Из истории взаимоотношений государств и народов Кавказа
Публикации | Айдын АСЛАНОВ | 24.10.2011 | 00:00
Введение. История Кавказского региона всегда была историей столкновений геополитических интересов великих держав. По земле Кавказа шагали легионы Рима, войска Парфии и Сасанидов, Византии и Арабского халифата, Сельджукской и Монгольской, Османской и Российской империй. Через Дербендский и Дарьяльский проходы на территорию Южного Кавказа проникали многие племена, которые разоряли богатый край, а нередко оседали здесь, смешиваясь с местным населением.
История Кавказа знает много примеров опустошительных захватнических войн, которые наносили огромный ущерб региону, уносили жизни многих людей. В то же время история Кавказского региона знает много положительных примеров сотрудничества кавказских народов на протяжении многих столетий. Взаимное сотрудничество, сосуществование народов Кавказа охватывает огромный промежуток времени. Яркие примеры встречаются как в древности, средневековье, так и в новое время – в период независимого существования республик Южного Кавказа.
Изучение таких примеров взаимосотрудничества в школьном курсе истории представляется сегодня важной задачей, так как незнание своей истории, истории взаимоотношений народов Кавказа отрицательно сказывается на судьбах всего региона. Нельзя забывать, что наш регион характеризуется наличием многих нерешённых конфликтов.
Античный период. Если мы заглянем в историческое прошлое, то мы увидим, что сотрудничество народов Кавказа начинается ещё в античный период, когда на территории Азербайджана существовало Атропатенское царство (IV век до н.э. – III век н.э.).
Вторая половина II – I веков до н.э. была временем борьбы между двумя великими державами античности – Римом и Парфией, за господство в Передней Азии. Римская экспансия представляла для народов Кавказа реальную опасность. Уже тогда между Атропатеной и Армянским царством устанавливаются многосторонние и тесные контакты. Обычным явлением между атропатенской и армянской знатью были брачные связи. Так, например, царь Атропатены Митридат был женат на дочери Тиграна II (95–55 годы до н.э.). Этим определялось многое во взаимоотношениях двух названных правителей, являвшихся союзниками. Приблизительно 15-летний период истории этих государств был временем союза, дружбы и согласия между Атропатеной и Арменией.
В 69 году до н.э. римские войска, во главе которых стоял Лукулл, вторглись в Армению. Тигран II к этому времени собрал большую армию. В числе союзников, пришедших на помощь армянскому царю, были албаны и атропатенцы. Плутарх сообщает, что на помощь Тиграну II пришли «поголовным ополчением армяне и кордуены, явились цари, ведя медов (атропатенцев. – А.А.) и адиабенов поголовным ополчением, пришли от моря, что в Вавилоне, много арабов и много албан [с берегов Каспия] и соседствующих с албанами иберов; прибыло немало племён, не имеющих царей и пасущих стада [на берегах] Аракса, привлечённые [одни] желанием оказать помощь, [другие] – дарами». (1)
Приведённый выше отрывок античного автора не даёт, между прочим, никаких оснований полагать, что войско Тиграна II состояло из «подчинённых ему вассальных царств и княжеств». (2) На её невероятность в своё время указал крупнейший арменист Н.Адонц. (3) Следует отметить, что Тигран II доверил командование правым крылом войска своему зятю – атропатенскому царю. В передних рядах этих войск находилась 17-ти тысячная конница, закованная в броню и вооружённая копьями. По словам Плутарха, именно на войска атропатенского царя Тигран II «возлагал особые надежды». (4)
Однако, невзирая на своё численное превосходство, в битве при Тигранакерте осенью 69 года до н.э. римляне одержали внушительную победу, наголову разбив своих противников. В последующие годы (68–67 годы до н.э.) Тигран II при активном участии Митридата Атропатенского, собрав огромную армию, состоящую из армян, иберов, мардов и атропатенцев, одержал ряд важных побед над римскими войсками. (5)
Первая из них была одержана у р. Арацани в 68 году до н.э. В этом сражении активное участие принимала атропатенская конница. (6) Развивая успех, союзники вторглись в Малую Азию, нанося римлянам тяжёлые поражения. Особенно бурную деятельность развил Митридат Атропатенский, который преследовал и уничтожал римские легионы. (7) В 67 году до н.э. Тигран II вместе со своим зятем Митридатом Атропатенским вторгся в Каппадокию и стал её покорять и разрушать. (8) В том же году Лукулл был отозван из Азии.
Средневековый период. Его начало ознаменовалось возникновением огромной Сасанидской империи (III–VII века), которая проводила в отношении Южного Кавказа активную политику. В отличие от южноазербайджанских земель (Адурбадагана), которые стали одной из сасанидских провинций, североазербайджанские земли (Албания) смогли сохранить свою государственность и царей из династии Аршакидов. Для охраны северных рубежей своего государства Сасаниды строили в Албании мощные оборонительные сооружения. Вся тяжесть строительства этих укреплений ложилась на население Южного Кавказа и, в первую очередь, Албании. Автор «Истории Агван» пишет, что «цари персидские изнурили страну нашу, мобилизуя архитекторов и изыскивая много различных материалов для строительства удивительного здания, с помощью которого они блокировали [проходы] между горой Кавказ и восточным морем [Каспийским]». (9) При сасанидском шахе Йездигерде II (438–457 годы) тяжёлое положение населения ещё более ухудшилось. Налоги были увеличены в два раза. В странах Южного Кавказа насильно насаждался зороастризм. Эти притеснения послужили причиной общекавказского восстания в 450–451, 457 годы. В 481–484 годы на Кавказе возникло новое антисасанидское движение, которое вынудило иранских правителей коренным образом изменить свою религиозную политику и заключить с народами Кавказа Нварсакское соглашение. Это соглашение положило конец политике религиозного преследования. В VII веке на Востоке возникает новая империя – Арабский халифат (632–1258 годы). Натиск арабских войск потряс Сасанидов и способствовал падению их некогда могущественной державы. Ослаблением Сасанидов воспользовались правители Южного Кавказа – албанский князь Джаваншир (642–681 годы) и царь Иверии Атрнерсех (605–641 годы), которые заключили «нерушимый союз» против Сасанидов и добились важных успехов над иранскими войсками. (10)
В середине XI века Азербайджан и ряд других стран Востока были завоёваны сельджуками, которые не встретили большого сопротивления. Лишь Ширванское государство, благодаря умелой политике ширваншаха Фарибурза I (1063–1096 годы), сумело отстоять свою самостоятельность. Уплатив сельджукам большую контрибуцию, ширваншах принудил их уйти из Ширвана. (11)
В XII веке Ширванское государство сохраняло свою самостоятельность. В это время одним из значительных христианских государств Кавказа становится Грузинское царство. Геополитическое положение Грузии было крайне тяжёлым – она находилась в окружении сильных мусульманских государств – Иракского и Конийского султанатов, государства атабеков Ильденизидов и других. В таких условиях Багратиды Грузии должны были найти на Кавказе союзника, который мог бы помочь им выстоять в неблагоприятной обстановке. Этим союзником оказались ширваншахи-Кесраниды. У обоих государств в XII веке враги были общими, поэтому и Багратиды, и Кесраниды, чтобы отстоять свою независимость, должны были помогать друг другу. (12) Общие интересы борьбы за освобождение от зависимости к сельджукам способствовали сближению Ширванского государства с Грузией. (13) Ещё в 20–30-е годы прошлого столетия в специальной литературе отмечалось, что ширвано-грузинские отношения носили союзнический характер. (14)
Союзнические отношения между сторонами были укреплены династическими браками. В 1111 году Давид IV (1089–1125 годы) выдал свою дочь Тамар за сына ширваншаха Афридуна I (1106–1120 годы) – будущего правителя Ширвана Манучехра III (1120–1160 годы). (15) Этот династический брак «должен был иметь благотворное влияние на политическое положение Грузии», которая тем самым обеспечивала свою безопасность со стороны Ширванского государства. (16) Данным шагом грузинский царь пытался прийти к соглашению с ширваншахом и заручиться его поддержкой в борьбе против сельджукских тюрок. (17) Ширваншах Афридун, женив своего сына на грузинской царевне, также преследовал политические цели. Этим браком он устанавливал родственные отношения с грузинским царским домом и, помимо этого, пытался нейтрализовать и привлечь на свою сторону кыпчаков, очень сильных в военном отношении и представляющих для Ширвана не меньшую угрозу, чем для Грузии. Впоследствии Деметре I (1125–1156 годы) по той же причине искал союза с ширваншахами-Кесранидами. (18) Не порывал связей с Грузией и ширваншах Ахситан I (1160–1196 годы), который был женат на племяннице царя Георгия III (1156–1184 годы). (19)
Ширваншах Ахситан I проводил умную и осторожную политику в отношении своих соседей. Об этом свидетельствует его женитьба на Исмат ад-Дин, которая, с одной стороны, приходилась племянницей грузинскому царю, а с другой стороны, её отец эмир Абул Музаффар Сейф ад-Дин являлся владетелем Дербенда. Этим дипломатическим браком ширваншах не только укрепил родственные и союзнические отношения с грузинским царствующим домом, но и породнился с правителем Дербенда. Таким образом, отмечает исследователь истории государства Ширваншахов Сара Ашурбейли, «была устранена постоянная угроза нападения на Ширван со стороны Дербенда и Грузии, а также закреплено влияние Ахситана на враждебных Ширвану кыпчаков, обитавших в степях за Дербендом в Дешт-и-Кыпчак и в Грузии». (20)
Царствование Ахситана I является временем большого подъёма экономики Ширвана, процветания городов, развития ремесла и торговли. Это был период относительного спокойствия в стране, мирных и союзнических отношений с соседней Грузией, с правителями которой ширваншах был в родственных отношениях через свою мать – Тамар. Эти дружественные и союзнические отношения, не имеющие ничего общего с состоянием вассалитета, отражены в произведениях великого азербайджанского поэта Хагани. Поэт пишет, что в 1173 году ширваншах Ахситан I направился в Грузию, чтобы усмирить недовольных феодалов, которые хотели свергнуть с престола его родственника – царя Георгия III. (21) Применив не только силу, но и дипломатию, ширваншах добился успеха – он водворил порядок во дворе своего двоюродного брата, спасая от падения государство Багратидов. (22)
В 1174/5 году Ширван подвергся нападениям со стороны кыпчаков и русов. Эти события отражены в трёх одах Хагани, посвящённых ширваншаху Ахситану I. Поэт говорит о нашествии русов с Волги, которые на 73 судах подошли к острову Сари, затем поднялись вверх по р. Куре и достигли Лемберана. Одновременно с этим Ширван подвергся нападению кыпчаков, которые захватили Дербенд и заняли цитадель Шабарана. (23) Ширваншах обратился за помощью к своему родственнику – Георгию III. Объединённые грузино-ширванские войска разбили пришельцев. Русы были изгнаны из Ширвана, а их флот уничтожен. Кыпчаки также были разбиты, а Шабаран и Дербенд – освобождены и вновь включены в состав владений ширваншаха. Связи между царствующими домами Ширвана и Грузии продолжались и позже. В 1178 году Георгий III прибыл в Шамахы, где он подписал с Ахситаном I договор о дружбе. (24) После смерти грузинского царя в 1184 году Ахситан I продолжал поддерживать родственные союзнические отношения с дочерью Георгия III – царицей Тамар (1184– 1213 годы).
Взаимоотношения между народами и государствами Кавказа XII века не всегда были ровными. Источники сообщают, что в августе 1161 года грузинское войско, водимое царём Георгием III, вторглось в Азербайджан и перебили здесь множество жителей. (25) Спустя некоторое время 30-тысячное грузинское войско «вновь вторглось в страну ислама и захватило Двин, а это – город на краю страны Азербайджан, поблизости от страны ар-Рум. Они ограбили и убили около 10 тыс. его жителей. Они угнали в плен множество женщин и детей, которых раздели, и погнали голыми и босыми. А когда они возвратились в свою страну, грузинские женщины запротестовали против того, что они сделали с мусульманскими женщинами и сказали своим воинам: «Вы заставите мусульман поступать с нами так же, как вы поступаете с их женщинами». И лишь после этого женщинам возвратили их одежду». (26)
Таким образом, с XII века между Ширванским государством и Грузией устанавливаются «на долгое время союзные отношения, скрепляемые как взаимной военной помощью, так и браками между династиями грузинских Багратидов и ширваншахов. Экономическая сторона этих отношений не изучена, но нельзя не указать на хозяйственное значение Ширвана с его нефтью и распространённой шёлковой торговлей». (27) Багратиды стремились использовать в своих интересах экономическое значение государства Ширваншахов. Вообще в XII веке Азербайджан, Армения и Грузия находились в тесном экономическом общении между собой и с другими переднеазиатскими странами, ибо торговля, как и другие формы экономических связей, не знала конфессиональных границ. (28) Экономический и культурный подъём стран Южного Кавказа в начале XIII века был прерван монгольским нашествием. Первые появления монгольских войск в Азербайджане относятся к 1220 году. Перед лицом грозной опасности, угрожавшей народам региона, правители Ширвана и Грузии предложили атабеку Узбеку объединить свои силы и совместно выступить против общего врага. Но это не удалось претворить в жизнь – монголы опередили союзников и первыми нанесли удар.
В это тяжёлое время, когда города и селения Южного Кавказа были разорены и разграблены, местные феодалы и правители принимают меры для создания союза против грозного врага. Грузинская летопись сообщает о прибытии в Баку грузинского царя Георгия IV Лаша (1213–1223 годы), прибывшего во дворец ширваншаха для заключения брака и свадьбы своей сестры Русуданы с наследником ширваншаха Гершаспа I (1204–1225 годы) – Фарибурзом III (1225 – 1243 годы). Однако эта свадьба расстроилась, так как царь Георгий IV здесь заболел и умер. (29) После этого договорные отношения Ширвана с Грузией прекращаются, на Кавказ вторгаются войска хорезмшаха Джалал ад-Дина Манкбурны, а затем начинается монгольское господство. Кавказ на долгие годы оказался под чужеземным игом. В XIV веке Южный Кавказ подвергся опустошительным походам центральноазиатского эмира Тимура (1370–1405 годы). В это время правителем Ширвана был мудрый государственный деятель ширваншах Ибрагим I (1382–1417 годы). В сложной геополитической обстановке, поняв, что ему будет трудно устоять перед полчищами захватчиков, предвидя разорение государства и гибель населения, ширваншах Ибрагим I подчинился грозному эмиру. Он смог добиться расположения «железного хромца» и получил согласие эмира Тимура на сохранение внутренней самостоятельности Ширванского государства. Во время походов в Грузию (1399 и 1402 годы) Тимур жестоко расправился с грузинами, уничтожая население крепостей, оказавших ему сопротивление. Несмотря на ходатайство грузинского царя Георгия VII (1393–1407 годы), направившего к эмиру послов с ценными подарками и просившего пощады, Тимур отказал посланцам. Но когда ходатаем выступил ширваншах Ибрагим I, который поручился за грузинского царя, эмир Тимур простил Георгия VII, обложив его тяжёлой данью. Получив драгоценности из сокровищницы грузинских царей, Тимур покинул Грузию. (30)
Смерть (1405 год) великого гурхана расшатала власть Тимуридов на Кавказе. Стремление избавиться от иноземного владычества охватило все слои населения Азербайджана. Во многих городах Азербайджана вспыхнули открытые восстания против Тимуридов. Ширваншах Ибрагим I, давно стремившийся к объединению азербайджанских земель под своей эгидой, поддерживал активные связи с жителями различных регионов Азербайджана. На помощь Ибрагиму I пришли со своими войсками владетель Шеки Сиди Ахмед, эмир Яр Ахмед из племени Караманлу в Гарабахе, владетель Ардабиля эмир Бистам Джагир из племени Джагирлу. Объединённые союзные войска, перейдя р. Куру, очистили от врага Гарабах, Гянджу, Барду. Одновременно началось восстание в соседней Грузии, царь которой Георгий VII вступил в союз с ширваншахом. (31)
В 1408 году Тимуриды были окончательно разгромлены войсками Гара-Гойунлу и изгнаны с Южного Кавказа. После этой победы предводитель Гара-Гойунлу Гара-Йусуф потребовал от ширваншаха Ибрагима I безоговорочного повиновения. Однако ширваншах отказался подчиниться Гара-Йусуфу и стал готовиться к борьбе за независимость своего государства. Ему удалось получить поддержку со стороны грузинского царя Константина I (1407–1412 годы) и владетеля Шеки Сиди Ахмеда.
Решающее сражение произошло в 1412 году. Силы Гара-Гойунлу намного превосходили силы ширванцев и их союзников. (32) Несмотря на героическую борьбу и исключительную храбрость союзных войск, перевес оказался на стороне Гара-Йусуфа. В итоге объединённые силы Ибрагима I были окружены войсками Гара-Гойунлу и взяты в плен. В плену оказались сам ширваншах, семеро его сыновей, его брат и многиe знатные люди Ширвана. Среди пленников был также грузинский царь и 300 его азнауров. В результате этого поражения Ширван был опустошён, а ширваншах вынужден был признать свою зависимость от Гара-Йусуфа.
Нередко общность интересов склоняло к совместным действиям и самих азербайджанских правителей. Так произошло в XV веке, когда в Азербайджан вторглись войска хорасанского правителя Абу Саида Тимурида. На почве общих интересов местным азербайджанским правителям удалось создать союз, в который вошли ширваншах Фаррух Йасар (1462–1500 годы) и Узун-Хасан Аг-Гойунлу (1468–1478 годы). В результате объединённым силам азербайджанских правителей удалось разбить неприятеля. Узун-Хасан установил близкие, даже родственные, отношения с правителями южноазербайджанского города Ардабиля, выдав свою сестру Дэспинэ-хатун за шейха Джунейда, а за их сына – шейха Хейдара, свою дочь – Халиму, по прозванию Алам-шах-бегум. Это позволило Узун-Хасану укрепить связи с этими владетелями Ардебиля. От этого брака родился шах Исмаил I (1501–1524 годы) – будущий основатель и первый глава Сефевидской империи, крупнейшего государственного образования на территории Азербайджана. Интерес представляют записки венецианца Марио Анджолелло о детстве шаха Исмаила I. (33) По словам Анджолелло, дети шейха Хейдара три года находились в армянском монастыре Ахтамар, который расположен на одном из островов озера Ван. После своего воцарения, Рустам Аг-Гойунлу (1492–1497 годы) направил в монастырь своих людей, которые должны были захватить детей шейха Хейдара и умертвить их. (34) Духовенство монастыря Ахтамар, желая спасти Исмаила и его братьев, потребовало от гонца письменных полномочий от имени падишаха. Пока гонец ездил в Табриз, дети шейха Хейдара были вывезены с острова и тайно доставлены в Гарабах. (35)
Как известно, XVI век был периодом ожесточённого противоборства Сефевидов и Османской империи. В результате неоднократных военных действий между сторонами к 1578 году весь Азербайджан был потерян для Сефевидов. Османская армия заняла также Армению и Грузию. В это тяжёлое время, картлийский царь Симон I (1556–1569; 1578–1600 годы) повёл против османов партизанскую войну на стороне Сефевидов. Сефевидские войска под предводительством Хамза-мирзы, совместно с силами царя Симона I, разбили в Гарабахе силы османов. (36)
Новая история. Сотрудничество наших народов охватывает и современный период. После крушения Российской империи на Кавказе существовали независимые республики. Мирным путём был разрешён территориальный спор между Азербайджаном и Грузией из-за Закатальского округа. 26 июня 1918 года Национальный Совет Закатальского округа, «учитывая, что по культурно-экономическим, бытовым и религиозным условиям, по роду занятий, промышленности и языку Закатальский округ и Азербайджан являются однородными элементами и, что сношения и товарообмен с крупными торгово-промышленными центрами Закатальского округа возможен только через Азербайджан, и находя, что присоединение к Азербайджанской Республике является наиболее отвечающим целям и интересам Закатальского округа» (37), единогласно постановил присоединить Закатальский округ к Азербайджанской Республике.
В дальнейшем, в связи с начавшимся наступлением Добровольческой армии генерала А.И.Деникина на Дагестан и Грузию, происходит ещё более тесное сближение интересов Грузии и Азербайджанской Демократической Республики (АДР). 27 июня 1919 года между ними было заключено военно-оборонительное соглашение сроком на три года. Стороны «обязывались выступать совместно всеми вооруженными силами и средствами против всякого нападения, угрожающего независимости или территориальной неприкосновенности одной или обеих договаривающихся республик». (38) Армении было предоставлено право в двухнедельный срок присоединиться к указанному соглашению. (39)
Взаимоотношения кавказских народов охватывали не только политическую сферу, но они распространялись и на культуру наших народов. Азербайджанская поэзия пользовалась большой популярностью среди народов региона. Многие армянские, грузинские, дагестанские ашуги слагали свои песни на азербайджанском языке. Как тут не вспомнить выдающегося сына Кавказа поэта-ашуга Саят-Нова, который слагал стихи на азербайджанском, армянском и грузинском языках.
Заключение. Ключевыми вопросами в плане преподавания истории во многих странах Кавказского региона являются:
– преподавание проблем осязаемого прошлого, в частности отношения между соседними странами или этническими группами внутри одной страны;
– преподавание проблем последних лет, в особенности периода коммунизма и этапа демократических преобразований. Мы думаем, что так, как сейчас преподают историю в школах и рассматривают недавнюю историю, является одним из главных критериев проверки принадлежности системы образования к ценностям демократического плюрализма.
Это, в частности, относится к тому, как интерпретируются различные драматические события и трагедии, в которых «жертвы» и «судьи» зачастую менялись ролями. В этом плане важны двусторонние и многосторонние проекты сотрудничества – разработка учебных планов, подготовка учебников и обмен учащимися.
Преподавание истории должно быть честным, открытым и объективным. При освещении исторических событий необходимо говорить всю правду, даже если она тяжела и болезненна; необходимо учитывать различные точки зрения, то есть представлять «обратную сторону медали». До сих пор при анализе учебников по истории встречаются преднамеренные или непреднамеренные ошибки – особенно там, где рассматриваются взаимоотношения между странами, долгое время находившимися в состоянии конфликта.
Открытый подход в преподавании истории и написании учебников по истории крайне важен при изучении недавних событий, особенно тех, которые до сих пор не избавились от противоречивости и всё ещё продолжают разделять народы. Честный преподаватель истории и хороший учебник должны объяснять учащимся, что в истории были времена, когда настоящие и порядочные люди заблуждались. Учебник по истории должен вызывать у учащихся интерес к прошлому; изучать противоречивые и «гладкие» события из истории своей страны; предлагать различные оценки событий прошлого; предоставлять подрастающему поколению возможность критически взглянуть на исторические события; предоставлять возможность для самостоятельного обучения.
Касаясь нашего региона, можно отметить, что многие в мире представляют Кавказские страны в качестве некоего единого целого, на самом деле различия между народами нашего региона достаточно существенны. На сегодняшний день крайне мало публикаций и совсем нет учебников и учебных пособий по истории в каждой из стран, где показывалась бы история их кавказских соседей.
Несмотря на политические перемены, которые произошли в кавказских странах, начиная с 1991 года, до сих пор в наших школах нет специального курса по истории Кавказских государств. Именно сейчас наступил тот момент, когда можно объединить усилия историков и политических деятелей, людей доброй воли по изданию совместного учебника (хотя бы учебного пособия), в котором:
– будет заполнен вакуум по истории Кавказских стран;
– будут отражены общие черты, различия и элементы взаимовлияния культур кавказских народов.
Главным результатом совместной работы по проекту должен стать Кавказский учебник по истории, который первоначально выйдет на русском языке, затем будет переведён на три кавказских языка, английский. Кроме того, результатом участия преподавателей в совместных семинарах по проекту станет приобретение дополнительных знаний, которыми впоследствии они могли бы поделиться со своими коллегами.
Наряду с учебником по истории Кавказа, есть острая необходимость в создании учебного пособия для преподавателей и для тех людей, которые могут пропагандировать идеи перемен в политической, образовательной и культурной среде. Это пособие позволило бы расширить кругозор мышления об истории Кавказского региона и способствовало бы изданию новых учебников для школы.
Источник: История и идентичность: Южный Кавказ и другие регионы, находящиеся в переходном периоде. Статьи ученых-историков и экспертов из Азербайджана, Армении и Грузии (Ереван, Армения) / Ер.: Едит Принт, 2010.
Примечания
(1) Плутарх. Лукулл. XXVI, 6.
(2) Манандян Я.А. Тигран II и Рим. Ереван, 1943, с. 112.
(3) Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. СПб., 1908, с. 411, прим. I.
(4) Плутарх. Лукулл. XXVII.
(5) Там же.
(6) Манандян Я.А. Указ. работа, с. 150.
(7) Там же, с. 165.
(8) Там же, с. 167–168.
(9) История Агван, с. 105/83. См.: Буниятов Зия. Азербайджан в VII–IX вв. Баку, 1965, с. 42.
(10) Буниятов Зия. Указ. работа, с. 73–74.
(11) Ашурбейли С. Государство Ширваншахов. Баку, 2006, с. 108.
(12) Гусейнов Р.А., Алияров С.С. Из истории союзных отношений Азербайджана и Грузии в XII в. // Учёные записки АГУ. Серия истории и философии, 1977, № 6, с. 25.
(13) Лордкипанидзе М. Д. История Грузии XI – начала XIII вв. Тбилиси, 1974, с. 106–107.
(14) Сысоев В.М. Краткий очерк истории Азербайджана. Баку, 1925, с. 62; Чайкин К.И. Из грузино-иранских связей // Сборник статей «Руставели». Тбилиси, 1938, с. 22.
(15) Месхиа Ш.А. Дидгорская битва. Тбилиси, 1974, с.47–48; Крымский А.Е. Низами и его современники. Баку, 1981, с. 159–160.
(16) Буниятов З.М. Ширван в XII – первой половине XIII вв. (Статья первая) // Известия АН Азерб.ССР. Серия истории, философии и права, 1975, № 4, с. 36–37.
(17) Бердзенишвили И.А. Из прошлого восточной Кахетии. Тбилиси,1953, с. 69.
(18) Гусейнов Р.А., Алияров С.С. Указ. работа, с. 25.
(19) Ашурбейли С. Указ. работа, с. 127.
(20) Там же.
(21) Гафар Кендли. Два новых письма Хакани Ширвани (на перс. яз.). Тебриз, 1349 г.х., с. 314–328.
(22) Ашурбейли С. Указ. работа, с. 126–127.
(23) Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира // Соч., т. II, ч.1. Москва, 1963, с. 692.
(24) Гафар Кендли. Указ. работа, с. 314–315.
(25) Ибн ал-Асир, ал-Камил фи-т-тарих («Совершенный по истории»). Каирское изд., IX, 77; Ибн Халдун, ал-Ибар ва диван ал-мубтада ва-л-хабар, 1961, V, 171. См.:
Буниятов З.М. Государство атабеков Азербайджана (1136–1225 годы). Баку, 1978, с. 53.
(26) Ибн ал-Асир, IX, 79–80; Вардан, Всеобщая история. Пер. с древнеармянск. Н.Эмина. Москва, 1862, с. 155; Йакут ал-Хамави, Муджам ал-булдан («Алфавитный перечень стран»). Каирское изд., IV, 112; Абу-л-Фида, ал-Мухтасар фи ахбар ал-башар, Каир, 1907, III, 39. См.: Буниятов З.М. Государство атабеков Азербайджана (1136–1225 годы), с. 53.
(27) Чайкин К.И. Указ. работа, с. 22.
(28) Гусейнов Р.А., Алияров С.С. Указ. работа, с. 28.
(29) Картлис цховреба, т. I, с. 371, т. II, с. 166.
(30) Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа, 1404 г. Баку, 1980, с.23–24.
(31) Петрушевский И.П. Государства Азербайджана в XV веке // Сборник статей по истории Азербайджана. Вып.1. Баку, 1949, с.154.
(32) Тамже, с. 160.
(33) A Narrative of Italian Travels in Persia in the XV and XVI centuries, p. 101–103. См.: Эфендиев О.А. Образование Азербайджанского государства Сефевидов в начале XVI века. Баку, 1961, с. 23, 80.
(34) Петрушевский И.П. Указ. работа, с. 209.
(35) Эфендиев О.А. Указ. работа, с. 80.
(36) Петрушевский И.П. Указ. раб., с. 272.
(37) Государственный Архив Азербайджанской Республики (ГА АР), фонд 970, опись 1, дело 6, лист 10.
(38) Там же, д. 87, л. 31.
(39) Там же, л. 32.
Азербайджан Армения Грузия историография