Миротворческий потенциал Научного общества кавказоведов в урегулировании карабахского конфликта
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Асланбек АДИЕВ | 24.06.2011 | 00:30
Азербайджано-армянский этнополитический конфликт из-за Нагорного Карабаха с момента прекращения военных действий в 1994 году вот уже 17 лет протекает в режиме холодной войны. Гонка вооружений, активизация стычек вдоль линии фронта, жесткие воинственные заявления – характерные элементы этого противостояния. Некоторые эксперты и сторонние наблюдатели обоснованно опасаются возобновления масштабных военных действий.
Военный потенциал обеих сторон за последние годы сильно возрос, и новые боевые действия на Южном Кавказе повлекли бы за собой намного больше жертв, чем военные операции 1992-1994 гг., которые завершились неустойчивым перемирием. Ни у одной из сторон, вероятно, не будет шансов на легкую и быструю победу.
Вооруженные силы Азербайджана насчитывают порядка 95 тыс. чел., Армении и Нагорного Карабаха – около 70 тыс. чел. (1) Армии двух стран располагают мощным и современным вооружением и готовы к ведению длительной войны. Обе стороны имеют средства для поражения крупных населённых пунктов, жизненно важной инфраструктуры и коммуникаций.
Таким образом, наихудшим вариантом развития событий в зоне конфликта будет затяжная военная кампания с появлением сотен тысяч беженцев. Из-за региональных альянсов в конфликт могут быть втянуты Россия и Турция. В этом смысле карабахский конфликт имеет огромный геополитический аспект и затрагивает интересы всех международных акторов в регионе.
Карабахский конфликт тормозит экономическое развитие обеих республик. Годы транспортной блокады Армении со стороны Турции и Азербайджана отразились на экономике республики, увеличивая коммуникационную зависимость Армении от Грузии, отношения с которой нельзя назвать однозначно партнерскими.
Азербайджан, казалось бы, день ото дня набирает силу благодаря нефтяным доходам от поставок энергоносителей западным странам, однако наличие неурегулированного этнополитического конфликта на территории страны не позволяет рассчитывать на полноценное сотрудничество со странами ЕС. Азербайджан, осознавая некоторые геополитические преимущества над Арменией, и рассчитывая на солидарность Турции, сделал ставку на изоляцию противника. Все региональные проекты (нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса, железнодорожная ветка Баку-Тбилиси-Карс) по инициативе азербайджанской стороны реализуются в обход Армении. Таким образом, Азербайджан рассчитывает экономически истощить противника, и под давлением внутренних социально-экономических проблем вынудить Ереван и Степанакерт пойти на компромиссное решение конфликта с учетом интересов Баку.
Армения в условиях экономической блокады рассчитывает на помощь диаспоры, которая все эти годы вытягивает экономику практически изолированной страны. Армянские диаспоры в России, США и в европейских странах оказывают не только финансовую помощь исторической родине, но и лоббируют интересы Еревана в политических кругах в странах проживания, обеспечивая определенную лояльность этих стран к позициям Армении в карабахском конфликте.
Многочисленные переговоры по урегулированию карабахского конфликта не сдвинули процесс с мертвой точки. Армянская сторона настаивала вначале на присоединении Нагорного Карабаха к Армении, теперь - на признании Нагорно-Карабахской Республики независимым государством. Азербайджан требует вернуть оккупированные армянской стороной районы страны, и согласен лишь на высокую автономию Нагорного Карабаха внутри Республики Азербайджан.
Значительную роль в процессе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта играют Россия и Турция, причем Россия представляла в большей степени интересы Армении, а Турция – Азербайджана.
Согласно Договору 1997 г. о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, Россия приняла на себя обязательство защищать Армению в случае внешней агрессии. Очевидно, что покровительство Армении Россией обусловлено тем, что Армения в послесоветские годы позиционировалась как последняя про-российски настроенная республика Закавказья, в то время как внешнеполитический курс Азербайджана имеет в основном про-турецкий характер. Нельзя сказать, что Азербайджан в своих внешнеполитических предпочтениях в пользу Турции и Запада бездумно отрекался от дружбы с Москвой. В Азербайджане стремились и к политическим дивидендам от сближения с Западом и старались не забывать об экономических выгодах от сотрудничества с Россией. Очевидно, что в Баку трезво оценивают роль России, как доминирующего государства на Кавказе, и понимают необходимость диверсификации внешнеполитических устремлений между Москвой и Анкарой. Выверенная геополитика Азербайджана привела к тому, что Москва все более очевидно занимает нейтральную позицию с расчетом на энергетическое партнерство с Азербайджаном и военно-стратегическое присутствие в Армении. Россия не может выбирать между двумя равноценными акторами региона, и вынуждена имитировать бурную посредническую деятельность по урегулированию карабахского конфликта, так как совсем не ясно, к чему приведет изменение сложившегося в 1994 году по окончании боевых действий статус-кво в зоне конфликта.
Турция – стратегический союзник Азербайджана в конфликте всегда учитывал интересы Баку в отношениях с Арменией. Хотя Турция не замедлила в 1991 году признать своего нового соседа, за истекшие 20 лет между этими государствами так и не были установлены дипломатические отношения. Армянское руководство постоянно заявляло, что готово на нормализацию отношений с Турцией без каких-либо предварительных условий. Со своей стороны, турецкие власти также выражали желание нормализовать отношения с Арменией, но выдвигали для этого ряд предварительных условий:
· Мирное урегулирование карабахского конфликта с Азербайджаном;
· Признание турецко-армянской границы;
· Прекращение кампании за признание геноцида (2).
Наиболее острая из перечисленных выше проблем – неурегулированный карабахский конфликт. Руководство Армении обвиняет Турцию в том, что она ставит отношения с Арменией в зависимость от ее отношений с Азербайджаном. Турция рассматривает карабахский конфликт и оккупацию территорий Азербайджана как основное препятствие политической стабильности, экономическому развитию и региональному сотрудничеству на Южном Кавказе. При этом Турция пока не может без оглядки на Баку устанавливать дипломатические отношения с Арменией. Вероятность открытия границы и развития полноценного экономического сотрудничества между Турцией и Арменией тревожит Азербайджан. Ведь это сведет на нет политику экономической изоляции Армении, что в свою очередь, усилит позиции Еревана на переговорах по мирному урегулированию карабахского конфликта. Пропорционально улучшению армяно-турецких отношений ухудшаются отношения Баку с Анкарой. Видимо пока еще Турция не может нормализовать отношения с Арменией без ущерба своим отношениям с Азербайджаном. И ситуация не изменится пока не будет урегулирован карабахский конфликт. В связи с этим очевидно, что карабахский конфликт будет включен в контекст переговоров по нормализации отношений между Турцией и Арменией.
Турция заинтересована в налаживании добрососедских отношений с Арменией, так как это требование для стран кандидатов в ЕС, куда стремится Турция. К тому же установление нормальных отношений с Арменией усилит влияние Турции на Кавказе в целом, где исторически доминирует Россия. Таким образом, очевидно, что для укрепления своих позиций на Южном Кавказе, Турции целесообразно развивать партнерские отношения и сотрудничество с Россией.
Тенденции последних лет в армяно-турецких отношениях показывают, что в долгосрочной перспективе допустима нормализация отношений соседних государств до уровня, на котором уже можно будет поднимать и решать вопросы мирного урегулирования карабахского конфликта.
Сложный миротворческий процесс по урегулированию конфликта должен включать в себя не только прямые и посреднические переговоры между Арменией и Азербайджаном, но и переговоры между Россией и Турцией, Азербайджаном и Россией, Арменией и Турцией. В мирном урегулировании Нагорно-Карабахской проблемы заинтересованы все стороны, никому не выгодно возобновление военных действий в регионе.
К большому сожалению, трудность урегулирования конфликта обусловлена не только расхождением определенных геополитических интересов стран региона, а в большей степени отсутствием выраженной политической воли у глав республик к изменению сложившегося статус-кво. Наличие нерешенного карабахского вопроса по-прежнему остается фактором внутриполитической консолидации, как в Армении, так и в Азербайджане. Безусловно, этот фактор с каждым днем теряет свой вес перед насущными социально-экономическими и внутриполитическими проблемами, с которыми сталкиваются обе республики. В обеих республиках это проблемы экономического характера, главная из которых – бедность, высокий уровень коррупции, а в Азербайджане еще и стремительная политизация ислама.
В последние годы именно внутриполитические и социально-экономические проблемы вызывают насильственную смену власти и революции в государствах, где правительства игнорируют эти проблемы, повторяя устаревшую риторику, которая давно выпала из дискурса.
Армения и Азербайджан должны проявить политическую волю и урегулировать карабахский конфликт мирным способом, учитывая в первую очередь социально-экономические выгоды от установления прочного мира и регионального сотрудничества.
Одной из задач в урегулировании конфликта, по мнению А.Юнусова, является налаживание контактов и диалога на уровне журналистов и НПО Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха (3). Развивая эту идею, можно внести предложения по возобновлению интенсивных контактов представителей регионального научного сообщества. Через совместные научные проекты и мероприятия местные сообщества смогут развивать добрососедские отношения, обогащаясь знаниями о культуре и повседневной жизни соседних обществ. Именно интеллигенция способна трансформировать враждебное восприятие в толерантное и уважительное отношение к соседу, что в последующем позволит политическим лидерам обеих наций решать карабахскую проблему с широкой общественной поддержкой за спиной, тогда как сейчас, готовность политических лидеров принять компромиссные решения встречается в штыки, и в первую очередь - своими же соотечественниками.
Конструктивно настроенные представители регионального научного сообщества, выработав общий подход к проблемам урегулирования конфликта, должны сплоченно и организованно выступать перед официальными лицами и заручиться их поддержкой. Необходимо чаще общаться с журналистами и редакциями СМИ, активно работать со студентами ВУЗов и школьниками, развивая в них конструктивные и созидательные идеи. Миротворческая и просветительская деятельность интеллигенции Кавказа должна находить поддержку на самых высоких политических кругах, спонсироваться правительствами стран региона. Идеи мира, развиваемые и распространяемые интеллигенцией, должны однажды найти поддержку в массах и тогда никакие происки внешних акторов с их геополитическими интересами не смогут вбить клин между соседями и расшатать этнополитическую стабильность в кавказском регионе.
_________________________________
(1) Армения и Азербайджан: предотвратить войну // http://www.crisisgroup.org/en/regions/europe/caucasus/B60-armenia-and-azerbaijan-preventing-war.aspx?alt_lang=ru
(2) Горгулу А. Армяно-турецкие отношения: вечный тупик? // Кавказское соседство: Турция и Южный Кавказ. – Ереван: Институт Кавказа, 2008. – С. – 147.
(3) Ариф Юнусов: «Мы должны были давно наладить если не диалог, то для начала хотя бы контакты с карабахскими армянами». - Интервью Day.Az с известным конфликтологом Арифом Юнусовым. - http://news.day.az/politics/112550.html
Асланбек Адиев - Старший научный сотрудник СКНЦ ВШ ЮФУ
Азербайджан Армения Нагорный Карабах Научное общество кавказоведов