Россия лишь приветствует диалог в Армении
ИНТЕРВЬЮ | Андрей АРЕШЕВ | 11.05.2011 | 19:48
- В пятницу постоянная комиссия по внешним связям НС РА одобрила соглашение, представленное Оганяном, по которому предусматривается продление срока пребывания миротворцев Вооруженных сил Армении в составе миротворческой миссии НАТО в Афганистане до 2012 г., а также увеличение состава миротворческого контингента в три раза. Фактически, Армения углубляет свои отношения с НАТО. Господин Арешев, на Ваш взгляд, может ли Россия воспринять этот факт болезненно?
- Во-первых, Армения независимое и самостоятельное государство, и осуществляет свою внешнюю политику, исходя из национальных интересов. С этой точки зрения отношение России может быть только положительным, поскольку Россия сама в качестве военного транзита, активно участвует в миссии НАТО в Афганистане. Правда, России не вмешивается во внутренние дела Афганистана и не имеет военного участия там, однако сегодня между Россией и западным альянсом нет противоречия вокруг афганского вопроса, и ясно, что в этом контексте Россия не имеет никаких оснований для негативного отношения к решению об увеличении и продлении срока пребывания армянских вооруженных сил в Афганистане.
- В повестку ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которая состоится в июле, в Белграде, включен также вопрос НК. Что могут дать процессу урегулирования НК конфликта подобные дискуссии, происходящие вне рамок Минской группы?
- В подобных конфликтах результаты и возможные выходы, зафиксированные в вопросе урегулирования, вызывают пессимизм. Вне рамок Минской группы, в рамках какой-либо европейской структуры обсуждения вопроса Нагорного Карабаха, не учитывая все обстоятельства проблемы, не могут привести к хорошим результатам и конструктивным решениям. На подобных платформах в дискуссиях вокруг Карабахского вопроса участвуют такие страны как, например, Турция, и ясно, что эти дискуссии не могут иметь какое-либо положительное влияние на процесс урегулирования. Более того, по некоторым непонятным причинам, на тех или иных европейских платформах обсуждают вопрос и судьбу Карабаха, не учитывая мнение самого Карабаха.
- В прошлом году, трехсторонние встречи Армения-Азербайджан-Россия организовались чаще, а в этом году до сих пор была организована лишь одна такая встреча, и еще одна планируется летом. Как Вы оцениваете это обстоятельство, на Ваш взгляд, можно ли ожидать какого-то прогресса от этой встречи?
- Можно предположить, что президенты встретятся в рамках Санкт-Петербургского экономического форума. Что же касается интенсивности этих встреч, то я думаю, что в 2011 году сохраняется их высокий темп, что является достаточно благоприятным фактором, так как ситуация вокруг Карабаха остается напряженной, и контакты лидеров конфликтующих стран эффективны, по крайней мере, с точки зрения временного снижения напряжения и обмена мнениями. Нужно приветствовать эти встречи, я считаю бессмысленным тот переполох, который возникает после каждой такой встречи. Учитывая суть Карабахского конфликта, различные и серьезные интересы, недостаточное желание обсудить суть конфликта – можно сказать, что все это в настоящее время не способствуют какому-либо возможному прогрессу.
- Сейчас в Армении ведется диалог между оппозицией и властью. Существует мнение, что этот диалог осуществляется под влиянием внешних сил. На ваш взгляд, насколько обусловлены эти внутриполитические развития Армении внешним влиянием?
- Я думаю, этот диалог, который сейчас ведется, и первые результаты которого мы уже видим, достаточно важен в первую очередь в точки зрения сохранения внутриполитического баланса Армении, так как Армения находится в тяжелом геополитическом положении. Этот диалог очень важен с точки зрения укрепления позиции Армении, в частности, в рамках Минской группы. А внешние силы в этом вопросе могут действовать по-разному: они могут быть заинтересованы в усилении Армении, однако все может быть также наоборот. Мне кажется, Россия заинтересована в том, чтобы ее единственный военно-политический партнер на Южном Кавказе был по возможности сбалансированным и преследовал свои собственные интересы. Я думаю, что Россия лишь приветствует этот диалог. Что же касается США, то здесь вопрос сложнее. Интересно, что посол США в Армении Мари Йованович завершает свою дипломатическую миссию, и очень важно знать, кто же будет следующим. Довольно интересно будет также проанализировать внутриполитическую ситуацию Армении того периода, когда Йованович уже покинет пост посла. Мне кажется, некоторые вопросы, на которые в настоящее время трудно ответить, через несколько месяцев будут прояснены.
- А как Вы оцениваете вероятность досрочных выборов?
- Я думаю, что в настоящее время вероятность досрочных президентских и парламентских выборов не велика. Диалог власть-оппозиция будет основан также на условиях сохранения конституционных сроков, а до выборов осталось не так уж много времени. Не стоит наводить переполох внеочередными выборами, тем более, в условиях этого диалога.
По материалам: Первый информационный
Армения Россия