурсы для промышленного развития – возможна добыча цветных металлов, заготовка ценных пород древесины, возрождение текстильной промышленности. Об этом неоднократно говорили представители югоосетинской оппозиции, но пока конкретных планов на этот счет не существует. 17/
В декабре 2011 года в РЮО должны состояться очередные президентские выборы. Уже сейчас известно, что Эдуард Кокойты баллотироваться на новый срок не будет, поскольку в 2011 г. заканчивается его второй срок, а согласно конституции РЮО, нельзя занимать пост президента более двух сроков подряд. Определенная подготовка к выборам началась фактически в 2010 г. При этом надо иметь в виду, что политическая элита Южной Осетии невелика, и круг претендентов ограничен. Креатурой действующего президента является генеральный прокурор РЮО Таймураз Хугаев. Кроме него, в числе потенциальных кандидатов – Зураб Кокоев, лидер пропрезидентской партии «Единство» и исполняющий обязанности председателя парламента РЮО. Из оппозиционеров наиболее вероятным претендентом представляется Вячеслав Гобозов, председатель Социалистической партии «Фыдыбаста» («Отечество»). 18/ Разумеется, все это – предварительная оценка, так как вполне возможно появление дополнительных претендентов. Очевидно, что многое зависит от того, какую позицию в отношении президентских выборов займет Российская Федерация. Важную роль в политическом процессе в Южной Осетии играет оппозиция, которая преимущественно группируется вокруг крупного предпринимателя, генерального директора российской компании «Стройпрогресс» Альберта Джуссоева, постоянно проживающего в Москве. 19/ Президент РЮО, согласно конституции, избирается сроком на 5 лет, и новые выборы будут важной вехой на пути становления молодой республики. 14 июня 2011 г. Верховный суд Южной Осетии не разрешил проводить референдум о возможности третьего срока для нынешнего президента Кокойты. В ответ на это группа сотрудников службы госохраны и министерства обороны Южной Осетии на следующий день 15 июня ворвалась на пленарное заседание парламента и попыталась силой продавить нужное сторонникам Кокойты решение. 20/ Последние события наглядно свидетельствуют о нарастании политического напряжения в Южной Осетии по мере приближения к президентским выборам.
Источник: Центр изучения Центральной Азии и Кавказа
Примечания
1. См. подробнее http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/rnsossetia.html
2. А. Цуциев. Южная Осетия: этническая карта по данным переписи 1989 года. Цхинвал, 2007.
3. Варвара Пахоменко. Обитаемый остров: заметки о демографии юго-осетинского конфликта http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/173406/
4. См. подробнее о демаркации югоосетино-грузинской границы http://www.rosbalt.ru/2009/08/14/663655.html
5. См. подробнее http://russianews.ru/news/20274
6. См. подробнее http://www.rosbalt.ru/2009/08/26/666730.html
7. http://osradio.ru/ekonomika/22718-v-leningorskom-rajjone-juzhnojj-osetii-posle.html
8. Информация о пятидесятниках РЮО была собрана мной во время поездки в Южную Осетию в конце декабря 2009 г.
9. Это – официальное название данной православной структуры.
10. Отказ РПЦ от признания канонических прав Грузинского патриархата на территорию Южной Осетии может подорвать ее позиции в стремлении сохранить канонические права на Украину, что безусловно в данном случае является приоритетным.
11. Информация об Аланской епархии была собрана мной во время моих личных встреч с епископом Георгием Пухаты и Соней Хубаевой, уполномоченной президента РЮО по делам религий, а также данных, приведенных на сайте Аланской епархии http://alloneparxi.ru/ Еще в 2010 г. сайт Аланской епархии был закрыт, и сегодня в Интернете доступна лишь скупая информация об Аланской епархии на сайте Греческой православной церкви противостоящего синода митрополита Киприана на английском языке http://www.synodinresistance.org/Administration_en/Alania.html
12. http://www.rosbalt.ru/kavkaz/2011/05/20/850678.html
13. См. об этом подробнее Ю.А. Дзиццойты. Семь богов и семь миров осетинской мифологии//Известия Югоосетинского научно-исследовательского института им. З.Н. Уанеты, вып. XXXVII, Цхинвал, 2005, с. 66-88.
14. В настоящее время традиционная религия осетин переживает период возрождения, который более активно протекает в Северной Осетии. Серьезная попытка реконструкции традиционных представлений осетин предпринята Славой Джанайты в книге: Три слезы Бога. Владикавказ, 2007.
15. По сведениям, любезно мне предоставленным специалистами из РЮО. См. также http://regnum.ru/news/1364048.html
16. Цитируется по: http://www.tamognia.ru/news/new/1524315/
17. На это обратил внимание бывший секретарь Совбеза РЮО Анатолий Баранкевич. Он отмечал, что существует «комплексный план восстановления и развития на 2009-2011 годы. Если вы внимательно посмотрите этот план, там нет ни одной позиции по производству. Ни одной позиции по сельскому хозяйству» http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1089120
18. На эту тему появляется в последнее время немало материалов. См., например, статью Лидии Михальченко «Скаков: между жителями Южной Осетии и Грузии остается повышенным уровень напряжения» http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/181227/
19. См. подробнее об общественно-политической позиции и взглядах Альберта Джуссоева http://vremya.ru/2009/222/4/242844.html; http://kommersant.ru/doc.aspx?docsid=1175431; http://wek.ru/articles/politic/241517/index.shtml
20. http://www.rosbalt.ru/kavkaz/2011/06/15/859113.html. Дополнительная информация об инциденте в парламенте РЮО была мне любезно предоставлена заместителем председателя парламента Юрием Дзиццойты.
православие экономика Южная Осетия
|
Выбор редакции
22.02.2022
"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...
21.05.2020
Интервью Александра КРЫЛОВА
01.10.2019
Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...
17.09.2019
В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...
11.08.2019
Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...
05.05.2019
Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам
27.03.2019
В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...
Библиотека
| | |
29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.
АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.
ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...
УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...
РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...
ГОВОРЯТ АРХИВЫ. О ДИСЦИПЛИНЕ В РУССКОЙ АРМИИ В 1914-1915 ГГ.
...До сих пор полковые архивы малоизвестны даже специалистам-историкам и используются ими очень ограниченно... Архивы полков русской армии, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве, дпют возможность узнать о событиях по уникальному первоисточнику...
On the Vector of Economic Development of Post-Communist Georgia
The paper discussed the problem of the vision about the issues concerning the direction of development of Georgia’s economy after the restoration of the country’s independence and the model upon which it should be based. The victory of the Georgian Dream coalition in the Parliamentary elections of 1 October 2012 made the issue of choice topical again in Georgia as high priority was given to the subject of which vector of development needed to become determining after the nine-year governance of the United National Movement leaded by Mikheil Saakashvili.
О проекте общекавказского алфавита
В работе приводятся обобщенные алфавиты западно- и восточнокавказских языков в раз работанном нами специальном шрифте Aria Caucasica Unicode, основанном на изометрических прин ципах семейства Arial, наряду с фонетической транскрипцией букв в обозначениях IPA.
Убыхи и их этнокультурные связи с абхазами
...Изложенные факты, количество которых можно было бы значительно увеличить, с несомненностью свидетельствуют не только о тесных социально-экономических и политических связях убыхского народа с его юго-западными соседями, но и о том, что убыхи, обладая бесспорной этнической индивидуальностью, о чем говорит, прежде всего, наличие у них самостоятельного языка, исключающее встречающееся в литературе отождествление их с абхазскими или адыгскими племенами, проявляли вместе с тем большую этно-культурную близость именно к абхазам в единой абхазо-адыгской группе родственных народов.
КАВКАЗОВЕДЕНИЕ [О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЗИАТСКОГО МУЗЕЯ]
...Естественно, что современное развитие науки в советских республиках Закавказья - Грузии, Армении, Азербайджане - и на Кавказе изменило традиционное содержание кавказоведения как исторически сложившейся комплексной дисциплины... Отдельные проблемы истории и культуры Кавказа и Закавказья ещё могут потребовать своего решения путём комплексного рассмотрения...
Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе
В. В. Латышев — автор классических трудов, наибольшее значение среди них имеют: «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (в 2-х т., в 4-х вып., 1885—1901), «Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе» (в 2-х т., в 5 вып., 1893—1906, оригиналы и русский перевод; русский перевод переиздан в 1947—1949 гг. в журнале «Вестник древней истории»)...
Зимние походы убыхов на Абхазию
Ежегодные походы убыхов на Абхазию заслуживают особенного внимания по многим обстоятельствам и в особенности по необыкновенным затруднениям с какими они совершаются...
Научная миссия на Кавказе господина Эрнеста Шантре, заместителя директора Лионского музея. 1881
Научная миссия на Кавказе господина Эрнеста Шантре, заместителя директора Лионского музея. 1881. Фотогалерея.
|