Грузия не против любого мирного разрешения конфликта с Абхазией. Об этом на днях заявила замминистра иностранных дел страны Нино Каландадзе. Такие слова прозвучали после заявления исполняющего обязанности президента Абхазии Александра Анкваба о том, что Сухуми готов к переговорам с Тбилиси, поскольку не собирается жить в вечной вражде.
Мирные переговоры Грузии и Абхазии вполне возможны в ближайшем будущем. Такое развитие событий видит исполняющий обязанности абхазского лидера Александр Анкваб. По его словам, сейчас есть все для того, чтобы вести конструктивную беседу с Тбилиси.
При этом каждый абхаз помнит о том, что к независимости его народ шел не одну сотню лет. И сейчас, когда Абхазия - официально признанное государство, следующий шаг республики должен быть направлен в сторону своего развития.
Иными словами, надо просто жить дальше. Поднимать экономику и туристическую отрасль. Грузия в данном случае воспринимается Абхазией исключительно как сосед. И с этим соседом необходимо разговаривать.
О перспективе диалога Тбилиси и Сухуми рассказал президент Научного общества кавказоведов, доктор исторических наук Александр Крылов:
"Первое условие такого рода нормализации отношений - это заключение мирного договора и договора о неприменении военной силы. На это грузинская сторона упорно не хочет идти уже много лет. Это было еще и до 2008 года, и сейчас эта ситуация продолжается".
Однако если перспектива абхазско-грузинского диалога перерастет в реальность, следующим вопросом может стать проблема грузинских беженцев. Замминистра иностранных дел Грузии, заявив об этом, всего лишь напомнила о той теме, которую активно использовало предыдущее грузинское руководство, отметил Александр Крылов:
"Тема беженцев очень активно использовалась при Шеварднадзе, когда идеей грузинского руководства был единовременный массовый возврат грузинских беженцев под соответствующей грузинской охраной, который создал бы условия для силового возврата Абхазии в состав Грузии. Когда пришел к власти Саакашвили, курс поменялся и о беженцах уже как-то не говорили. Не вспоминали, потому что сделали ставку на военное решение проблемы".
Однако после провала такого решения, проблему беженцев стали эксплуатировать вновь. Таким образом, можно считать, что грузинское руководство, хотя и рассматривает пути решения проблемы, но выходить на новый уровень оно готово с трудом.
Масла в огонь здесь подливает и резолюция американского Сената о положении дел на Кавказе. США до сих пор не признали Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств, однако факты нападения Грузии на эти территории молчать не могут.
Россия выступила в тот момент не только как партнер тогда еще непризнанных республик, но и как их защитник. А поддержка суверенитета была не только шагом укрепления отношений между странами, но и залогом крепких добрососедских отношений. И сейчас именно Россию воспринимают в этих регионах как своего главного партнера.
Экономические связи между странами - лишнее тому подтверждение. Совсем недавно, после проведения ремонтных работ было восстановлено движение поездов по маршруту Москва-Сухуми. При этом особо рассматривается стратегия взаимного развития.
Лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что его страна - это независимое государство, однако построения в будущем союзного государства с Россией он не исключает.
По материалам: Голос России