Турецкая политика в Черкесии после Адрианопольского мирного договора 1829 г. (III) - Меры по пресечению контактов черкесов с турками
Публикации | Залина БАСИЕВА | 29.07.2011 | 00:00
Меры по пресечению контактов черкесов с турками. Русское командование было крайне обеспокоено таким развитием событий в крае. Упомянутый Комитет по управлению закубанскими народами разрабатывал меры для пресечения прихода турецких судов к берегам Черкесии. В журнале Комитета указывалось принять следующие необходимые меры: «а) Не позволять иностранным судам приставать к каким либо местам восточного берега Черного моря, кроме Поти. б) Отряжать по несколько военных судов Черноморского флота для крейсирования у означенного берега и наблюдения за оным, в) Заложить на берегу Абхазском два или три небольших укрепления и снабдить оныя гарнизонами» [АКАК-7: 887].
Решение вопроса о приостановлении мореходных сообщений между Турцией и Черкесией обсуждается и в рапорте титулярного советника Родофиникина к графу Воронцову [АКАК-7: 893]. В том же рапорте есть сведения о попытках дипломатического решения проблемы, связанной с турецкими эмиссарами в Черкесии: «...к посланнику нашему (российскому послу в Константинополе А. И. Рибопьеру. - 3. Б.) при Оттоманской Порте неоднократно писано настоять о вызове из гор как Сеида-Ахмеда, так и всех других ее агентов» [АКАК-7: 893]. Порта, конечно же, уверяла в готовности решить проблему «и действительно отправила согласные предписания» [АКАК-7: 893]. Но вопрос этим не решился, поскольку «и после того доходили сведения о смутах и беспорядках, производимых черкесами под влиянием турок» [АКАК-7: 893]. В 1831 г. князем Палавандовым было составлено так называемое «Краткое обозрение некоторых Закубанских племен». В описании абадзехов он особо подчеркивает их воинственность и храбрость. Палавандов видит причину непокорности абадзехов и шапсугов во влиянии турецких агентов, поддерживающих в них это «упорство» [АКАК-7:899].
Разумеется, царская администрация не могла мириться с подрывной деятельностью турок на Кавказе, идущей к тому же вразрез с условиями мира. Официальные российские власти пошли на решительные меры. В июле 1830 г. вышел императорский указ, где предписывалось «со всеми турецкими эмиссарами за Кубанью поступать как с разбойниками, вопреки воле своего правительства дерзающими возмущать спокойствие народов, подвластных России; морскому же начальству предписать, чтобы наши крейсеры осматривали все суда, пристающие между Анапою и Редут-кале, и те, на коих окажется оружие, брали в плен, как военную добычу» [АКАК-7: 893]. О принятии Россией вынужденных мер для сохранения спокойствия на своей территории, несомненно, известили в первую очередь через посла Рибопьера «министерство турецкое... для избежания неуместных впоследствии жалоб» [АКАК-8:846]. Но эти меры оказались малоэффективными. В своем очередном отношении к графу Паскевичу министр иностранных дел граф Нессельроде 16 декабря 1830 г. писал, что турецкие суда регулярно продолжали «подвозить свинец и порох закубанским народам» [АКАК-7: 897].
Несмотря на введение в 1830 г. блокадного положения и учреждение постоянного крейсерского патрулирования побережья Кавказа, России так и не удалось остановить турецкую контрабанду и прекратить отношения турок с черкесами. Патрулирование побережья не остановило иностранные суда, продолжавшие прибывать в те места, где отсутствовали российские карантинные и таможенные учреждения. В связи с этим вышел приказ с 1 апреля 1832 г., т. е. с начала сезона навигации, конфисковывать суда, которые будут застигнуты на якоре в местах, где отсутствовали таможенные карантинные службы России [АКАК-8: 846]. В результате этого закона в 1832 г. было конфисковано семь турецких судов [Дюбуа 1937:67]. Тем не менее, в следующем году, несмотря на ужесточение закона и осведомленность турецкой стороны об опасности, грозившей им со стороны русского патруля, контрабанда не ослабла. В 1833 г. «было сожжено русскими шестнадцать небольших судов и семь товарных складов» [Дюбуа 1937: 68].
Э. Спенсер, который в 1836 г. также прибыл на черноморское побережье из Турции на контрабандном судне, писал, что он бы мог привести многочисленные примеры «жертвенности и щедрости турков ради горцев» [Спенсер 1994: 12]. Но Спенсер не приводил примеров контрабандного промысла турок, понимая, что эта деятельность является явным нарушением правил, установленных Россией на ее черноморском побережье. К тому же он опасался приведением фактов контрабанды подвергнуть этих «благородных людей нападкам русской недоброжелательности» [Спенсер 1994: 12].
Из сложившейся ситуации вытекала острая потребность безотлагательного строительства по всему берегу русских укреплений как единственного средства положить преграду подобным беспорядкам [АКАК-7: 893].
Пресечение сношения турок (а позже и других иностранцев) с горцами стало одной из сложных задач для российской власти на Кавказе, от ее удачного разрешения после подписания Адрианопольского договора 1829 г. в значительной степени зависело спокойствие в западной части Кавказа.
Тем временем ситуация в Черкесии начинала привлекать к себе внимание «всех европейских стран, которые ревниво относились к усилению могущества России и успехам ее оружия на Востоке и в Турции» [Дюбуа 1937:68].
Рассмотрев политическую ситуацию в Черкесии в первые годы после Адрианопольского договора, мы можем с уверенностью заключить, что реализация условий договора в Черкесии натолкнулась на упорное противодействие со стороны Турции, а впоследствии и Англии, преследовавшей свои интересы на Кавказе и активно поддерживавшей турецкие притязания на черноморское побережье. Турция, подписавшая Адрианопольский трактат, не смирилась с потерей Черноморского побережья Кавказа. Она рассматривала трактат как временную уступку и не собиралась отказываться от своих территориальных претензий на Черкесию, не говоря уже о прекращении выгодных торговых и политических отношений с черкесами.Свидетельством этому служит активизировавшаяся деятельность турецких агентов, а также не прекратившиеся поставки вооружения черкесским племенам; при этом меры, принимаемые российским командованием для борьбы с незаконными действиями турок в Черкесии, оказывались недостаточными. В обстановке активного и постоянного вмешательства турок, а в дальнейшем и западных держав в политическую ситуацию на Северо-Западном Кавказе, общественные настроения горцев не могли развиваться в пользу сближения черкесских племен с Россией. С течением времени становилось все более очевидным, что без масштабного силового вмешательства Россия не сможет реализовать свои права на Черкесию, обусловленные четвертым пунктом Адрианопольского договора 1829 г.
Литература
AKAK-VII - Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Архив главного управления наместника кавказского. Т. VII/ Под ред. Ад. Берже. Тифлис.: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1878.
Блиев 2004 - Блиев М. М. Россия и горцы Большого Кавказа: На пути к цивилизации. М.: Мысль, 2004.
Бушуев 1955 - Бушуев С. К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20-70-е годы XIXвека). М.: Издательство Московского университета, 1955.
Восточный вопрос 1978 - Восточный вопрос во внешней политике России: конец XVIII- нач. XXв. М.: Наука, 1978.
Дзидзария 1975 - Дзидзария Г. А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIXстолетия. Сухуми: Алашара, 1975.
Дзидзария 1940 - Дзидзария Г. А. Борьба за Абхазию в первом десятилетии XIXв. Сухуми.: Абгиз, 1940.
Дюбуа 1937 - Дюбуа де Монпере Ф. Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов, в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму. Т. 1. Сухуми: Абгиз, 1937.
Касумов 1989 - Касумов А. X. Северо-Западный Кавказ в русско-турецких войнах и международные отношения XIXвека. Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1989.
Ковалевский 1869 - Ковалевский Е. П. Народы Западного Кавказа: черкесы, абхазы и сванеты // Природа и люди на Кавказе и за Кавказом. По рассказам путешественников, поэтическим произведениям А. Пушкина, М. Лермонтова, Я. Полонского и ученым исследованиям. Учебное пособие для учащихся / Сост. П. Надеждин. СПб.: Типография В. Демакова, 1869. С. 85-100.
Кривенко 1893 - Кривенко В. С. Очерки Кавказа. Поездка на Кавказ осенью 1888 года, с 41 рисунком. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1893.
Кривенко 1910 - Кривенко В. С. Черноморская трагедия. Семьдесят лет назад // Военный сборник. № 5. СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1910. С. 1-16.
Лапинский 1995 - Лапинский Теофил (Теффик-бей). Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. В 2 т. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1995.
Маркс и Энгельс 1964 - Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 34. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1964.
Новицкий 2004 - Новицкий В. Анапа и Закубанские поселения //Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX - начале XX века. Нальчик.: Издательский центр «Эль-Фа», 2004. С. 11-41.
Семенов 1963 - Семенов Л. С. Россия и международные отношения на Среднем Востоке в 20-е годы XIX в. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1963.
Спенсер 1994 - Спенсер Э. Путешествия в Черкесию. Майкоп.: РИПО «Адыгея», 1994.
Торнау 2000 - Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера. М.: АИРО-ХХ, 2000.
Фадеев 1961 - Фадеев А. В. Россия и Кавказ первой трети XIXв. М.: Издательство Академии наук СССР, 1961.
Щербина 1913 - Щербина Ф. А. История кубанского казачьего войска. Екатеринодар: Типография Товарищества Печатного и Издательского Дела под фирмою «Печатник», 1913.
ШССТАК 1953 - Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов: Сборник документальных материалов / Под ред. Ш. В. Цагарейшвили. Тбилиси: Госиздат Грузинской ССР, 1953.
Шеремет 1975 - Шеремет В. И. Турция и Адрианопольский мир 1829 г. Из истории восточного вопроса. М.: Наука, 1975.
Эсадзе 2004 - Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Исторический очерк кавказско-горской войны в закубанском крае и черноморском побережье. М., 2004.
Юзефович 1869 - Юзефович Т. Договоры России с Востоком. Политические и торговые. СПб.: Типография О. И. Бакста, 1869.
Источник: Вопросы истории и культуры народов России. Сборник статей к 80-летию проф. М.Блиева // Институт истории и археологии РСО-А. Владикавказ [Ответ. ред.Р.С. Бзаров].- 2010. с. 143 - 158.
БАСИЕВА Залина Максимовна, выпускница аспирантуры кафедры российской истории и кавказоведения СОГУ, сотрудник Института истории и археологии РСО-А
Россия Турция черкесы