О первой конференции научного общества кавказоведов
МЕРОПРИЯТИЯ | Андрей АРЕШЕВ | 10.03.2011 | 14:07
В течение двух дней – 22 и 23 февраля в столице Армении Ереване проходила первая конференция научного общества Кавказоведов. В последние месяцы кавказоведческая наука, имеющая комплексный и междисциплинарный характер, находится в центре общественного внимания, причем не только на Кавказе, но и далеко за его пределами.
На протяжении последних 20 лет ситуация в кавказоведческой науке складывалась по-разному. Известное негативное влияние оказывает состояние научной сферы во многих из новых независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, разрыв научных связей, вмешательство в науку «большой политики», привнесение в некоторые научные исследования элементов идеологизации, следствием чего стала, например, война так называемых «этнических историй». Многие участники конференции, прекрасно знающие друг друга по многолетней совместной работе, практически не встречались последние 20 лет. Мероприятия, так или иначе посвященные кавказоведческой тематике, проходят в Вашингтоне, Лондоне, но, как правило, не на самом Кавказе.
В известной мере подобная ситуация является отражением специфики исторического пути и геополитической роли кавказского региона. В последние несколько столетий кавказоведение развивалось в Санкт-Петербурге, Москве, Париже, Берлине и других внешних по отношению к региону центрах. Собственно Кавказ можно было считать центром кавказоведения лишь условно. Тем важнее подчеркнуть сам факт проведения подобной конференции в столице одного из государств Южного Кавказа, имеющего серьезный научный потенциал.
Научное общество кавказоведов придает большое значение установлению максимально широких связей с широким кругом исследователей, Кавказоведение является междисциплинарной областью, в которой работают представители разных специальностей, Обмениваться информацией, дискутировать с коллегами, пытаться в нормальном научном дискурсе понять, что происходит – это базисное условие для того, чтобы существовало адекватное знание кавказского региона.
Свидетельством востребованности подобного знания является сложная обстановка на Кавказе, наличие множества конфликтов и противоречий, способных оказать негативное влияние не только на социально-экономические и общественно-политические процессы к северу и югу от Большого Кавказского хребта, но и на страны, расположенные за пределами Кавказа. Именно поэтому столь пристальное внимание уделялось в ряде выступлений таким активно дискутируемым вопросам, как определение границ региона, его геополитическая роль, проблема наличия или отсутствия общерегиональной идентичности, предпосылки мирного решения конфликтов, исторические связи народов Кавказа с Россией, Западной и Восточной Европой, Турцией, Ираном.
Президент НОК, доктор исторических наук Александр Крылов обратил внимание на неоднозначное состояние современного кавказоведения, представители которого оказались с силу ряда обстоятельств рассредоточены по различным структурным подразделениям академических институтов, занимающихся более широким кругом проблем, зачастую не имеющих непосредственного отношения к Кавказу. В то же время в большинстве стран Западной и Восточной Европы существуют специализированные кавказоведческие центры, так или иначе ориентированные на консолидацию имеющегося научного потенциала. В выступлении Президента НОК была также отмечена такая болезненная для отечественного кавказоведения проблема, как отсутствие системы, позволяющей вводить результаты исследований в научный оборот. Работы выходят маленькими тиражами, не выходящими, как правило, за рамки «профильных» институтов. Решить данную проблему, пусть и частично, призвано интернет-представительство НОК, планирующее публиковать на своих страницах подробные сведения.
В ходе конференции были сделаны научные доклады, посвященные состоянию кавказоведческих исследований в отдельных государствах и субъектах Российской Федерации (Армения, Абхазия, Южная Осетия, Чеченская Республика, а также Польша и Великобритания). Так, например, М. Пескорский рассказал о доктрине «прометеизма», которая на протяжении десятков лет получала вПольше государственную поддержку. Активное распространение идей прометеизма среди кавказских диаспор реализовывалось силами польский воной разведки. Вокруг прометеистов собралась группа самых разных польских политиков. Возрождение «прометеизма» приходится на 90-е годы, когда были созданы структуры в поддержку Чечни, в т.ч. существующий до сих пор Комитет Свободный Кавказ. В Польше активно поддерживали грузинскую «революцию роз» 2003 года, а в 2008-м Президент Качиньский в ходе «пятидневной войны» занял однозначно прогрузинскую позицию. В последние месяцы наблюдается смена вех в польской политике по отношению к России и государствам Кавказа. Сейчас - это часть политики ЕС. В Варшаве уже не ссылаются на стратегического партнера США, отказавшись от некоторых прежних специфических подходов.
Ряд других выступлений был посвящен проблемам развития кавказского региона как части постсоветского пространства, оказавшегося в последние годы перед серьезными вызовами. Бурные события во многих странах Ближнего и Среднего Востока еще раз высветили важность представления адекватных сценарных моделей развития, путей модернизации общественно-политических и социально-экономических систем, на основе комплексного научного знания.
Развернувшаяся дискуссия затронула все эти вопросы, по которым были высказаны точки зрения, нередко существенно различающиеся друг от друга. Возможность сопоставления различных взглядов имеет крайне важное значение, что неоднократно подчеркивалось участниками конференции.
Докладчики из Польши, Великобритании, Грузии, Словакии говорили о традициях кавказоведения в своих странах в контексте международного позиционирования конкретных государств и регионов.
Немалое внимание в выступлениях многих докладчиков уделялось сравнительному анализу путей общественно-политического и социально-экономического развития государств постсоветского пространства. Здесь выделены как различия, свойственные исторически различающимся культурно-цивилизационным ареалам, так и немало общих моментов (в частности, авторитарные модели реализации реформ, что хорошо видно на примере Грузии.) В этой связи оживленный характер приняла дискуссия вокруг тезиса А. Рябова о перспективах создания в различных странах СНГ «витринных» моделей перспективного развития. Современные модернизации могут принести успех только в случае если опираются на хороший человеческий капитал, который необходимо направить на создание современных экономических укладов. Тесное взаимодействие внешних и внутренних факторов развития Кавказа также было лейтмотивом многих выступлений.
События последних месяцев свидетельствуют о том, что динамика мировых политических процессов становится настолько сложной и непредсказуемой, что если ранее считалось возможным сохранение статус-кво, то теперь важнейшим подходом является переход к попыткам влияния в определенном направлении. Применительно к Кавказу наиболее взрывоопасной представляется ситуация вокруг Нагорного Карабаха. Были высказаны различные мнения относительно вероятности возобновления боевых действий, однако общее впечатление таково, что ситуация усложняется.
По мысли Д. Ованесяна, уникальным кавказский регион делает тот факт, что он является перекрестьем проектов «Большого Ближнего Востока» и расширенной (объединенной) Европы. Эти проекты принципиально противоречат друг другу. Усиление влияния Ирана и Турции вносят определенные коррективы и акценты в понимание сути происходящих проектов. Проблемы безопасности серьезно влияют и проявляются в локальном порядке. Сейчас, после разрешения вопросов Южной Осетии и Абхазии, геополитическая «цена» нагорно-карабахского конфликта поднимается. Другими вызовами региональной безопасности являются армяно-турецкие и российско-грузинские взаимоотношения.
Несмотря на тяжелые последствия вызовов (миграционные процессы, наркотрафик и т.д.) сегодня есть определенные возможности оказать сдерживающее влияние на деструктивные процессы и смягчить их последствия.
В ходе конференции были проанализированы также сходства и различия общественно-политических и социально-экономических процессов на Южном и на Северном Кавказе.
Прозвучали интересные выступления относительно экономического развития Армении, о северо-кавказском факторе в российско-грузинских отношениях. Суда по некоторым признакам, масштабная пиар-кампания Михаила Саакашвили, направленная на жителей соседних российских регионов, приносит определенные. Но, возможно, переменчивые результаты. Доклад И. Добаева был посвящен комплексу проблем на юге России, в том числе и в контексте образования Северо-Кавказского федерального округа.
Тексты докладов участников конференции публикуются Интернет-представительством Научного общества кавказоведов.
Армения Научное общество кавказоведов