Об актуальных проблемах черкесов Турции
Публикации | Рубен МЕЛКОНЯН (Армения) | 16.07.2011 | 14:41
Османская империя была многонациональным и полиэтническим государством, где, однако, нетурецкие народы обязаны были забыть о своей идентичности и встать на путь отуречивания. Причем политика отуречивания применялась не только к христианам, но и к народам, исповедующим ислам. Турецкая Республика не только унаследовала, но и с новым размахом продолжила эту политику, получившую в XX веке определенное правовое оформление. Так, по Лозаннскому договору 1923г. Турецкая Республика признала всего три общины нацменьшинств – армянскую, греческую и еврейскую, а около четырех десятков других народов и этнорелигиозных групп, таких как, например, ассирийцы, курды, черкесы и пр., не получили отдельных прав и статуса.
Политика отуречивания ярко проявилась в отношении всех проживающих на территории Турции мусульманских народов, однако в случае курдов она встретила противодействие, которое временами превращалось в вооруженную борьбу, в частности курдские восстания и мятежи первой половины XX века. Известно, что согласно официальному турецкому тезису факт существования курдов как отдельного этноса изначально не признавался, постулировалось, что курды – просто «горные турки». Сегодня уже курдский вопрос в Турции дошел до такого уровня, что турецкое государство не только признает существование курдского народа, но и предоставляет ему различные права, а определенные курдские круги постепенно начинают более открыто говорить об автономии.
Второй по многочисленности мусульманской национальной общиной Турции являются черкесы. Известно, что в середине XIX века из России в Османскую империю мигрировали северокавказские народы, которых в Турции принято называть черкесами. Османские власти, приняв черкесов-мусульман, сразу же использовали их в демографических процессах и в политике оказания давления в отношении христиан. Черкесам в основном были предоставлены заселенные христианами территории с целью изменения демографической картины в сторону большей исламизации. Черкесы занимали серьезные позиции и играли существенную роль в турецкой военной системе, в конце концов не нужно игнорировать и тот факт, что они принимали деятельное участие в осуществлении геноцида армян.
Сегодня в Турции, по разным источникам, численность черкесов колеблется в пределах 3-5 млн. человек, однако специалисты считают более реальной цифру 3 млн. В республиканской Турции черкесы также вовлечены в военную и политическую сферы. Среди них встречаются также высокопоставленные военные и государственные чиновники.
Актуализировавшийся сегодня в Турции вопрос идентичности не обходит стороной также черкесов, и в этом направлении происходят определенные развития. Так, недавно общественная организация «Инициатива прав черкесов» провела в Анкаре акцию протеста черкесов, основной целью которой было озвучить волнующие черкесов вопросы, главным из которых является «вопрос сохранения черкесской идентичности». Основным залогом сохранения идентичности организаторы считают вопрос своего родного языка, в связи с чем и выдвинули конкретные требования. Сегодня в Турции черкесским языком владеет только 10% черкесов, к тому же – старшее поколение. Заслуживают внимание основные плакаты-лозунги этой акции протеста: «Мы требуем образования на черкесском!», «Тот, кто потеряет язык, потеряет все!», а общей темой этого мероприятия была следующая: «Да здравствует наша борьба за сохранения черкесской идентичности!». Среди требований черкесов важное место занимает также вопрос создания телевидения и радио на черкесском языке, что, по их мнению, будет способствовать сохранению языка.
Член совета правления «Инициативы прав черкесов» Кенан Каплан заявил: «Мы долго ждали того дня, когда в Турции в книгах отразятся наша история, культура, язык, когда мы будем читать книги на нашем родном языке». Примечательно, что черкесы, озвучивая свои проблемы, явно намекают на внимание правительства Турции к курдскому вопросу, отмечая: «В этой стране должны считаться с правами не только тех, кто много шумит, но и других народов».
Как и следовало ожидать, в Турции уже сформировалось противодействие в отношении этой новой проблемы, озвучиваемой мусульманским меньшинством, и ряд лиц выступил с критикой в адрес «Инициативы прав черкесов». В частности, довольно резкие заявления сделал известный в Турции публицист и исследователь черкесского происхождения Мурад Бардакчы. Бардакчы заявил: «Нам сегодня только черкесской инициативы не хватало». Обращаясь к миграции черкесов из России, он отметил, что это произошло «для спасения от русского меча», и, в отличие от русских, турки приняли черкесов с распростертыми объятиями. Перечисляя черкесов, достигших больших успехов в различных сферах, Бардакчы считает сегодняшние требования по сохранению родного языка черкесов «неблагодарностью к Турции». За утрату черкесского языка, по словам Бардакчы, ответственно не турецкое государство, а сами черкесы, которые не смогли передать язык из поколения в поколение. Примечательно, что Бардакчы призывает недовольных черкесов покинуть Турцию и требовать свои права у России: «Старшее поколение имеет множество воспоминаний о “царе-убийце”, “предательнице-Москве” и “дикой Сибири”. Если у вас хватит сил, идите и требуйте ваши права у России».
Примечательно, что этот вопрос, «набирая обороты», уже превратился в дискуссию между самими черкесами, во время которой выявляются довольно интересные факты. В частности, черкесские публицисты Яшар Гювен и Фуат Угур парировали на заявления Бардакчы. Говоря о черкесах, добившихся высоких должностей в Османской империи и Турецкой Республике, они отметили, что эти люди заняли должности не как черкесы, а как турки, т.е. их черкесская идентичность была полностью проигнорирована, и вообще черкесы не получили никаких прав, основанных на их истинной идентичности: «Когда мы боролись за создание этой страны, отдавали наши жизни и кровь, в то время мы даже не знали турецкого языка, а теперь забыли наш родной язык», – утверждает Фуат Угур.
В процесс взаимных обвинений черкесов вмешался также председатель «Федерации Кавказских союзов» Джихан Джандемир, признав, что миграция черкесов в Османскую империю имела также антихристианскую демографическую причину. Он отметил, что в турецкой реальности применялась и сегодня продолжается политика отуречивания, которая повлияла также на мусульманские народы. В частности, под влиянием этой политики многие черкесы начали скрывать свою идентичность, не использовали черкесские имена, не говорили на черкесском языке.
Интересно, что во время обсуждений черкесских не обошли вниманием также армянскую тему и, в частности, вопрос о том, какую роль сыграли черкесы в ходе геноцида армян. Вышеупомянутые черкесские публицисты Яшар Гювен и Фуат Угур даже присоединились к сбору подписей «Мы просим прощения у армян». Не отрицая участия черкесов в геноциде, они в то же время делают обобщающие заявления и пытаются найти «смягчающие» обстоятельства в поступках своих предков: «Среди черкесов есть также спасшиеся от погромов армяне. В Кесарии и окрестных селах есть спасшиеся от смерти в 1915г., продолжившиеся жить в черкесских селах очеркесившиеся армяне». Разумеется, это утверждение весьма уязвимо, поскольку речь может идти преимущественно об армянках, которых черкесы похитили и обратили в ислам, после чего они вынуждены были жить как черкесы, т.е. «очеркисившиеся армяне» на самом деле являются насильственно похищенными во время Геноцида армянками.
Обобщая, отметим, что начавшийся и набирающий обороты среди черкесов процесс довольно любопытен в контексте развития вопроса идентичности в Турции и показывает, что идея насильственно созданной «однородной» Турции, по сути, не достигла полного успеха. В то же время можно предположить, что турецкие власти опасаются, что в случае удовлетворения требований черкесов такие же требования могут предъявить лазы, исламизированные грузины (гюрджу) и другие меньшинства.
По материалам: ИАЦ "Нораванк"
Турция черкесы