Турецкая политика в Черкесии после Адрианопольского мирного договора 1829 г. (I) - Черкесские племена и их отношение к договору
Публикации | Залина БАСИЕВА | 27.07.2011 | 00:00
Российская империя в первой половине XIXв. продолжала играть ведущую роль в системе международных отношений. В числе основных направлений внешней политики Николая Iбыли решение восточного вопроса и расширение территории в соответствии с национальными, геополитическими, военно-стратегическими и экономическими интересами страны. Последнее подразумевало складывание территории Российской империи в ее естественных границах по морям, рекам и горным хребтам.
На Кавказе интересы России сталкивались с территориальными притязаниями Турции и Ирана. В этом регионе царское правительство старалось расширить свои владения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье.
Противоречия России и Ирана из-за Закавказья вылились в русско-иранскую войну 1826-1828 гг., которая закончилась подписанием Туркманчайского мирного договора. По условиям Туркманчайского договора Иран отказывался от всех притязаний на Северный Азербайджан, к Российской империи присоединялась Восточная Армения (ханства Нахичеванское и Эриванское), Россия приобрела право держать военный флот на Каспийском море. Этим договором был практически положен конец шахским притязаниям на Кавказе, а также приостанавливалась британская колониальная экспансия. Договор регулировал отношения между Россией и Ираном вплоть до Октябрьской революции [Семенов 1963: 141].
Международный кризис 1820-х годов, связанный с войной Греции за независимость, обострился в октябре 1827 г., когда соединенная англо-франко-русская эскадра в Наваринской бухте полностью уничтожила турецкий флот. Неизбежным следствием этого стала очередная русско-турецкая война 1828-1829 гг. Успешные военные действия развернулись одновременно и на Дунае, и на Кавказе. В ходе победоносной войны русские авангарды появились в 60 км от Константинополя. Османская империя оказалась на краю гибели. Султан был вынужден вступить с Россией в переговоры о мире.
В ходе непростых мирных переговоров, проходивших со 2 по 14 сентября, России удалось предотвратить вмешательство представителей других стран в процесс обсуждения условий мирного договора и отстоять свои интересы. 5 (14) сентября 1829 г. в Адрианополе был подписан двусторонний русско-турецкий мирный договор.
«В целом был принят русский проект договора» [Восточный вопрос 1878: 94], вызвавший массу эмоций со стороны великих держав - «сенсацию в Европе» и «возмущение в Англии» [Маркс 1964: 252]. Договор в значительной мере укреплял позиции России в районе Черного моря, на Балканах и на Кавказе. Он по своей сути был одним из завершающих звеньев в длительной цепи территориальных присоединений России на Кавказе. «Адрианопольский мирный договор, как и завершение присоединения Закавказья, относят к наиболее крупным внешнеполитическим победам России конца первой трети XIXв.» [Блиев 2004: 628].
Непосредственно черкесов касалась статья IVАдрианопольского трактата, в соответствии с ней Турция передавала России Ахалцих и Ахалкалаки. «О присоединении Анапы и Поти не говорилось, но указывалось, что к России переходит весь берег Черного моря от устья Кубани до пристани св. Николая, в пределах которого находились Анапа (1) и Поти» [Шеремет 1975: 153]. Перешедшие к России турецкие крепости имели большое значение не только в качестве территориальных приобретений, они являлись «гарантией безопасности и будущего спокойствия всех пограничных провинций России, и особенно азиатского побережья Черного моря» [Шеремет 1975: 90]. Таким образом, к России переходила северо-восточная часть Черноморского побережья Турции, и, что особенно важно, Османская империя лишалась всех своих опорных пунктов на Кавказе. Говоря словами дореволюционногоавтора В. С. Кривенко, «западное побережье Кавказа лишь с 1829 года, после первой Николаевской турецкой войны, вошло в состав русских владений» [Кривенко 1893: 67].
Победы Российской империи в войнах с Ираном (1826-1828 гг.) и Турцией (1828-1829 гг.) кардинально изменили геополитическое положение в западной части Кавказа, хотя до реального включения этой территории в состав российского государства прошло еще много лет.
Черкесские племена и их отношение к договору. На территории, переданной Российской империи в соответствии со статьей IVАдрианопольского трактата, проживала основная часть адыгских племен. «К ним относились абадзехи, шапсуги, натухайцы и ряд других более малочисленных племен» [Блиев 2004: 109]. Все они, «считавшиеся за особые народы» [Ковалевский 1869: 85-86], стали известны в русской и иностранной литературе под именем закубанских горцев или черкесов, а их страна - под названием «Черкесия». По выражению Е. П. Ковалевского, эти племена являлись «настоящими представителями своей народности и считали себя совершенно независимыми, несмотря на Адрианопольский трактат, по которому Турция уступила их России. Поэтому их называли вольными черкесами, в противоположность с другими обществами, более или менее подвластными русскому правительству, которые управлялись назначенными от него князьями, почему они и носили название княжеских или мирных черкесов» [Ковалевский 1869: 85-86].
Победа в войне с Турцией в значительной мере стимулировала рост активности российской политики в кавказско-черноморском регионе. «Однако трактаты с Турцией собственно для горцев не имели никогда значения» [Кривенко 1910: 1]. Договор, отводивший России северо-восточный берег Черного моря с Закубаньем, не был признан проживающими на этой территории адыгскими «вольными» обществами [Блиев 2004: 629]. «Во-первых, потому, что он был заключен без их участия, во-вторых, и самое главное, подавляющее большинство горцев никогда не считало себя подданными, в полном смысле этого слова, турецких султанов» [Дзидзария 1975: 56].
Когда черкесы узнали, что по Адрианопольскому мирному договору они переданы турецким султаном России и что с этого времени они становятся подданными русского царя, «адыги не могли понять, как султан мог передать их страну, которой он никогда не владел, кому-либо» [Лапинский 1995: 209]. Искреннее недоумение черкесов можно понять, так как «никогда ни один турецкий солдат не ступал на землю шапсугов, абадзехов или убыхов, а тем более – в южную часть Кавказа» [Лапинский 1995: 203].
Состояние черкесского общества хорошо передает в своем рапорте командованию Г. В. Новицкий, который докладывал, что «до Ада-гумского собрания (состоялось в нач. 1831 г. - 3. Б.) многие из шапсугов и натухайцев не уверены были, что они перешли под зависимость России» [АКАК-7: 901]. Собравшиеся на Адагуме не верили тому, что султан действительно отказался покровительствовать черкесам. Только после долгих уверений известного натухайского князя Сефер-бея и одного из авторитетных горцев Юсуфа-эфенди адыги поверили в свое новое положение.
На Адагумском собрании образовалось две партии - партия, желающая подчиниться России, и другая, выступившая за сохранение независимости. В конечном итоге последняя партия оказалась в большинстве, подпав при этом под влияние распространившихся нелепых слухов.Надо заметить, что на Адагумском собрании дворяне (уорки) оказались в числе тех, кто готов был покориться России.Политическая атмосфера в этот период была накачена всякими слухами, носившими явно провокационный характер. Как пишет историк Ф. А. Щербина, «всюду в горах носились слухи, что черкесы могли рассчитывать на помощь Турции в борьбе с русскими» [Щербина 1913: 263], а также о том, что якобы «все Российские войска удалены с Линии для участия в Европейской войне» [АКАК-7: 902] и что в укреплениях осталось небольшое количество войск. Для воинственных горцев эти нелепые слухи послужили убедительным поводом для совершения набегов на русские укрепления. Все это способствовало накалу враждебности среди черкесов и было связано с большими трудностями в освоении Россией приобретенной территории.
«Среди западных адыгов, переживавших начальные формы социального расслоения, "вторжение" России углубило политический раскол» [Блиев 2004: 639]. Это хорошо прослеживается по составу черкесов, совершивших нападение на Ивано-Шебшское укрепление (16.02.1831 г. - 3. Б.), в котором «не участвовали дворяне (уорк), а только фокотль, или простой народ» [АКАК-7: 902].
Идеологическим обоснованием военных действий черкесов против русских стало чувство безграничной свободы, отмеченное Э. Спенсером, который писал, что «черкесы считают собственную свободу первым среди всех земных даров природы». Горцы заявили русским: «Мы и наши предки были совершенно независимы, никогда не принадлежали султану, потому что его не слушали и ничего ему не платили, и никому другому не хотим принадлежать. Султан нами не владел и поэтому не мог нас уступить» [Торнау 2000: 33].
Стало очевидным, что Адрианопольский мир и его практическая реализация на Западном Кавказе вовлекали Россию в продолжительную войну с черкесами - войну, «которая затянулась после 1829 года еще на долгие тридцать пять лет» [Кривенко 1910: 2].
(Продолжение следует)
Источник: Вопросы истории и культуры народов России. Сборник статей к 80-летию проф. М.Блиева // Институт истории и археологии РСО-А. Владикавказ [Ответ. ред.Р.С. Бзаров].- 2010. с. 143 - 158.
Примечание
(1) Крепость Анапа была построена в 1781 году по приказанию турецкого султана Абдул-Хамида Iфранцузскими инженерами по всем правилам фортификационной техники и считалась первоклассной по тому времени крепостью. И после, еще до начала русско-турецкой войны 1828-1829 гг., Франция оказывала содействие туркам в реконструкции и укреплении этой крепости. Анапа являлась самым северным форпостом Османской империи в бассейне Черного моря, ключом к его северо-восточным берегам. К России Анапа отошла окончательно по Адрианопольскому договору 1829 г.
Россия Турция черкесы