Изучая наследие Воронова
Публикации | 16.05.2011 | 20:44
8 мая известному ученому и государственному деятелю Абхазии Юрию Николаевичу Воронову исполнилось бы 70 лет. В числе мероприятий, посвященных этой дате, состоявшаяся в Сухуме международная научная конференция, которая собрала несколько десятков ученых из Москвы, Парижа, Санкт-Петербурга, Еревана, Махачкалы, Цхинвала, Ростова-на-Дону, Краснодара.
Несколько дней назад состоялось пленарное заседание, посвященное научному наследию Юрия Воронова.
По традиции участники конференции возложили цветы к могиле Юрия Воронова в центре столицы. Почтить память кавказоведа с мировым именем, одного из активных участников национально-освободительной борьбы абхазского народа, пришли представители правительства Абхазии, сотрудники Академии наук, Абхазского госуниверситета, Абхазского Госмузея и Управления охраны историко-культурного наследия Абхазии, российские ученые.
Открывая международную конференцию, премьер-министр Абхазии Сергей Шамба рассказал об основных этапах жизни ученого и политика Юрия Воронова, его вкладе в развитие кавказоведения. Он отметил, что ведется большая работа по систематизации его научного наследия.
«Большую работу по увековечению научного наследия Юрия Николаевича Воронова, которое составит семь томов по 40 печатных листов каждый, проводит его вдова Светлана Владимировна Воронова. Уже опубликовано три тома, четвертый и пятый готовятся к печати».
Все наследие Воронова уместить в семитомник не удастся. Как рассказала хранитель отдела материальной культуры и древнего искусства Государственного музея Института Востоковедения, старший научный сотрудник Ирина Ксенофонтова, московские ученые занимаются изучением рукописей Юрия Воронова, которые будут изданы отдельно. Рукописи эти, по ее словам, насчитывают около 13 папок в сотни листов каждая. Одной из неопубликованных работ является «Абхазская Атлантида», в которой Воронов дает свое видение проблем поиска следов древней Диоскурии.
Судьба историка Юрия Воронова тесно переплетена с политикой. В период грузино-абхазской войны, как рассказала в своем докладе заведующая кафедрой истории, археологии и этнологии Абхазии АГУ Антонина Хашба, Воронов, постоянно печатавшийся в российской периодике, был одним из немногих, кто доносил до мира правду об ужасах грузинской оккупации.
Юрий Николаевич был, в первую очередь, человеком глубоко духовным. По убеждению друга Юрия Воронова, декана факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета протоирея Александра (Салтыкова), именно это позволяло ему превыше всего ставить интересы добра и справедливости.
«Самое главное, что в нем было это! И что сделали его таким крупным ученым не только огромный талант и культура, которые ему были свойственны, но внимательное отношение, понимание проблемы личности, проблемы человека и человечности».
А вот историк Юрий Анчабадзе видит в Воронове, прежде всего, ученого, которого судьба заставила заняться политикой. «В одной из своих статей, когда он говорил о перипетиях своей политической деятельности, у него вырвалась такая фраза: «А душа рвалась к творчеству». Для меня в этой фразе очень ярко проявляется то страдание, которое, видимо, он испытывал, когда политическая проблематика, в которую он был полностью погружен, отрывала его от раскопок, от письменного стола, от бумаги. От того, чему он посвятил всю свою жизнь. Хотя, насколько я знаю, публично он никогда не жаловался, не стенал по этому поводу, никогда не раскаивался в том, что жизнь перевела его на эту стезю».
Археолог-кавказовед Юрий Воронов был специалистом широкого профиля. Именно поэтому в рамках конференции будут работать две секции – по древности, с каменного века до античности, и по эпохе средневековья. Будет зачитано около 50 докладов.
Рустам Зантария, АпсныПресс
Абхазия Юрий Воронов