Шииты Апшерона и роль и место Управления мусульман Кавказа
Публикации | 13.09.2011 | 16:42
Один из обнародованных «Викиликс» документов касается положения верующих в поселках Апшерона. В частности, бывший посол США в Азербайджане Энн Дерс 17 августа 2008 года подготовила и направила в Вашингтон свой отчет о настроениях в этих населенных пунктах.
Консервативные, небольшие островные общины с сильным скептицизмом по отношению к Управлению мусульман Кавказа, контролируемого властями страны - такими словами характеризует Дерс бакинские села.
Шиитские коммуны, как и большинство в Азербайджане, концентрируются вокруг местных святынь. Местные религиозные лидеры, обучавшиеся несколько лет в Куме, выглядят более образованными, нежели многие религиозные деятели, назначаемые властями. В этих поселках сильно иранское влияние. В то же время, многие верующие считают важным посещать не только мечети, но и святые места - пиры.
Одним из самых популярных и уважаемых пиров является мавзолей Мир Мовсум Ага в поселке Шувалян. Другим известным святым местом является Али айагы в поселке Бузовна.
Описывая свои беседы с религиозными лидерами, Дерс отмечает, что все они говорят о растущей роли и влиянии ислама и усилении позиции верующих. Многие из них верят, что в ходе президентских выборов 2008 года позиции исламистов усилятся, отмечает посол.
Один из религиозных лидеров поселка Забрат сказал, что власти искусcтвенно раздувают конфликты между верующими и властями , чтобы не допустить усиления влияния ислама. Классическим примером такой политики он назвал происходящее в поселке Нардаран.
Традиции и влияние шиитов в этом поселке значительно сильнее остальных и власти долгие годы не могут найти ключ к решению проблемы Нардарана, которая остается для них головной болью.
В своем комментарии посол отмечает, что иранское влияние в этих поселках внешне ощущается мало, однако это влияние существует, и оно скорее выражается в наличии невидимой или подпольной религиозной сети.
В следующей телеграмме на эту же тему, датируемой 24 августа, посол дает оценку Управлению мусульман Кавказа и ее лидеру.
Отчет начинается с нелицеприятной оценки этой структуры, как созданной правительством страны для контроля над исламом, обучение и размещение по должностям имамов - подход, являющийся наследием царизма и советской эры.
Что касается его лидера - шейха Аллахшукюра Пашазаде, то верующие страны его поддерживают мало, считает его самого и окружающих малообразованными и коррумпированными.
Шейх культивирует свой образ, как защитника азербайджанских традиций, создает атмосферу терпимости и поддерживает хорошие отношения с лидерами других конфессий. Однако его бизнес деятельность, как сбор денег с организации хаджа, сбор пожертвований, организация похорон и пр. сильно снижают его авторитет среди мусульман.
Подобная ситуация создает религиозный вакуум и открывает путь для альтернативных религиозных сил, которые могут создать проблемы властям страны в следующие годы.
Сам шейх - этнический талыш, получивший образование за рубежом и совсем молодым человеком возглавил Управление мусульман. Злые языки утверждают, что он был полковником КГБ.
Близость к властям - главная причина политического долголетия шейха. Однако есть мнение, что он платит долю со своего бизнеса в президентскую администрацию.
В своем комментарии Энн Дерс пишет, что подобная ситуация отталкивает молодых верующих от УМК, что может привести к усилению интереса к радикализму.
Демонополизация политики и экономики может оказать благотворное влияние и на религиозной ситуации в Азербайджане, отмечает посол.
По материалам: contact.az
Азербайджан ислам США